«Уголь России и Майнинг» теряет в весе

В минувший вторник в Новокузнецке открылась 22-ая специализированная выставка технологий горных разработок «Уголь России и Майнинг-2015». Одно из главных мероприятий в угольном бизнесе на этот раз приросло выставкой «Недра России». Последняя ориентирована на нефтяную и газовую отрасль. И хотя участники Майнинга говорили «КС», что не заметили нововведения, официально формат форума изменился. На бумаге. На деле все осталось как прежде: деловые переговоры, круглые столы, экспозиции спецтехники. Только кризис отрасли стал более заметен – сократились выставочные площади и число участников. Подробности ─ в репортаже «КС».

Новокузнецкий форум — полезное мероприятие: он дает понять, как чувствуют себя угольная отрасль и смежные с ней производства. По уже сложившейся традиции поддержать отношения с клиентом в Новокузнецк приехали топ-менеджеры ведущих международных машиностроительных корпораций, влиятельные фигуры угольного бизнеса, представители выставочной индустрии.

Ряды Майнинга редеют

В этом году статистика зафиксировала заметное сокращение числа участников: 360 российских и 140 иностранных компаний (по предварительным данным) против 440 и 177 компаний соответственно в 2014. Причина тому – сложная экономика угольной отрасли и спад на рынке горно-шахтного оборудования. Свои коррективы могли внести и санкции, но обошлось.

В беседе с «КС» участники Майнинга отмечали, что все ключевые игроки в Новокузнецк приехали. Не добрались, как и годом ранее, такие «тяжеловесы» рынка спецтехники, как Caterpillar и John Deere, стало меньше немецких предприятий. Без экспозиции форум встретил Юргинский машзавод, крупнейшее машиностроительное предприятие Кузбасса. Однако делегация Юрмаша на Майнинге присутствовала и вела переговоры с партнерами.

Как пояснил «КС» первый заместитель губернатора Кемеровской области Максим Макин, новый собственник Юрмаша (АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод») принял решение не выставляться в связи со сложной текущей ситуацией на рынке. Также господин Макин рассказал, что в настоящий момент разработана программа модернизации и перевооружения Юргинского машзавода. «Кроме существующих направлений, таких как крепи, очистные комбайны, берется направление на военную тематику и бурильное оборудование для нефтяной промышленности. – сообщил господин замгубернатора. ─ Предприятие ориентируется на узкую нишу, которую сегодня занимают, в основном, американские компании. «Уралвагонзавод» будет выпускать комплектующие для буровых установок мощностью до 280 — 300 тонн», ─ добавил он.

Общим «трендом» для участников Майнинга стала экономия: в сравнении с прошлым годом сократились площади экспозиций и «потускнело» оформление стендов. В непростом положении, по понятным причинам, оказались украинские компании. В разы уменьшилась экспозиция CORUM Group. «Для нас 2015 ─ кризисный год, мы потеряли на Украине часть рынка, из-за падения продаж вынуждены сокращать расходы, в том числе на маркетинг. – рассказал «КС» директор по маркетингу CORUM Group Денис Шемякин. — Но мы делаем акцент на развитие отношений с клиентами, считаем, что, несмотря на кризис и охлаждение взаимоотношений между странами, это самое важное», — заключил он.

Ориентир на импортозамещение

В перечне ключевых тем угольного форума ожидаемо оказались вопросы импортозамещения. Заместитель губернатора Кемеровской области по угольной промышленности и энергетике Андрей Гаммершмидт рассказал «КС», что сегодня в Кузбассе активно ведется работа в этом направлении, создана рабочая группа, в состав которой входят представители угольных компаний, а также машиностроители. «Основное требование со стороны угольщиков, это, конечно качество продукции, которая выпускается, над этим сейчас и работаем», ─ сказал он.

Оживленно говорят об импортозамещении и компании: курсовая разница дала отечественным производителям конкурентные преимущества, возможность сыграть на более низкой цене.

В свою очередь в ОАО «Анжеромаш» сообщили «КС», что в текущем году в рамках импортозамещения выставляют три линейки нового оборудования.

Представители единственного в России производителя цепей и анкерных креплений нижегородского завода «Красный Якорь» также отмечают новые перспективы. «Мы, безусловно, на себе ощущаем динамику колебания спроса на основной продукт, где наша продукция используется как комплектующие. Общая динамика ─ это импортозамещение. Мы видим, что идут разработки, появляются запросы на конструкторскую документацию – сообщил «КС» начальник отдела маркетинга АО «Завод Красный Якорь» Илья Азаров. Также он указал и на негативные тенденции. «Сегодня усекается сам рынок. Идет тенденция укрупнения. Шахты, которые раньше были независимыми, покупаются крупными холдингами. Зачастую эта сделка ведет к закрытию предприятия», — заметил он. Участники рынка также отмечали и тот факт, что сегодня доля подземной добычи сокращается, а значит, оборудование для угольных шахт становится менее востребованным.

По словам представителей компаний, сегодня главными трендами в производстве горно-шахтного оборудования являются безопасность, автоматизация и рост производительности. «Клиенту интересно добывать больше при меньших затратах. Важно, чтобы техника добывала больше, клиент готов за это переплачивать», ─ отметил директор по маркетингу CORUM Group Денис Шемякин.

Помимо импортозамещения, одним из стратегических направлений для многих компаний сегодня является сервис. Послепродажный бизнес развивают как российские компании, так и лидеры мирового рынка. Компания JOY GLOBAL объявила о завершении строительства сервисного центра недалеко от Новокузнецка, его открытие планируется приурочить ко Дню Шахтера. Вложения в проект превысили $30 млн. В конце 2015 — начале 2016 года откроет сервисный центр, расположенный недалеко от города Белово, и компания LIEBHERR.

Хорошо, но дорого

Несмотря на проблемы со сбытом у многих машиностроительных компаний, экспоненты отмечали высокий уровень деловой активности на ярмарке. «Посетителей много, причем приезжают не только из Кузбасса, подходят горняки и из других регионов. – говорит генеральный директор ООО «ДСИ Техно» Ирина Климчук. — Для нашей компании первые два дня выставки прошли очень продуктивно. Проведены хорошие переговоры, есть положительные результаты», — добавила она.

«В первый день выставки мы подписали контракт на три единицы нашей техники – сообщил «КС» заместитель руководителя отдела горной техники ООО «Либхер-Русланд» Максим Бодня. — Если говорить об активности, то она превысила наши прогнозы».

Участники угольного форума выделяют и ряд проблем Майнинга. Год от года они дублируются. «Wi-fi, как не работал, так и не работает, скорость очень низкая, с парковкой стало хуже, поскольку организаторы выдают меньше пропусков компаниям», — сообщил «КС» собеседник, работающий в одной из крупных российских компаний. Но основное недовольство делегаций связано с высокими ценами за аренду выставочных площадей. В беседе с «КС», многие участники называли цены своего места на уличной экспозиции в диапазоне от 500 тысяч до 1 млн рублей. Бизнесмены также добавляли, что стоимость осталась на уровне прошлого года, а для некоторых компаний были сделаны скидки, российские представительства иностранных компаний имели возможность внести плату в евро по курсу прошлого года.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ