Татьяна Проскурина: «Оптика — это не просто магазин очков»

Директор сети оптических салонов «Тамара» ТАТЬЯНА ПРОСКУРИНА — о том, как компании удалось стать одним из самых узнаваемых брендов на рынке оптики Новосибирска, какие последствия несет приобретение очков в несертифицированных точках продаж, а также на какие актуальные новинки в оптической сфере, направленные на сохранение здоровья глаз, действительно стоит обратить внимание.

— Татьяна, прежде всего хотелось бы узнать вашу оценку текущей обстановки на оптическом рынке Новосибирска. Насколько сильное влияние оказала на него экономическая ситуация?

— Экономическая обстановка наложила свой отпечаток на большинство секторов рынка, в том числе и на оптический. На данный момент на нем наблюдается активное перераспределение сил: слабые игроки уходят, сильные укрепляют свои позиции. Эта тенденция характерна для любого кризисного периода, и фиксируется во всех секторах экономики.

Если говорить об оптике, то период некоторой паники мы наблюдали с декабря прошлого года по февраль текущего: кто-то из игроков продавал бизнес вследствие нерентабельности, кто-то кардинально менял линейку, ассортимент. Отмечу, что мы в этот период не закрыли ни одного магазина «Тамара», а также не сократили штат сотрудников и размер их заработной платы. В любом случае волнение на рынке было, отрицать не буду. Сейчас стало спокойнее.

— Как отреагировал на новую экономическую реальность спрос? Изменилась ли его структура?

— Да, структура спроса немного видоизменилась. Ранее продажи солнцезащитных очков и медицинских оправ в сети салонов «Тамара» находились в соотношении 50/50, сейчас — 40/60.

Подозреваю, что в этом году солнцезащитный сезон в принципе будет не такой активный. В этом разница будет однозначно. С другой стороны, несмотря на изменение экономических условий, покупатели, к счастью, по-прежнему предпочитают не экономить на своем здоровье, и на здоровье глаз в том числе. Мне кажется, что с каждым годом наш покупатель, да и просто житель Новосибирска, все лучше разбирается в оптике и уже способен отличить качественную вещь от низкосортной. Да, те, кто раньше приобретал сразу несколько пар очков, сейчас берут по одной, но они все равно берут качественную вещь. Как известно, скупой платит дважды, и на нашем рынке мы к этому уже пришли. Сеть «Тамара» присутствует на нем с 1994 года, и никогда не торговала некачественным товаром или подделками известных брендов. Наш формат — это продукция высокого уровня из Италии, Германии, Франции, США, Японии.

— Вызвал ли рост курсов валют средний чек в сети салонов «Тамара»?

— Большую часть цен — более 50% — мы оставили на прежнем уровне. Идем навстречу клиенту, сокращая наценку. В дорогих заказных позициях очковых линз, которые составляют около 20% ассортимента очковых линз и изготавливаются индивидуально, цена возросла от 5% до 10%. Но это, к сожалению, неизбежно — данные позиции заказываются на заводах Японии, Германии, Франции, и стоимость товара поднялась пропорционально росту курса евро.

— Согласно недавнему исследованию компании Johnson & Johnson (проведено в 2014 году), порядка 20% россиян, имеющих нарушения зрения, не используют средства коррекции. Чем это может быть чревато, на ваш взгляд?

— В первую очередь ухудшением зрения. И как следствие — снижением качества жизни.

В случае с дальнозоркостью, когда человек видит плохо вблизи, как правило, он отодвигает предмет, чтобы увидеть его более четко. Давление на глазное яблоко увеличивается, а значит ухудшается работа глаз и их состояние в целом. В случаях с близорукостью, когда плохо видят предметы на дальних расстояниях, человек обычно щурится, тем самым спазмируя глаз еще больше и этим также ухудшая состояние глазных мышц. А водить транспорт без очков вообще опасно, особенно в темное время суток.

Поэтому коррекция зрения — очень важный момент! Правильно подобранные очки — это здоровье, и не только глаз, но и всего организма.

— Несмотря на то что информированность сибиряков в сфере оптических технологий возрастает, покупка солнцезащитных очков или медицинских оправ на рынках все еще не является редкостью. Чем опасно приобретение очков в нелицензированных точках? Чем данная продукция отличается от салонной?

— В первую очередь тем, что в салоне всегда есть сертификаты и документы на представленный товар. На очки, купленные в Интернете, в магазине одежды или на рынке, никто никаких гарантий не даст и не ответит на вопрос, подойдет ли данная конкретная оправа под ваши линзы. Результат большинства этих приобретений — очередная бестолковая покупка. В хорошем салоне всегда можно получить ответы на любые возникающие вопросы.

Второй момент. Если мы говорим про оправы, стоит быть предельно осторожным — некачественный пластик под воздействием солнечных лучей способен вызвать ожог кожи лица. Токсичный пластик при высоких температурах элементарно начинает плавиться. Ситуация может быть настолько серьезной, что могут остаться шрамы.

Третий момент: некачественные линзы в солнцезащитных очках могут вызвать ожог роговицы, а готовые очки сомнительного производства очень часто вызывают головные боли и ухудшение зрения.

И, пожалуй, самое важное, о чем стоит упомянуть. Ни в коем случае не стоит покупать дешевую оптику на рынках детям! Не экономьте на солнцезащитных очках для детей! У нас принято, что ребенку дорогое покупать жалко, можно ограничиться недорогими очками, которые не жалко сломать. Однако «крашеные пластики» в переходах — это очень большой риск. Дешевая линза создает «парниковый эффект» вокруг глаза, он фактически «запечатывается». Добавляется к этому то, что такая линза не спасает от ультрафиолета, и он в полную силу ударяет по детским глазам. Параллельно на глаза оказывает сильную нагрузку повсеместная «компьютеризация» — современные дети очень много времени проводят за компьютерами, планшетами, телефонами.

Поэтому я бы советовала приобретать детям качественную оптику. На сегодняшний день, особенно в детской оптике, используют новейшие материалы — полимеры, поликарбонат, которые абсолютно безопасны. При изготовлении солнцезащитных линз также применяется множество технологий: от нанесения многослойных покрытий, обеспечивающих не только 100%-ную защиту от ультрафиолета, но и грязе-, водо-, пылеотталкивающие свойства, а также упрочняющие линзу покрытия.

Она становится более устойчивой к царапинам, ударам. Есть и просветляющие покрытия, способствующие получению через них более четкого изображения. Кроме этого, защитные слои могут быть сверху линзы, внутри линзы, по ее внутренней поверхности, более того — сам полимер может изготавливаться с добавлением соответствующих защитных фильтров.

— Встает вопрос, как выбрать действительно достойный салон, который может гарантировать высокое качество работы?

— Прежде всего отмечу, что оптика — это не просто магазин очков. Это целый комплекс услуг. Здесь важен сервис, качество обслуживания. У достойной, серьезной оптики обязательно есть профессиональный доктор-офтальмолог, а медицинский кабинет имеет сертификацию и лицензию.

Для себя я выделяю две большие составляющие хорошего салона оптики. Первая — это высококачественная «начинка», включающая медицинский кабинет, оснащенный серьезным оборудованием, мастерскую с автоматическими станками обработки линз и торговый зал. Вторая — профессиональный персонал, который действительно знает, что он делает. В «Тамаре» мы самостоятельно взращиваем кадры. Для обучения персонала торгового зала приглашаем специалистов к нам, а врачей-офтальмологов регулярно отправляем на различные курсы по повышению квалификации за границу — во Францию, Германию и Испанию.

Полным комплексом этих составляющих сегодня обладают лишь единицы участников новосибирского оптического рынка. И конечно, салоны оптики «Тамара».

— Наверняка также важным элементом является регулярное внедрение оптических новинок.

— Да. С данной точки зрения могу сказать, что сегодня «Тамара» старается лидировать на рынке оптики в Новосибирске. Более того, внедрение самых современных технологий и методик в оптической сфере — наш курс развития на ближайшее время.

В мире оптики постоянно происходит много всего интересного. Из полезных новинок, которые обретают все большую популярность на российском рынке, можно отметить мультифокальные линзы, торические контактные линзы, линзы с прогрессивным дизайном, линзы, изготовленные по технологии фриформ и фримакс, — все они направлены на сохранение здоровья глаз. К примеру, фриформ и фримакс позволяют, даже у вас большой «минус» или «плюс», сделать линзу не массивной, а тонкой, при этом индивидуально под определенную оправу. С эстетической точки зрения это выглядит потрясающе, а самое главное, для работы глаза это оптимально удобный вариант, потому как под разными углами оправы глазная мышца напрягается по-разному. Все это учитывается. Сейчас прогресс идет именно в данном направлении.

— Насколько быстро можно пройти диагностику и подобрать соответствующий вид коррекции зрения в оптическом салоне?

— От 20 минут до одного часа. За 20 минут вам просто проверят зрение, а за час полностью обследуют глаза, и вы получите консультацию от доктора по наиболее оптимальным вариантам очковых линз.

Раньше технологии не могли предложить ничего особенно интересного — если ты плохо видишь в даль, значит у тебя «минус», если вблизи — значит «плюс». И в соответствии с данными диагностики человеку предлагали очки либо на «минус», либо на «плюс» или бифокалы. На сегодняшний день наука и технологии дошли до того, что при диагностике полностью измеряется, как ведет себя глаз в оправе.

Что это дает? Линза изготавливается под индивидуальные параметры и характеристики именно ваших глаз. И глаз работает в идеально-оптимальном для себя режиме, что, соответственно, позволяет дольше работать в очках, не испытывать дискомфорт, головных болей и других неприятностей, и самое важное, с такими очками дольше сохраняется зрение.

Процесс производства и доставки занимает от трех дней до четырех недель, в зависимости от сложности заказа и производителя линз. Вследствие санкций сейчас бывает, что таможня задерживает заказ, проверяя его. То, что раньше могло прийти за пять дней, теперь, к сожалению, может идти и десять.

— А с российскими заводами вы не работаете?

— У нас их, к сожалению, нет. Как и альтернатив европейским производителям. Если бы они были, «Тамара» с удовольствием бы с ними работала. Пока наш рынок не может предложить товар столь же высокого и конкурентоспособного уровня. На данный момент мы очень сильно зависимы от заграницы.

— Татьяна, вы не задумывались о запуске своего собственного бренда «Тамара»?

— Этот вопрос мне задают довольно часто и даже уточняют, нет ли у нас собственного завода по производству очков в Италии. (Улыбается.) Скажу честно, завода нет, но есть хорошо налаженные контракты по поставкам.

Идея создания собственного бренда, не скрою, интересная. Вопрос в том, где производить очки? Для того чтобы это было рентабельно на нашем рынке, производство нужно вынести в Китай. Но Китай — абсолютно не наш формат. Поэтому создание своего бренда на текущий момент мы не рассматриваем. Актуальное направление для «Тамары» сейчас — развитие в инновационном направлении, предложение клиенту максимально «свежих» технологий и методик в сфере диагностики и изготовлении оптики. И конечно, расширение портфеля брендов. За последний год у нас появилось несколько мировых брендов: Woodone — оправы и солнцезащитные очки из дерева, Orgreen, Andi Wolf. Сейчас в салонах «Тамара» представлено порядка 300 марок. К тому же мы всегда берем бренды коллекциями и привозим по 20–40 очков из модельного ряда. Большинство оптических салонов Новосибирска просто не могут себе этого позволить.

В прошлом году мы также полностью обновили парк техники. Теперь наши кабинеты офтальмолога и мастерские оснащены новейшим оборудованием, не уступающим любому европейскому салону оптики, а в некоторых случаях даже превосходящие их. Совсем скоро в салоне на Державина, 20 появится еще один инновационный аппарат — интегрированная система консультаций и трехмерного видеоцентрирования от ведущего производителя немецкого концерна Rodenstock.

Новосибирск, Державина, 20, т. (383) 221-95-82,
Кирова, 25, т. (383) 204-59-96,
Морской проспект, 21, (383) 333-16-40
Советская, 20, (383) 222-39-80
www.salon-tamara.ru

На правах рекламы

ИНФОРМАЦИЮ О ВОЗМОЖНЫХ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯХ ВЫ МОЖЕТЕ ПОЛУЧИТЬ У СПЕЦИАЛИСТОВ САЛОНА.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ