Антон Титов: «Без технологического развития легко потерять «вес» на рынке

Директор группы компаний «Обувь России» Антон Титов (слева) и руководитель производства Александр Кулешов  на фабрике по производству полимерной обуви в Новосибирске
Директор группы компаний «Обувь России» Антон Титов (слева) и руководитель производства Александр Кулешов на фабрике по производству полимерной обуви в Новосибирске

Оживления на обувном рынке, по мнению директора группы компаний «Обувь России» АНТОНА ТИТОВА, можно ожидать уже осенью-зимой нынешнего года, а полного его восстановления — в 2016 году. Объяснение простое: обувь изнашивается, и покупатели, которые откладывали покупку в течение года, снова пойдут в магазины. Однако на текущий момент ситуация иная — спрос замедлился, стабилизации в финансовом секторе еще не произошло. Как пройти этот этап и при этом усилить позиции на рынке — в интервью «КС».

Группа компаний «Обувь России» Группа была основана в 2003 году, головной офис находится в Новосибирске. Основные бизнес-направления Группы — розничная и оптовая торговля обувью и сопутствующими товарами, обувное производство. «Обувь России» развивает пять обувных сетей. Обувная сеть «Обуви России» на сегодняшний день насчитывает более 450 магазинов в более 100 городах. «Эксперт РА» присвоил Группе кредитный рейтинг «А+», очень высокий уровень кредитоспособности. Выручка компании в 2014 году по РСБУ составила 8,1 млрд рублей, чистая прибыль — 865 млн рублей.

— Антон Михайлович, насколько актуально в текущих экономических условиях продолжать развивать инновационную деятельность, а также автоматизацию производственных процессов? Занимается ли «Обувь России» на данный момент исследованиями и развитием в данных областях или вы решили сосредоточиться на иных задачах?

— Основным вектором развития «Обуви России», несмотря на текущие экономические реалии, по-прежнему является автоматизация производственных процессов и активная поддержка научных разработок в области обувного производства. Конкурировать на обувном рынке без использования новейших технологий сегодня просто невозможно. Если не заниматься технологическим развитием, можно очень легко потерять вес на рынке, и особенно остро этот вопрос стоит сейчас, когда многие компании не могут адаптироваться к текущей экономической ситуации.

Автоматизация процессов производства — повсеместная тенденция в обувной промышленности. В инновациях на мировой арене сегодня лидирует Китай, а не Европа. Следуя этой тенденции, мы еще в прошлом году приобрели современные автоматизированные комплексы для раскроя и пошива верха обуви. Сейчас активно осваиваем данную технологию: на сегодняшний день есть модели, которые на 100 % отшиваются роботизированным комплексом. Для сравнения: в 2014 году, когда мы только получили оборудование, автоматизация достигала 30—35 %. Переход на новые технологии позволил снизить себестоимость продукции и повысить производительность труда.

Многие компании инвестируют в автоматизированные комплексы не только с целью уменьшить себестоимость производства единицы продукции, но и с целью повысить качество и расширить линейку товарных позиций. Некоторые виды обуви сейчас просто невозможно произвести, если не использовать автоматизированные швейные комплексы. Так, в производстве кроссовок и повседневной обуви стиля casual используются сложные заготовки верха с комбинацией разных материалов — от натуральной кожи до спортивного текстиля. Шить их вручную довольно сложно.

— Какие технологии вам удалось внедрить, в том числе и на основе разработок собственного научно-исследовательского центра «Модифицированные полимеры» в Академгородке?

— В 2014 году компания инвестировала более 30 млн рублей в разработки. С момента создания лаборатории прошло чуть больше года (открыта в конце 2013 г. — «КС»), и за это время мы получили ряд значимых результатов в сфере повышения морозостойкости и противоскользящих свойств обуви. На данный момент в лаборатории идет активная работа над созданием полимерного материала на основе ЭВА (этиленвинилацетата) с применением нанотрубок. Наша задача — повысить прочность материала, сейчас нам удалось ее увеличить на 30 %.

— Вы уже упомянули ЭВА как один из наиболее перспективных с точки зрения развития производства материалов. Присутствуют ли на рынке другие материалы, пользующиеся столь же высоким спросом?

— Считаю, что наибольшей перспективой на данный момент обладает именно ЭВА. Пока его незаслуженно мало используют в зимней обуви, между тем если применять ЭВА в комбинации с другими материалами, значительно повышаются тепловые свойства обуви, ее морозостойкость и износостойкость, что актуально в сибирских погодных условиях. Уже сейчас на производстве мы внедряем технологию изготовления двухслойной подошвы для зимней обуви — нижний слой, то есть ходовая часть, будет изготавливаться из более прочных материалов — термоэластопласта, а верхний — из ЭВА.

Широко применяются на обувном рынке мембранные материалы, искусственные утеплители, например, тинсулейт. В спортивной обуви это уже не новинка, а вот в повседневной его только начинают внедрять. В целом ассортимент материалов для производства обуви за последние 3—5 лет увеличился десятикратно. Если 10–15 лет мы работали только с кожей черного и коричневого цветов и она делилась по сортности, то сейчас, помимо разнообразия цветовой гаммы и принтов, существует еще и очень много способов ее отделки. Уже несколько лет из моды не выходят замша и велюр — комфортный эластичный материал, который хорошо адаптируется к особенностям ноги и поэтому очень популярен у потребителей.

— Какие-то из перечисленных вами комплектующих сейчас производятся на территории России? Изменилось ли что-либо на обувном рынке страны с учетом реализации программы импортозамещения за последний год?

— На территории нашей страны, к сожалению, пока изготавливается очень мало комплектующих для производства обуви. У нас есть ряд крупных кожевенных заводов, но они производят кожу, которую можно применять преимущественно в производстве мужской и спецобуви. Вследствие суровых климатических условий получить более мягкие и высококачественные сорта кожи у нас достаточно сложно. А именно из такой кожи производится основной ассортимент женской модельной обуви — более 70 % обувного рынка. Таким образом, сырье для такой обуви приходится импортировать. Помимо этого, для запуска новых современных производств нам приходится использовать импортное оборудование. Однако при текущем курсе рубля и кредитных ставках создавать новое производство, которое требует значительных инвестиций и имеет длинные сроки окупаемости, достаточно проблематично. Поэтому в ближайшие два-три года ситуация на обувном рынке вряд ли кардинально изменится.

Тем не менее развитие идет. Те компании, которые сейчас на рынке присутствуют, востребованы и загружены заказами. Предприятия постепенно переориентируются на российские материалы в тех сегментах, где это возможно. Так, «Обувь России» в начале этого года начала сотрудничать с российским производителем гранулята для производства полимерной обуви — фабрикой Compoly. Это позволило нам снизить себестоимость продукции за счет уменьшения затрат на покупку и доставку комплектующих, а также выиграть в качестве.

— Как выглядит обувная промышленность СФО на фоне других регионов, на ваш взгляд?

— На территории региона сегодня работают три крупных фабрики по производству обуви — «КОРС», S-TEP и «Обувь России». В Красноярске также есть довольно большая компания «Ионесси». Поэтому Сибирь выглядит достойно, и совокупный объем производства у нас достаточно внушительный. Среди других регионов, в которых идет активное развитие обувного производства, я бы упомянул Ростов-на-Дону, где много цеховых производств мужской обуви, и Челябинск, где располагается один из крупнейших производителей обуви в России — компания «Юничел».

— Как вы считаете, какие направления в обувном производстве перспективнее всего реализовать на территории именно нашего региона?

— Сейчас растет популярность удобной обуви стиля casual, этот тренд пришел к нам из Европы и уже актуален и у нас. В апреле выпустили тестовую партию прогулочных кроссовок на нашей фабрике в Новосибирске. Первая партия продемонстрировала хорошие результаты продаж, поэтому мы планируем наращивать производство данной товарной группы.

— А какой ассортимент рентабельно производить в России?

— Тот ассортимент, в котором доля ручного труда сведена к минимуму. Именно поэтому ряд фабрик в России сегодня переходят на автоматизированные производственные линии, что дает возможность нашим предприятиям конкурировать с китайскими компаниями. Так, например, производство обуви на основе ЭВА практически полностью автоматизировано, к тому же это легкий и прочный материал, поэтому изготавливать обувь с его использованием в нашей стране выгодно и перспективно.

Сейчас в России есть фундаментальные предпосылки для перезапуска обувной отрасл, прежде всего это колоссальный внутренний рынок со стабильным потреблением объемом более 400 млн пар в год. Поэтому считаю, что мы на верном пути.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ