Виктор Толоконский: «Мэр должен уметь общаться с людьми»

Губернатор Красноярского края ВИКТОР ТОЛОКОНСКИЙ, находясь в Новосибирске на конференции по развитию агломераций , ответил на вопросы «КС» о тенденциях развития муниципального уровня власти в Сибири.

«Технопром» и «Интерра»

— Виктор Александрович, вы приехали в Новосибирск на конференцию по развитию агломерации. Следующее крупное мероприятие в регионе — форум «Технопром-2015». Планируете ли вы принять в нем участие?

— Постараюсь, если позволит график. Как раз в эти дни я должен быть в Москве и в Ростове, где будет проходить заседание попечительского совета Сибирского федерального университета. Но я рассматриваю возможность присутствовать на пленарном заседании в первый день форума.

Конечно, это важные события, и «Технопром», и конференция по агломерации. И я рад, что связанные с ними традиции развиваются и укрепляются. Новосибирск находит свою нишу в мероприятиях, имеющих отношение к производству военно-технической продукции и продукции двойного назначения. Это отвечает структуре новосибирской науки, системе прикладных институтов, конструкторских бюро, промышленности.

Но я в то же время считаю, что это не заменяет «Интерру». Мне кажется, что молодежный форум стоит того, чтобы его сохранить. Он выражает и усиливает другое важное преимущество Новосибирска — города студенческого, университетского.

— Предприятия Красноярского края примут участие в «Технопроме»?

— Красноярск примет активное участие в форуме: будут и эксперты, и предприятия. Мы сегодня стремимся использовать максимум возможностей импортозамещения. Ведь в Красноярском крае не только металлургия и добыча ресурсов. В этом году мы завершим строительство в Железногорске большого промышленно-технологического парка в сфере космических и ядерных технологий, где мы хотим разместить множество небольших компаний с высоким исследовательским и научно-инновационным потенциалом. Для нас и для них такие форумы, как «Технопром»,очень интересны.

Новосибирск сегодня

— Вы уже несколько дней в Новосибирске, да и вообще время от времени сюда приезжаете. Замечаете перемены в городе?

— Новосибирск всегда вызывает у меня много теплых добрых ассоциаций и воспоминаний. Я не могу к этому городу относиться равнодушно. Но не могу и не относиться профессионально-критически с учетом того, что я в нем не только вырос, но и работал мэром, губернатором. Любая критика будет сегодня критикой не столько Локтя, сколько самого себя и в чем-то Городецкого. Потому что все-таки невозможно за год что-то принципиально изменить в облике города и качестве жизни в нем. То, что сейчас есть в Новосибирске, закладывалось и 10, и 20, а что-то и 30 лет назад. Мне кажется, что сейчас город не только нормально живет, но в нем появляется и что-то новое. Не скажу, что я пристально слежу за этим, но в Новосибирске постоянно проходят научные события, фестивали, акции. Немало в последний год было и спортивных побед. Сдано очень много жилья. Новосибирск является в этом безусловным лидером. Введены новый мост и другая инфраструктура.

Но я думаю, что важнее то, что кардинальная смена власти прошла в общем безболезненно для новосибирцев. И мне кажется, что мэр Локоть вошел в проблематику. Я тут всего два дня, но не могу не заметить, что он встречается с людьми: и с выпускниками школ, и с дачными кооперативами, решает конкретные задачи.

— Недавно руководитель одного крупного новосибирского предприятия рассказывал, что после посещения завода действующим главой города аппарат мэрии звонил и выяснял, как решить поставленные на встрече вопросы, даже более активно, чем при его предшественниках.

— Общение с предприятиями очень важно. При этом каждое посещение должно сопровождаться подписанием перечня распоряжений. У любого производства есть проблемы с городской средой. Транспорт, благоустройство территории, муниципальный заказ, обеспеченность детскими садами, жилищная проблема для молодых специалистов, подготовка кадров. И чем активнее здесь будет мэр, тем лучше.

Другое дело, что один мэр все не успеет. Поэтому есть еще один важный принцип: «делай как я» — пример, который подает руководитель своим подчиненным. Я смог поехать — езжайте и вы. Я принял решение — решайте и вы. Где требуется мой уровень, приходите ко мне, я поддержу, где достаточно ваших полномочий, берите ответственность на себя. Нельзя допускать разрыва вертикали: эффективность любого руководителя определяется не столько личными качествами, сколько тем, как построена работа команды, как построена система, как делегируются полномочия.

— На ваш взгляд, подготовка к предстоящим выборам накладывает отпечаток на взаимодействие власти и общества?

— Да, все-таки сентябрь — это обновление и Законодательного собрания области и городского Совета. Такие выборы всегда активизируют все процессы: не только политические, но и управленческие, социальные. Это будет своеобразным экзаменом для властей города и области: как в процессе подготовки и проведения выборов объединить людей, настроить их на конструктивный лад. Надо сделать так, чтобы новосибирцы понимали огромный потенциал города, который еще не раскрыт полностью, продолжает реализовываться.

Надо показать людям возможности и резервы, настроить их на позитивный лад, несмотря на политическую борьбу и предвыборные коллизии. Это очень важная, на мой взгляд, задача власти на любой территории, в Новосибирске ли, в Красноярске. И если все получится так, как мне видится, то я думаю, что Новосибирск будет продолжать укрепляться и идти вперед.

Наверное, очень важно сейчас и то, какое у жителей будет впечатление от Дня города, к которому Новосибирск готовится. Я слышал добрые отзывы от самых разных людей (в том числе от самого маленького внука) о параде и вообще о том, как проходил День Победы. Людей было очень много. А это тоже говорит о здоровье и силе города. Если в городе что-то серьезно не так, то люди не пойдут на улицы на торжества, тем более в то время, когда можно заняться посадками на дачах.

Какой должна быть муниципальная власть

— Муниципальный уровень власти больше всего приближен к населению. Вы сейчас в Красноярске наблюдаете работу муниципалитетов, до этого взаимодействовали с муниципальной властью и как полпред, и как губернатор Новосибирской области. На ваш взгляд, какие задачи в текущей экономической обстановке стоят перед муниципальными руководителями, в какой мере должны меняться стиль и образ муниципального управления?

— Здесь есть целый ряд проблем системного характера. Предстоит укрепить муниципальную власть, в том числе за счет передачи ряда полномочий, которые сейчас сконцентрированы у субъекта федерации, а также за счет выстраивания более эффективной бюджетной политики. Такую проблему я всегда видел в Новосибирске, наблюдаю и в Красноярском крае. Мне важно, чтобы муниципальный уровень управления мог максимально самостоятельно решать вопросы развития территории. Централизация доходов бюджета не должна автоматически трансформироваться в централизацию управленческих и властных полномочий. Полагаю, что централизованные субъектом Федерации доходы бюджета можно передавать под определенные программы муниципалитетам, и уже они должны найти наиболее эффективные решения для сфер, традиционно относящихся к муниципальной компетенции. Это общее дополнительное и дошкольное образование, это благоустройство… все то, что определяет качество жизни на месте.

Мы длительное время находились в так называемой системе «матрешки». Органы власти, как матрешка, упакованы один в другой, собраны, но все в какой-то мере занимаются одним и тем же. И субъект Федерации, и большой город, и районы в нем. Все одновременно управляют тем же самым, стремясь каждый на свой лад интерпретировать обратную связь. На мой взгляд, надо изменить эту схему. Самые проблемные, важные для населения темы, связанные с местом жизни людей, нужно сконцентрировать на муниципальном уровне. Надо, чтобы источников бюджета и муниципальных программ было достаточно для поддержания и развития микрорайонов, школ, детских садов, спортивных объектов. Я думаю, что вполне реалистично этого достичь, но требуется определенное обновление сознания.

Для меня важно, когда на муниципальном уровне проявляется инициатива. Так, в Красноярском крае целый ряд муниципалитетов активно развивает систему «открытый город». Это когда все жители поселения могут быстро выйти на уровень муниципальной власти со своими замечаниями, предложениями. Власть постоянно находится в диалоге с гражданами, а не сидит по кабинетам на совещаниях о том, как развивать экономику или содействовать росту промышленного производства. Это, конечно, важно, но все-таки подобные задачи эффективнее делегировать другим уровням власти. А вот прийти к людям и услышать их, в процессе диалога найти оптимальное решение, как благоустроить территорию, обеспечить качество работы управляющих компаний, как совершенствовать коммунальную инфраструктуру — действительно функция муниципальная и очень непростая.

— Как вам кажется, Красноярск и Новосибирск могут чему-то поучиться друг у друга?

В Новосибирске есть много интересного, много того, что я стараюсь перенести в практику работы в Красноярском крае. Безусловно, это открытый муниципалитет. Есть интересные городские инициативы.

А в Красноярске, например, три года назад начал реализовываться проект «Турник в каждый двор»: буквально сотни, тысячи турников. И я вижу, как это меняет образ жизни, как старые и малые собираются вместе, устраивают соревнования. Даже такой простой спортивный снаряд может обогатить социальную жизнь.

Еще одна интересная инициатива в Красноярске — «Миллионному городу миллион деревьев». Каждый год проходят массовые акции, когда красноярцы высаживают деревья, обустраивают скверы. Такое внимание к озеленению важно, потому что у нас сложная экология, большая территория города занята промышленными площадками. Подобных инициатив немало.

Красноярск недавно ввел, пока в тестовом режиме, платные парковочные зоны. Новосибирску это тоже предстоит. Сейчас еще нет санкций за нарушение режима, но уже установлены автоматы, сделана разметка. Введена практика, что квитанция о парковке дает бесплатный проезд в общественном транспорте. Решение рождалось очень трудно. Занимается всем частная компания, которая выиграла конкурс, по договору концессии. Она вкладывает деньги в автоматы, инфраструктуру. Прививается система непросто, требует больших инвестиций в парковки надземные и подземные. И здесь я мог бы привести в пример Новосибирск, где еще в 90-х годах принималось решение о том, что строительство новых жилых и офисных зданий обязательно предполагает подземную парковку. В Красноярске такая норма отсутствовала, и это сейчас создает дополнительные сложности.

Вообще, я хочу большей интенсивности в сотрудничестве с Новосибирском, с Новосибирской областью в целом, с субъектом федерации, с губернатором Владимиром Филипповичем Городецким. Сотрудничество есть, но возможностей больше, потому что у нас много общего. Есть общие проблемы и общие задачи. Есть что друг у друга перенимать.

— Можете что-нибудь посоветовать нынешним лидерам муниципальной власти из своего личного опыта?

— Очень полезно найти правильный формат работы с экспертами и коллегами. Мне до сих пор дороги воспоминания, как в 90-е годы, когда была очень велика потребность в новых решениях, таких, которые никто за тебя не примет на уровне федеральном или субфедеральном, мы с группой специалистов выезжали куда-нибудь в профилакторий, чтобы никто не дергал, и за день набрасывали 34 совершенно новых подхода. Это был коллективный мозговой штурм, без всяких формальностей. Всего человек 57, но мы принимали интересные решения. Помните, например, муниципальные векселя, которые решили проблему формирования городского бюджета? Это в тех штурмах было придумано.

И сейчас тоже традиционными, привычными путями вряд ли удастся в короткие сроки изменить ситуацию. Значит, нужно искать новые подходы. Многие используют термин муниципально-частное партнерство, но конкретных программ практически нет. А ведь это можно и нужно сейчас активно внедрять. Тем более в большом городе, где есть заметный, развитый бизнес. Я убежден, что в Новосибирске частный инвестор может выполнять гораздо больше функций в развитии целого ряда инфраструктур. Уже совсем не обязательно все детские сады строить за бюджетные ресурсы, их построят на новых микрорайонах частные инвесторы. И спортивные объекты можно и нужно предлагать строить частным инвесторам. Но должны иметься алгоритмы, механизмы партнерства: их необходимо обсудить и прописать. И еще постараться, чтобы вокруг всех основных отраслей городского хозяйства были экспертные группы, которые могли бы подпитывать муниципальных руководителей новыми идеями. Ведь бюрократия так устроена, что даже если мы хорошо подобрали кадры, они все равно по определению будут консервативными. У чиновника любого уровня есть множество формальных обязанностей, но при этом часто не происходит никакого движения вперед. Нужен внешний импульс, когда эксперты говорят: вот здесь пора обновить практику, а тут изменить подход, изменить восприятие.

Я никогда не соглашусь, что критерий эффективности мэра — в первую очередь способность хорошо разбираться в аварийных ситуациях, принимать технические решения, как строить или как ремонтировать. Это все необходимо, но мэр должен общаться с людьми, уметь перенимать их знание, применять их идеи и их опыт. Руководитель большого города должен быть вместе с горожанами в самых разных ситуациях, в кризисных и не только. А как это все правильно сочетать, приходит с опытом.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ