«Мэрии Новосибирска не нужны инвестиции в развитие города»

«Враждебные вихри» продолжают витать над строительной площадкой будущего МФК «Снежная миля» компании «Новоград». Точнее, над местом, где она должна быть расположена. Еще с месяц назад «неведомые силы» без документов и соответствующих постановлений снесли ворота и заграждения, установленные застройщиком ООО «Эталон». Получив разрешение на строительство в конце прошлого года, компания до сих пор не может приступить к строительству комплекса. Теперь все упирается в строительство дороги, которую по законодательству инвестор, в общем-то, строить и не обязан. Подобные препоны могут привести к потере не только благоустроенной набережной, но и одного километра дороги. О новых препятствиях, чинимых на пути строительства комплекса, корреспонденту «КС» рассказал президент ГК «Новоград» ЕВГЕНИЙ ГРИБОВ.

— Евгений Владимирович, в начале апреля текущего года пресс-центр мэрии начал рассылать пресс-релизы с информацией о том, что ООО «Эталон» перекрыло автомобильный проезд с ул. Обской до ул. Большевистской. Разъясните, пожалуйста, что произошло?

— Начну с того, что напомню о содержании технических условий, сопровождающих строительство многофункционального комплекса. Согласно этим условиям, выданным главным управлением благоустройства и озеленения мэрии Новосибирска (ГУБО), фирма «Эталон» должна построить один километр дороги по ул. Обской и пешеходный переход. После публикаций в СМИ осенью прошлого года прокуратура города Новосибирска по поручению Генеральной прокуратуры РФ провела проверку, в результате чего 23 декабря 2014 года на имя мэра города Анатолия Евгеньевича Локтя было вынесено представление. В документе было указано, что необходимо устранить нарушения законодательства. В частности, в прокуратуре обратили внимание мэрии на два пункта — строительство дороги и пешеходного перехода частным инвестором, который и так платит муниципалитету за аренду земли. В то время как создание и содержание инфраструктуры является обязанностью городской администрации, а не застройщиков. Другое дело, что застройщик должен «влиться» в эти дороги, построив подъездные пути в свой комплекс. Впрочем, с декабря прошло уже несколько месяцев, но реакции мэрии на представление прокуратуры мы так и не видим.

— Как вы отреагировали?

— Когда были выданы техусловия, мы спорить ни с кем не стали и заключили инвестиционный договор между ООО «Эталон» и МУП УЗСПТС, которое является дочерней структурой мэрии. Я как инвестор заплатил аванс 4 миллиона рублей МУП УЗСПТС на строительство дороги и планировал вести работы согласно графику, прописанному в договоре. 1 ноября управление уже должно было построить эту дорогу и сдать в эксплуатацию. Но проходит ноябрь, наступает декабрь, я спрашиваю, где дорога, чтобы мне начать строительство? Мне в УЗСПТС отвечают, что начать строительство дороги невозможно, потому что мэрия не выдает разрешения на ее строительство и не выделяет земельный участок. С того момента прошло уже полгода. Опять создался замкнутый круг.

Возможно ли начать строительство комплекса без дороги?

— Возможно, но я, идя навстречу мэрии, не планировал перекрывать существующий выезд до тех пор, пока не будет готова дорога по улице Обской. В администрации города я получаю ответ, что начать строительство технически невозможно, так как мы вошли в зиму, а построив дорогу в минусовые температуры, весной рискуем получить провалы. И вы будете снова вынуждены финансировать строительство дороги, убедили меня в мэрии.

Существуют ли альтернативы?

— В муниципалитете говорят, что есть вариант: существует односторонняя дорога (съезд), ведущая к гостинице River Park со стороны метро «Речной вокзал», и двухсторонний съезд по улице Грибоедова. Будучи социально ответственным застройщиком, который беспокоится о живущих рядом людях, я вновь за собственные деньги готовлю проект обустройства этого съезда, который мы согласовываем с ГИБДД и с ГУБО. Опять же за собственные средства мы прокладываем вдоль съезда тротуар, хотя это не входит в наши обязанности, проводим вдоль забора освещение, ремонтируем дорожное покрытие, закрываем за «Горводоканалом» и теплосетями ямы. В итоге нам приходилось несколько раз заказывать машины со щебнем, чтобы засыпать эти разрытия. Да, это небольшие суммы — 100–200 тысяч рублей, но это все равно мои кровные деньги. Почему мы решаем эти вопросы за чиновников, а последние только мешают?

Каким образом вы решили обеспечить движение с ул. Большевистской на ул. Обскую и обратно?

— Мы сначала выставили знаки, предупреждающие о перекрытии данного съезда с ул. Грибоедова и направляющие в ту сторону, где можно выехать и имеется пешеходный переход. По этому же съезду мы обеспечили двухстороннее движение, сделали тротуар. Заключили договор со СМЭУ ГИБДД, все документы у нас имеются. Согласно договору мы подготовили проект светофорного объекта, при этом мэрией также было принято решение о том, что мы должны поменять все кабели и светофоры на этом участке за свой счет, на что мы также закрыли глаза и согласились. В соответствии с согласованным проектом подрядчиком выполняются все работы. Так как работы ведутся зимой, то все предварительно прогревается, что, естественно, также ведет к удорожанию, и таким образом нами выполняются все работы — появляется готовый светофорный объект. Мы в свою очередь настояли на составлении комиссионного акта о том, что работы выполнены нами в соответствии с проектом, что у ГИБДД и городских служб никаких возражений нет. Подписи представители всех инстанций были получены. Таким образом, мы обеспечили жителям выезд на ул. Большевистскую как с поворотом направо, налево, так и прямо.

Как развивались события дальше?

— После проделанных работ господину Валерию Жаркову (начальник ГУБО. — «КС») оставалось только подписать приказ о включении светофора, что заняло бы не более 30 минут, и отдать его в ГИБДД. Мы же вместо этого начинаем ждать неделями… В то время как подрядчику для начала развертывания строительства необходимо уже начинать готовить котлован, возводить подпорную стену, держать грунтовые воды и т. д., и нам мешает существующий выезд с ул. Обской на ул. Большевистскую, проходящий по нашему земельному участку, для обхода которого нами все подготовлено и согласовано, как в сторону ул. Грибоедова, так и в сторону метро «Речной вокзал». Тогда я направляю Жаркову письмо с уведомлением, что перекрываю указанный проезд, на что он мне отвечает, что я на это не имею права — сдайте, мол, сначала ул. Обскую. Я опять пишу, что мы лишь инвесторы, а застройщику не выдают разрешение на строительство, и вновь прошу включить светофор, который бы обеспечил автодвижение с Обской на Большевисткую. После очередного отрицательного ответа я даю команду о перекрытии «рабочего» проезда. Под вечер мы устанавливаем ворота на строительную площадку, все необходимые знаки уже стоят. ГИБДД приезжает с проверкой, претензий никаких не предъявляет. Только начинаем вскрывать дорогу — тут приезжает управление административно-технических инспекций мэрии (УАТИ), начинают вызывать ГИБДД, приезжает руководство ведомства, которому специалисты УАТИ предлагают составить протокол об административном правонарушении. В ГИБДД возражают, указывая на отсутствие претензий, и предлагают включить светофор.

Светофор так и не включили?

— Нет. Но через два дня после этого Андрей Ксензов (будучи еще на тот момент первым вице-мэром Новосибирска — «КС») собирает совещание. Вопреки обыкновению это совещание оказалось многолюдным, на нем присутствовали не только все профильные и околопрофильные ведомства, но и представители бизнеса, например, Олег Торопкин (владелец гостиницы River Park. — «КС»). Ксензов, не глядя мне в глаза, начинает говорить, что за 25 лет не видел ничего подобного, чтобы самовольно перекрывали дорогу. На что я предложил выслушать обе стороны и заметил, что первого вице-мэра неверно информируют его сотрудники. Схема движения была согласована. На что опять получаю предложение — постройте дорогу.

А разрешение на строительство дороги?

— Строительство дороги я расцениваю как предлог, чтобы не давать мне возможности строить и, соответственно, склонить меня к каким-либо решениям, которые я бы никогда не принял. Не хотелось бы думать, что мне пытаются навязать своих подрядчиков. После своего выступления Ксензов дал слово Жаркову, который сослался на нарушение постановления правительства Новосибирской области со стороны ООО «Эталон». При этом на сегодняшний день мы имеем решение арбитражного суда, которое вступило в законную силу. Так вот, в установочной части этого решения говорится, что у мэрии нет ни единого документа на «рабочий» проезд, проходящий по территории будущей стройки, поэтому называть это «улицей города» в муниципалитете не имеют права. Жарков с моими доводами не согласился, на что я предложил ему встретиться в суде. И если мы нарушили какой-то закон, то готовы нести полную ответственность. Напомню, что с представителями мэрии мы в суде уже неоднократно встречались, но только суды принимали решение в нашу пользу, в том числе и московский арбитражный суд, где после апелляции была сказано, что мэрия действует незаконно. Когда три года назад заключался договор аренды на весь земельный участок, к данному участку прикладывался всего один кадастровый паспорт, а если бы эта дорога была бы как-то оформлена, то под данный проезд был бы выделен земельный участок с отдельным кадастровым паспортом.

Вы говорили, что на совещании присутствовал и Олег Торопкин? Какую роль он в этой ситуации сыграл и чем аргументировал?

— Для меня до сих пор непонятно, на каком основании Олег Торопкин присутствовал на данном совещании. Конечно же, МФК «Снежная миля» — это прямой конкурент для River Park, и думаю, не в его интересах наше скорейшее строительство. При этом он хорошо знаком с Ксензовым. Перед чиновниками, на мой взгляд, стоит задача затянуть это строительство. Мэрии нужна дорога, а действующему отелю River Park не нужны конкуренты. Замечу, что еще задолго до этого совещания я встретился с Олегом и предложил ему компромисс — развести «звездность» гостиниц и ценовую категорию, чтобы не конкурировать, а дополнять друг друга. Ему понравилась эта идея, и мы договорились. Тем не менее он все-таки поддержал Ксензова, что для меня осталось непонятным… Торопкин в свою очередь отметил, что должны быть выполнены технические условия, которые выписаны ГУБО по строительству дороги по Обской и пешеходного перехода, и только после этого следовало перекрывать проезд и приступать к строительству. На что я отметил, что я бы согласился с этим, если бы строительство дороги зависело только от меня.

Чем завершилось совещание?

— Договорились через два дня провести на месте выездную рабочую комиссию, и если участники приведут веские аргументы в пользу того, чтобы проезд с ул. Обской открыть, мы это сделаем. Но при этом Ксензов опять дает указание, чтобы проезд открыли. Комиссия состоялась, аргументов в пользу открытия не прозвучало, кроме прямой просьбы: откройте проезд. Это был четверг. И вдруг в субботу, выезжая с площадки, я обратил внимание на скопление машин с номерами ООО возле забора стройки, мужчины кругом, я посмотрел да и поехал дальше, так как у меня даже подозрения не возникло, что в наше время можно действовать такими бандитскими методами. Через полчаса мне звонит инженер технадзора, сообщает, что около площадки находятся человек 20 в гражданской форме, МЧС, полиция. Инженеру визитеры не представились, никаких документов не предъявили, зато вытащили из УАЗика генератор и начали спиливать ворота и дорожные знаки. При попытке выдернуть электророзетку нашему сотруднику пригрозили тем, что сейчас наденут наручники и увезут. Я распорядился сопротивления не оказывать, а включать телефон и вести съемку.

Что вы в результате предприняли?

— Я позвонил адвокатам по уголовным делам. Это ведь полный беспредел! На мой взгляд, идет рейдерский захват с применением административного ресурса и силовых ведомств. Мы это просто так не оставим. Мы написали заявление в ГУВД, в областную прокуратуру и в УФСБ по Новосибирской области. По нашим данным, в настоящий момент проводится проверка. Кстати, сразу после того как спилили ворота, пришли КамАЗы со щебнем и песком и начали укладывать дорогу через территорию нашей строительной площадки. Заезжал и сам Андрей Ксензов посмотреть, как идут дела. Дело дошло до того, что дорожно-эксплуатационное управление (ДЭУ) через несколько дней прислало нам письмо с просьбой оплатить эти работы (!) в размере 100—120 тысяч рублей, а господин Жарков подписал претензию в наш адрес, в котором потребовал компенсировать убытки в размере 1,4 млн рублей за повреждения несуществующей дороги. На что наша юридическая служба ответила, что мы никаких договоров на прокладку дороги не заключали, ущерба имуществу мэрии не причиняли, рассматриваем это требование как вымогательство и с приложением писем обратимся в правоохранительные органы. Мы готовы идти дальше, так как понимаем, что органы исполнительной власти всегда связаны с правоохранительными органами. Отношения между бизнесом и исполнительной властью нездоровые. К застройщику относятся просто по-свински! Городу, получается, не нужна благоустроенная набережная. Я не конфликтный человек и всегда готов искать компромиссы. Если мэрия хочет добропорядочных и равноправных отношений с инвесторами, а также найти приемлемый для всех вариант, то я готов договариваться, а если желает в правовом режиме выстраивать отношения, то я готов и на это. Но никакого беспредела мы терпеть не будем. Поэтому в данный момент мы начали пересматривать содержание техусловий проекта «Снежной мили», а именно — тех пунктов, что касаются строительства дороги и пешеходного перехода.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ