С чистыми намерениями

Чек на уборку одного квадратного метра подрос в среднем на 15%, отмечают участники клинингового рынка в Новосибирске. При этом удорожание расходных материалов колеблется в диапазоне от 30% до 50%. Как следствие, основные потребители услуг — собственники недвижимости — активно ищут разные методы экономии: от отказа от мытья фасадов зданий до сокращения числа уборок с пяти в неделю до трех. Что думают о сложившейся обстановке игроки клинингового рынка и как оценивают перспективы развития — в материале «КС».

Объем российского клинингового рынка, согласно подсчетам холдинга «ФИНАМ», по итогам 2014 года составил около $1,6 млрд. Несмотря на ухудшение экономической конъюнктуры, рынок показал темпы роста около 10% в сравнении с показателями 2013 года. «Преимущественно за счет корпоративного сегмента — более 80% рынка формирует обслуживание объектов коммерческой, в том числе офисной недвижимости», — уточняет финансовый аналитик ИХ «ФИНАМ» Тимур Нигматуллин.

По данным сервиса «2ГИС», в Новосибирске на сегодняшний день насчитывается около 280 организаций, предоставляющих услугу профессионального клининга. Как отмечают в агентстве Discovery Research Group, сам рынок можно разделить на четыре крупных сегмента: офисный, торговый, бытовой и промышленный. Рентабельность бизнеса колеблется в зависимости от оказываемых услуг, в свою очередь определяемых размерами компании. Одним из наиболее перспективных и востребованных направлений клининга становится промышленная (индустриальная) уборка.

В спектр стандартных услуг, оказываемых игроками рынка, в обязательном порядке входят ежедневная комплексная уборка, а также мойка вертикальных поверхностей. Согласно данным исследования, проведенного порталом Uborka, порядка 93% всех клининговых компаний предлагают услуги по шлифовке и полировке гранита, мрамора, керамогранитной и керамической плитки, а также уборку прилегающих территорий и услуги по специализированной уборке помещений после строительных работ и пожаров.

Около 87% компаний предоставляют дополнительные услуги и персонал, например, фасовщиков, грузчиков и прочих, а 80% игроков рынка клининговых услуг оказывают своим клиентам также услуги по озеленению прилегающих и внутренних территорий, вывозу мусора и снега.

Наиболее отстающим сегментом рынка клининга, как показало исследование, является уборка в учреждениях здравоохранения. Объяснить это можно жесткими стандартами, существующими в подобных организациях, и принятыми в них специфическими требованиями, предъявляемых к уборке. Прочие государственные учреждения также представляют собой недостаточно развитый сегмент рынка — на их долю приходится не более 6%. От 6% до 7% занимают располагающиеся примерно на том же уровне вокзалы и аэропорты, банки, производственные помещения, а также учреждения досуга и развлечений.

«Катализатором рынка клининга в регионах в настоящее время является развитие рынка коммерческой недвижимости, от которого напрямую зависит его емкость. В последнее время клининговая индустрия теряет клиентов: россияне стали экономить на гигиене. В первую очередь экономия сказывается на спросе на туалетную бумагу — мягкую воздушную бумагу в офисах меняют на дешевую, жесткую и грубую (по данным портала Uborka, ежегодно в России используют 230 000 тонн туалетной бумаги. — «КС»). Связано это с удорожанием различных импортных расходных материалов, моющих средств и чистящих аппаратов», — добавляют в Discovery Research Group.

Чистота подорожала

Новосибирские участники рынка клининга не отрицают, что скачки валют отразились на стоимости услуг. «Рост курсов, конечно же, дал о себе знать — это сразу отразилось на стоимости оборудования, инвентаря, профессиональных чистящих средств, потому что все закупается за рубежом, — рассказывает менеджер по работе с клиентами клининговой компании «Агуста» Вадим Пронин. — Цена на эти позиции росла параллельно с курсом доллара по отношению к рублю — цены поднимались несколько раз на 25–40% в течение примерно полугода. Снижение покупательской способности по сравнению с прошлым годом также было заметно в «не сезон» — зимний период. В связи с этим некоторые компании перешли на более дешевые инвентарь и чистящие средства для уборки либо находятся в поисках альтернативы».

По словам директора компании «Арт-Клининг» Татьяны Квашневой, в некоторые моменты удорожание расходных материалов достигало и 100%, но в среднем колебалось в диапазоне от 30% до 50%. К достойным отечественным производителям бытовой химии, которые можно сравнить с импортными аналогами, участники рынка относят марки «Просепт», «Про-Брайт», в альтернативу, к примеру, Kiehl, Dr.Schnell. «Также неплох «Россмоп» — российский производитель качественных мопов (тряпка для швабры (флаундер). — «КС»)», — добавляет директор компании «Глобал Сервис» Вероника Христова.

Директор по развитию компании Top Cleaning Полина Семерикова также не стала отрицать, чтоповышение стоимости средств для уборки было, но незначительное — компания использует как импортную, так и российскую химию, в связи с этим стоимость уборки в Top Cleaning осталась на уровне 2014 года.

Тем не менее в целом по рынку, по оценкам госпожи Христовой, стоимость уборки 1 кв. метра в сравнении с прошлым годом увеличилась от 3% до 15%: «Стоимость колеблется в каждом конкретном случае в зависимости от количества и вида используемого оборудования и материалов. В одном месте нужна одна маленькая поломоечная машина, в другом — три больших, а где-то только ручной труд. И химия в зависимости от целей тоже используется разная».

В компании «Биг Сити» рост стоимости услуг клининга оценивают в чуть большую цифру — в среднем на 20%. «Химия у нас используется немецкая, соответственно, поставщик покупает ее за евро, исходя из этого цена на химию выросла в среднем на 40–50%, — отмечает директор компании «Биг Сити» Евгений Ларионов. — На мой взгляд, ситуация на рынке клининга в целом сейчас не из лучших. Клиенты, к сожалению, в большинстве случаев по-прежнему выбирают ту клининговую компанию, которая предоставляет наименьшую цену, а не наилучшее качество. Большое влияние на ценообразования влияет рабочая сила: в компаниях с наименьшей ценой это, как правило, рабочие из ближнего зарубежья. У нас, к примеру, работают только русские ребята».

Свою компанию Евгений Ларионов относит к премиальному сегменту клининга: «Структуру этого рынка можно разделить на два крупных сегмента — эконом и премиум. К первому я отношу ежедневную уборку в офисах, бизнес-центрах, квартирах (для риелторов). На таких заказах важны объем, время выполнения и низкая стоимость. Есть заказы премиум-сегмента — это элитные квартиры, коттеджи, качественная уборка дорогих офисов международных компаний. Здесь для заказчика в первую очередь важно качество услуг, кто их оказывает, а уже потом сроки выполнения. О цене говорится вообще в последнюю очередь, и эту цену обычно устанавливаем мы».

По словам господина Ларионова, эти два сегмента можно сравнить с автомобилями: «Лада 2107 и BMW 7-series — вроде обе машины, обе седьмой модели, но кардинально отличающиеся своим содержимым».

Экономят на фасадах

Экономическая обстановка вынуждает заказчиков сокращать затраты. По наблюдениям Вероники Христовой, все чаще клиенты экономят на мытье фасадов, что в большей степени относится к производственным и складским зданиям. «Некоторые заказчики пытаются сократить расходы на уборку путем уменьшения количества моек: не пять раз в неделю, а три раза, опять же, речь идет о помещениях с минимальным количеством посетителей, — уточняет госпожа Христова. — Организации, работающие с клиентами — торговые центры, бизнес-центры, общепит, магазины, кинотеатры, — не сокращают расходы на уборку».

Если рассматривать коттеджи, то, по словам Евгения Ларионова, часто заказчики теперь обходятся без мытья стен и потолков. «Кроме этого, в связи с ростом цен на строительные материалы люди стали меньше делать ремонты, а соответственно, и обращаться за уборкой после ремонта. Особенно остро спад спроса по данному направлению мы ощутили в феврале текущего года — примерно на 30%, март же проявил себя более высокой активностью потенциальных клиентов вследствие укрепления рубля», — добавляет Татьяна Квашнева.

Несмотря на некоторое снижение спроса, экономить на персонале в новосибирских клининговых компаниях не планируют, а также отмечают, что проблема подбора сотрудников сегодня не столь значительна. «Многие компании сейчас переходят от штатных уборщиц на аутсорсинг, тем самым сокращая расходы на уборку, налогооблагаемую базу и уделяемое внимание этому вопросу: им остается лишь время от времени проверять качество работ клининговой компании, — рассказывает Вадим Пронин. — Однако несмотря на то, что многие готовы работать в клининге, не такая большая часть из них удовлетворяет всем требованиям. Это в первую очередь исполнительность, обязательность и ответственность».

Ввод недвижимости как драйвер развития

Рост рынка клининга напрямую связан с увеличением ввода квадратных метров в сфере как коммерческой, так и жилой недвижимости. В частности, в 2014 году в регионе, по данным аналитического отдела агентства недвижимости «Грановит», было введено 2,3 млн кв. метров жилья, из них непосредственно в Новосибирске — 1,46 млн кв. метров. В сфере коммерческой недвижимости — более 350 тысяч кв. метров торговых площадей (по Новосибирску).

Тем не менее, по словам Тимура Нигматуллина, стоит учитывать, что в частном секторе основным потребителем клининговых услуг выступает средний класс.

«Минэкономразвития в 2015 году из-за резкого увеличения инфляционного давления и негативной экономической конъюнктуры прогнозирует падение реальных зарплат на 9,6%, что сузит прослойку среднего класса», — напоминает аналитик. Но участники рынка настроены оптимистично: «Рынок растет, пусть меньшими темпами в связи с последними экономическими событиями, но растет. Дальнейшее развитие этой отрасли в России и конкретно в Новосибирске, на мой взгляд, очевидно. Основные тенденции — расширение перечня оказываемых услуг, комплексность сервиса и укрупнение бизнеса», — заключает Вадим Пронин.

Также специалисты прогнозируют, что в ближайшей перспективе клининг начнет активно осваивать новые ниши — такие сегменты, как систему ЖКХ и медицинские учреждения.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ