Сибирский рынок ШПД: битва за каждого клиента

По мнению некоторых операторов связи, действия «Новотелекома» и «Сибирских Сетей» в первую очередь ударят по позициям самих компаний. На фото — глава «Новотелекома» Олег Игнатенко
По мнению некоторых операторов связи, действия «Новотелекома» и «Сибирских Сетей» в первую очередь ударят по позициям самих компаний. На фото — глава «Новотелекома» Олег Игнатенко

В начале марта 2015 года региональные интернет-провайдеры «Новотелеком» и «Сибирские Cети» скорректировали свои тарифы на услуги в сторону понижения, бросив вызов игрокам рынка широкополосного доступа (ШПД) в Интернет — конкурентам остается либо следовать за новыми тенденциями и предлагать более простые пакеты услуг, теряя в марже, либо искать новые способы завлечь абонентов. О ценовых войнах на новосибирском рынке ШПД и о том, что ожидать от тарифов, — в материале «КС».

Напомним, что 1 марта новосибирский интернет-провайдер «Новотелеком» (работает под брендом «Электронный город») объявил о снижении минимального тарифа на Интернет. Абоненты — физические лица — получили возможность пользоваться более скоростным Интернетом по прежней цене или же платить дешевле за ряд новых тарифов. «Сибирские Сети» не осталась в стороне и в скором времени заявили об отказе от своей линейки тарифов, введя единый для всех клиентов тариф на Интернет со скоростью до 100 Мбит/с и оценив его в 300 рублей в месяц.

Пока отдельные операторы связи публично говорят о том, что такие действия не будут иметь долгосрочного влияния на рынок, другие, напротив, считают шаги конкурентов катастрофой с точки зрения маржинальности и полагают, что в дальнейшем это приведет к большим убыткам, прежде всего для инициаторов ценовых войн.

Тем временем тарифы на интернет-доступ в сегменте B2B не только не падают, а наоборот, имеют тенденцию к росту.

Отсутствие стимулов к упрощению тарифов

Как пояснил «КС» коммерческий директор компании «Сибирские Сети» Сергей Вепренцев,периодические точечные снижения цен в разных сегментах, которые наблюдались ранее, не оказывают серьезного влияния на рынок в целом: «Рынок интернет-провайдеров стал очень сложным, потребители перестали понимать, какие услуги и тарифы предлагают операторы связи», — поясняет эксперт, и именно этим объясняет необходимость смены ценовой политики. Сергей Вепренцев уверен, что телекоммуникационные услуги будущего пойдут по пути упрощения своих тарифных предложений.

Однако пока данная тенденция еще не стала распространенной: один из крупнейших игроков рынка — компания «Ростелеком» — пока не последовал примеру «Сибирских Сетей». На сайте компании самым выгодным и наиболее бюджетным предложением, направленном на сегмент b2c, остается пакет «Мощный» — услуга подключения Интернета со скоростью до 100 Мбит/с продается только вместе с пакетом телеканалов, ежемесячная плата за который составляет 350 рублей. Без учета акций начальный тариф на Интернет стоит 420 рублей — со скоростью до 8 Мбит/с. В свою очередь у «Новотелекома» минимальный тарифный план начинается от 450 рублей за Интернет со скоростью до 25 Мбит/с, а у «ТТК Западная Сибирь» наиболее популярным тарифом является тариф со скоростью от 25 Мбит/с и абонентской платой 550 рублей в месяц.

Компания «ЭР-Телеком Холдинг» (работает под брендом «Дом.ru») также пока не решилась отказаться от сегментирования своих тарифов. В пресс-службе провайдера сообщили, что изменения в тарифах других операторов оказывают на них минимальное влияние: «Линейка тарифов разработана с учетом потребностей разных групп пользователей, пакеты сбалансированы по составу и цене».

Компания МТС также не собирается менять свои тарифы в сегменте b2c, тоже основанные на пакетных предложениях. «Интернет как отдельная услуга уже мало востребована. Все больше пользователей рассматривают комплексные предложения — Интернет, ТВ, телефония, в том числе мобильная связь, — позволяющие за выгодную абонентскую плату получить больший комплекс услуг», — сообщает пресс-служба «МТС Сибирь».

При этом примечательно, что, по мнению ряда участников рынка, ситуацию со сменой тарифов можно рассматривать прежде всего как маркетинговую или PR-акцию, призванную привлечь внимание к операторам связи — «возмутителям спокойствия». Так, директор по развитию группы компаний «МегаКом» Дмитрий Кириллов в весенних изменениях тарифов на b2c-рынке видит больше рекламы, чем реальной оптимизации расходов клиента: «Возможно, ранее за чуть большую абонентскую плату реальная скорость клиента составляла 9–10 Мбит/сек, а теперь 2 Мбит/сек. За счет чего происходят снижения тарифов? Кто-то просто раньше имел большую с запасом рентабельность, а теперь прибыли будет меньше, кто-то сократил значительно затраты, кто-то снизил требования к качеству, а кто-то набирает долю рынка, чтобы продаться другому игроку». Интересно, что по мнению топ-менеджера одного из операторов, действия «Сибирских Сетей» и «Новотелекома» в долгосрочной перспективе способны еще больше «уронить» маржинальность в сегменте интернет-доступа b2c, что будет не столь критичным для федеральных операторов, но болезненным для региональных. В итоге подобные действия могут привести к продаже обоих операторов — «возмутителей спокойствия» и дальнейшей «федерализации» рынка ШПД в Новосибирске.

Подход с b2c не сработает для корпоративных клиентов

Если в сегменте b2c весной стала заметна тенденция к понижению тарифной ставки, а если и не понижению — то к упрощению предложения для клиентов, то для корпоративных клиентов, составляющих сегмент b2b, ситуация пока неоднозначна: одни игроки рынка предвидят неизбежный рост цен, другие же обещают, что тарифы не будут кардинально меняться в течение года.

Тем не менее уже к 1 марта в компании «Стартелеком-Новосибирск» выросли тарифы на доступ в Интернет для корпоративных клиентов. Как сообщил коммерческий директор компании Валерий Остриков, повышение связано со значительным увеличением арендных платежей за размещение волоконно-оптических линий связи и телекоммуникационных узлов, а также с удорожанием материалов и оборудования. Валерий Остриков предвидит повышение тарифных планов для большинства операторов сегмента b2b: «Я считаю, что не стоит ожидать дальнейшего регулярного снижения тарифов, так как сейчас у операторов растут расходы на эксплуатацию сети: дорожает кабель и телекоммуникационное оборудование. В то же время количество клиентов на рынке с каждым днем сокращается, и тенденций к появлению новых не наблюдается. Поэтому операторы будут вынуждены повышать тарифы, чтобы сохранить доходы на уровне прошлого года», — добавил он.

Но не все компании обещают рост цен на связь для корпоративных клиентов. К примеру, в пресс-службе «ЭР-Телеком Холдинг» (работает под брендом «Дом.ru Бизнес» и «Дом.ru») пообещали не поднимать цены на тарифы в ближайшее время, хотя сотрудники пресс-службы и предвидят возможный рост цен на тарифы у конкурентов: «Операторы, развивающие технические и клиентские характеристики своих услуг, с меньшей долей вероятности выберут активную политику снижения тарифов».

Директор по развитию группы компаний «МегаКом» Дмитрий Кириллов также заметил, что цены действительно выросли в связи с экономической ситуацией на начало года, однако компания старается сохранить свои тарифные планы для корпоративных клиентов, переключившись на способы оптимизации расходов компании.

Каких изменений ждать корпоративным клиентам от интернет-провайдеров?

Участники рынка ШПД предвидят неминуемый в кризис рост цен на интернет-услуги для клиентов из сегмента b2b, и уже сейчас предполагают, что тарифные планы для корпоративных клиентов станут более гибкими, рассчитанными индивидуально для каждого клиента.

Несмотря на потенциальный рост цен за услуги, у провайдеров прослеживается тенденция к параллельному снижению цен на отдельные предложения, например, на «облачные» сервисы или на междугородные и международные звонки. Подобные акции на отдельные услуги рассчитаны на особую избирательность у клиентов сектора b2b, которая не так важна для клиентов сектора b2c.

Кризисные веяния наступившего года привели к вполне ожидаемым действиям со стороны игроков рынка широкополосного доступа в Интернет: максимально упростить систему предложения для физических лиц и максимально индивидуализировать предложения для крупных корпоративных клиентов.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Александр СоловьевАлександр Соловьев,
генеральный директор ТТК-Западная Сибирь

— Как повлияли на рынок изменения тарифов «Новотелекома» и «Сибирских Сетей»? Можно ли говорить о том, что действия данных компаний оказали долгосрочное влияние на рынок? Или же по сути эти действия не оказали влияния на рынок?

— Мы не зафиксировали существенных изменений: темпы подключений и объем спроса на услуги ТТК-Западная Сибирь сохранились на прежнем уровне.

— Чего стоит в дальнейшем ожидать от тарифной политики операторов связи в текущем году?

— В летний период стоит ожидать у операторов появления долгосрочных акций со специальными предложениями, направленных на сглаживание сезонных колебаний в период отпусков. В целом же операторы связи постараются зафиксировать цену и не допускать ее колебаний на протяжении года, уделяя при этом большое внимание дополнительным сервисам и увеличению скоростей доступа.

— Если на рынке b2c есть основания говорить о «тренде на снижение», то на b2b рынке, напротив, по версии некоторых операторов связи, можно говорить о «тренде на повышение». Как вы считаете, чего стоит ожидать от ценообразования на рынке b2b? Планируете ли вы идти по пути конкурентов и менять тарифную политику по сегменту b2b?

— Незначительный рост цен вызван ростом себестоимости подключения клиентов. Это происходит из-за снижения стоимости рубля по отношению к иностранной валюте, в которой закупаются расходные материалы, необходимые для подключения. Стоимость оказания услуг для юридических лиц — сложный параметр, который рассчитывается всякий раз индивидуально. Что касается нас, мы не планируем повышать цены и будем придерживаться выбранной стратегии, которая показала себя эффективной в сегменте b2b.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ