«Ближайшие два месяца станут испытанием на прочность»

На прошедшей 14–15 апреля в Москве III Конвенции ассоциации «Российские автодилеры» (РОАД) прозвучали революционные для страны предложения, касающиеся регулирования рынка продаж подержанных автомобилей. В частности, речь идет о запрете продавать с рук более 3–5 автомобилей в год и о создании единой электронной базы данных о легковых и легких коммерческих автомобилях. О деталях инициативы РОАД, других инициативах участников рынка и об оценке ситуации в отрасли в целом в интервью «КС» рассказала генеральный директор ГК «СЛК-Моторс» НАТАЛЬЯ ЖДАНОВА, представлявшая на Конгрессе Сибирский федеральный округ.

— Наталья Валентиновна, в рамках нашего прошлого разговора в декабре (ksonline.ru/stats/-/id/3704) вы отмечали, что понимание полной картины происходящего на рынке автомобильных продаж должно появиться к весне. Сегодня вы готовы поставить свой диагноз отрасли и дать прогноз на 2015 год?

— Сегодня мы можем оперировать данными статистики и оценками экспертов, которые довольно показательны. Федеральное издание «АвтоБизнесРевю» предрекает падение рынка в этом году на 40 % — до 1,45 млн проданных автомобилей. В прошлом году было продано 2,435 млн машин. То есть рынок фактически возвращается в 2005–2006 годы. Причем тогда игроков на нем было вдвое меньше. Поэтому проблема даже не в том, что мы серьезно откатились назад, — резко сократилось среднее число продаж. Если в 2012 году на один дилерский центр в стране приходилось 735 проданных машин в год, то в 2014-м — уже 564, и снижение продолжается. Общее количество сделок по приобретению новых и подержанных автомобилей в 2008 году было 7,4 млн. В 2014 году — 8,41 млн. То есть за шесть лет прирост составил всего 14 %. Более 300 автосалонов в прошлом году закрылись.

Мы ожидаем, что самый сложный период для российского авторынка придется на апрель-май. Эти два месяца должны дать ответы на многие вопросы. Очевидно, что рынок сожмется более чем на 50 %. Итоги продаж I квартала в этом смысле не показательны, в этот период мы реализовали то, что законтрактовали еще в декабре. В апреле мы наблюдаем практически голый рынок. С уверенностью можно говорить о том, что прогнозный план продаж 2,1 млн автомобилей, о котором изначально говорили аналитики, не сбудется.

— По оптимистичному сценарию Министерства промышленности и торговли РФ, до конца года в России должно быть реализовано 1,980 млн автомобилей. При каких условиях, с вашей точки зрения, этот прогноз может осуществиться?

— Этот сценарий учитывает реализацию программ господдержки отрасли. Но для того чтобы привести рынок в чувство, необходим комплекс различных мер, которые подробно обсуждались на прошедшей в Москве Конвенции российских автомобильных дилеров. Мы ждем, что не только правительство, но и автопроизводители повернутся к нам лицом для поиска компромиссов.

Если говорить о мерах господдержки, на мой взгляд, сегодня заложенной в бюджете суммы в 4 млрд на субсидирование кредитов и лизинга недостаточно. Положительный момент заключается в том, что государство, в принципе, сегодня готово оказывать содействие отрасли и интересуется ее проблемами. Это существенное отличие нынешнего кризиса от прошлого. И здесь надо отдать должное РОАД, ее руководителю Владимиру Моженкову и всей команде, которая в этом направлении работает. Проект постановления о субсидиях на автокредиты был внесен в правительство 30 марта, а с 1 апреля программа уже начала действовать. За первую неделю были просубсидированы 800 контрактов, хотя документ подписан лишь в середине месяца. Это не конец истории. Программа действует со II по IV квартал, пока на нее выделено 1,5 млрд. Мы планируем вернуться к диалогу с Минпромторгом, обсудить вопрос предельной стоимости машин, которые могут в ней участвовать. Цена в 1 млн рублей ограничивает в развитии многие бренды.

— Вы упомянули о программе автолизинга для физических лиц, по которой пока мало информации. Не могли бы пояснить ее суть?

— Постановление о запуске этой программы должно быть подписано в ближайшее время. Для России это совершенно новый инструмент. Он разработан в двух вариантах. Первый напоминает операционный лизинг, когда человек, приобретая автомобиль, может владеть им, пока не подойдет срок замены. Проще говоря, он вносит в течение 2—3 лет небольшие платежи, затем либо выкупает машину, либо меняет ее на новую. Второй вариант — это классический лизинг, когда стоимость автомобиля выплачивается на протяжении 2—3 лет. Определенным препятствием развитию этого инструмента может быть только психологический фактор: до момента выкупа авто будет принадлежать лизинговой компании. С другой стороны, покупатель в этом случае освобожден от уплаты транспортного налога. В ситуации с дорогими автомобилями это серьезный плюс. Ограничений по стоимости автомобиля в этой программе нет. Единственное условие, предъявляемое к лизинговым компаниям, — они должны обладать опытом в проведении подобных сделок. На эту программу правительство выделяет 2,5 млрд рублей.

— На Конвенции РОАД вы представляли автодилеров СФО и даже выступали с собственными предложениями. Расскажите, что сегодня больше всего беспокоит сибирских участников рынка?

— Одним из важных моментов нашей встречи было то, что мы не зациклены на проблематике исключительно своей отрасли. Я предложила коллегам по РОАД обсудить тему кадастровой стоимости земельного и недвижимого имущества и обратиться с этим вопросом к правительству РФ. Бизнес — это не только доходы, в нем существенную долю занимает расходная составляющая. Сегодня мы столкнулись с совершенно дикими налогами. И это проблема общероссийского характера, касающаяся не только автобизнеса. По статистике, средняя кадастровая стоимость дилерского центра равна 1 млрд рублей. Порядок обжалования кадастровой оценки задекларирован, но он не работает. Пока на каждом этапе мы встречаемся с отказами. Мы хотим, чтобы правительство всерьез заинтересовалось самой логикой определения кадастровой стоимости. Эта инициатива нашла поддержку в РОАД, вопрос будет обсуждаться.

— Пожалуй, самой резонансной темой по итогам Конвенции стало регулирование рынка продаж подержанных автомобилей. В трактовке главы Ассоциации Владимира Моженкова она прозвучала довольно категорично, вплоть до запрета продавать машины из рук в руки. Что на самом деле обсуждали участники мероприятия?

— СМИ эту инициативу подали в радикальной трактовке, потому что на Конвенции она прозвучала без определенной конкретики. Я уже упоминала данные по продажам, которые за последние годы в расчете на один дилерский центр резко сократились. Можно привести и другие цифры: за последние три года национальные автодилеры инвестировали в свой бизнес более 60 млрд рублей. Эта сумма превышает совокупный объем вложений во все автомобильные производственные площадки на территории России за тот же срок.

Члены РОАД считают необходимым загружать высвобождающиеся мощности дилерских центров увеличением продаж подержанных автомобилей. Автомобили с пробегом в структуре наших продаж занимают неоправданно малую долю. Это действительно большая недоработка в стратегии развития автобизнеса. Потому что в развитых странах эти показатели приближаются к соотношению 50/50. У нас 14% в целом по всей России.

По данным Ассоциации, 94% авто с пробегом, продаваемых в России, относятся к теневому сектору экономики. Оборот этого «серого» авторынка достигает 3 трлн рублей в год. Если мы говорим о преимуществах вывода из тени этого сегмента для государства, они очевидны. Вместо увеличения в 3–4 раза кадастровой стоимости имущества нужна легализация доходов, которые можно облагать налогами. Одно из предложений этой программы — практика, действующая в США, Великобритании, ряде европейских стран: человек не может продавать более 3–5 авто в год. Если хочешь заниматься этим бизнесом — регистрируй юридическое лицо, плати налоги и продавай. Три последних месяца прошлого года показали, что рынок «слил» автомобили в основном в руки перекупщиков.

Выгода покупателя — в получении машины с чистой историей и в гарантии безопасности покупки. Предлагается создать информационную базу, в которой будет храниться вся жизнь автомобиля от даты выпуска и до утилизации. Данные будут вносить страховые, лизинговые компании, банки, ГИБДД. Дилеры будут заносить информацию по количеству проведенных техосмотров. Продавец будет понимать, что автомобиль, проданный через эту прозрачную схему, может стоить дороже. По опыту США, его стоимость будет примерно на 20% выше.

— То есть речь не идет о запрете продаж автомобилей с рук?

— Это просто-напросто невозможно. Практика продаж авто с рук будет сохраняться. Постепенно, если мы сможем привить покупателям и продавцам культуру цивилизованного рынка, продажи будут смещаться в сторону дилерских центров. Для того чтобы программа заработала, РОАД разрабатывает инструментарий. Минпромторг готов наши предложения рассматривать и приводить их в соответствие с российскими законами.

— Какие еще инициативы обсуждались на Конвенции?

— Одна из наших инициатив касается понижения ключевой ставки ЦБ до 10%. С этой просьбой РОАД обращается к правительству. Только в таких условиях мы можем куда-то двигаться. Сегодня на авторынке представлены 1032 владельца бизнеса, и эта цифра уже долгое время не меняется. Новые люди не приходят в отрасль. Если ставки по оборотным и инвестиционным кредитам останутся такими же неподъемными, то и не придут. Но те, кто уже в этом бизнесе, продолжают инвестировать. Для них стоимость кредитов — один из ключевых вопросов.

Ситуация с автокредитованием также очень сложная. Доля кредитных продаж на рынке в 2013 году была почти 50%. Сейчас она в среднем ниже 20%. При нынешней стоимости кредитных ресурсов банков клиенты не готовы брать машину за такие деньги. Свою роль играют и потрясения, происходящие на страховом рынке, когда скачкообразно повышается стоимость полисов по каско и ОСАГО. Совокупная стоимость сделки для клиента возрастает в разы.

— На одном из круглых столов обсуждался вопрос ухода с российского рынка концерна General Motors. Как эта история повлияла на взаимоотношения дилеров и производителей и какие предложения прозвучали в рамках дискуссии?

— Ситуация с уходом GM привела к пониманию того, что мы должны более детально проговаривать сегодня отношения автодилеров и производителей. Дискриминационных условий не должно быть ни с той, ни с другой стороны. Мы никогда раньше не думали, что кто-то может уйти так внезапно с рынка, бросив всю свою дилерскую сеть. Никто к этому не был готов. Как вести себя в подобных случаях, не было прописано в кодексе поведения дилеров и производителей, разработанном в свое время РОАД. В контрактах это тоже никогда не прописывали.

За время работы в России GM выдала 335 франшиз 139 компаниям. Рынок потерял почти 8%, это очень чувствительный удар. РОАД направил открытое письмо в правительство РФ и в саму компанию, где говорится о необходимости проработать систему компенсаций пострадавшим дилерам, вкладывавшим свои средства в бренды GM. Ассоциация оказывает консультационную и юридическую поддержку дилерам концерна. Остальные члены РОАД планируют скорректировать свои контракты с производителями, чтобы это был цивилизованный бизнес.

— Какие условия действующих соглашений с автопроизводителями, с вашей точки зрения, следовало бы пересмотреть с учетом сложившейся ситуации на рынке?

— Дистрибьюторы диктуют российскому рынку очень жесткие условия. Посмотрите, какой высокий у нас уровень вложений в дилерские центры! Ни в Америке, ни в Японии нет таких дворцов. Стоимость строительства у нас достаточно высока. И в текущей экономической ситуации нам бы хотелось, чтобы поставщики шли навстречу по некоторым моментам. Например, сегодня рынок движется в сторону таможенных послаблений ввоза запасных частей. Соответственно, это ударяет по нам. Один из вопросов, который поднимался на панельной дискуссии с подачи Вячеслава Зубарева (главы ГК «ТрансТехСервис», г. Казань. — «КС»), касался необходимости обсудить с производителями ограничения в продажах дилерскими центрами по автохимии и запчастям. Обязательство продавать только оригинальное снижает в сегодняшних условиях возможности для конкуренции.

— Если вернуться к теме кризиса и прогнозов на ближайшую перспективу, на днях появилась информация, что некоторые автопроизводители снизили цены на ряд моделей. Это некая долгосрочная стратегия или маркетинговая политика отдельных компаний, и об общем снижении цен говорить пока рано?

— В данном случае речь скорее идет о скидках. Потому что если кто-то один начнет снижать цены, за ним потянутся все остальные. Сейчас все заняли выжидательную позицию, пока по крайней мере не будет продан весь товар, который был еще в I квартале оплачен производителям. В долгосрочный тренд на снижение курсов валют верится с трудом.

Точно такую же позицию ожидания заняли покупатели. Они видят, как рубль укрепляется по отношению к доллару, и задаются логичным вопросом: почему цены не идут вниз? Некоторые производители пытаются подтолкнуть спрос, делая точечные подвижки в сторону покупателя, анонсируя скидки и рекламные акции. Именно этот психологический фактор будет играть серьезную роль в апреле-мае. Пока мы видим продолжающийся спад, и эти два месяца станут для многих компаний проверкой на прочность.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ