Культурное пространство съеживается

Анастасия Журавлева
Анастасия Журавлева

Независимый продюсерский проект «Песни о Родине» впервые был показан на малой сцене театра «Глобус» в начале февраля. Театральная компания «Гамма» объединила в одном спектакле три драматические новеллы на тексты современных российских авторов: «Хрустальный мир» Пелевина пересказал главный режиссер «Глобуса» Алексей Крикливый, «Благое дело» Дмитрия Глуховского поставил Павел Южаков из «Первого театра», независимый режиссер Дмитрий Егоров инсценировал «Православного ежика» Майи Кучерской. Именно история про ежика вызвала недовольство радикально настроенных православных граждан, после чего министерство культуры Новосибирской области в неформальной беседе рекомендовало продюсеру убрать спорную новеллу из постановки.

В результате «Песни о Родине», показанные в «Глобусе» 1 апреля, были исполнены в двух частях: вместо «Православного ежика» артисты спели песню Егора Летова «Долгая счастливая жизнь». Продюсер проекта АНАСТАСИЯ ЖУРАВЛЕВА рассказала в рамках брифинга о своем видении ситуации.

Правильный компромисс

— Некоторые люди из театрального сообщества считают, что это компромисс, на который мы не должны были идти. Я считаю, что это компромисс, на который мы должны были идти. Точнее, вынуждены. Именно потому, что никто не виноват: ни артисты, ни театры, ни зрители. Спектакль ценен совокупностью высказываний. Обидно, что за всей этой ситуацией никто не захотел рассмотреть его в полном объеме. А министр не захотел взять на себя ответственность, то есть, как это раньше называлось, «выполнял свою работу в сложившейся политической обстановке». И мы получили рекомендации. Конечно, мы могли гордо выйти, сыграть спектакль полностью и оставить за собой сожженные мосты. На мой взгляд, это было бы безнравственно.

Лучшие в мире зрители

— На спектакле 1 апреля было удивительное единение с залом. К чести зрителей хочу сказать, что, несмотря на информацию об отмене одной из новелл, сданных билетов было всего два. Зрители остались с нами. То, как зал аплодировал в момент исполнения песни Летова, — это отдельная история. Хочу сказать, что у нас действительно лучшие в мире зрители.

Неужели вы не понимали?

— Нас спрашивают: «Неужели вы не понимали, что сейчас время такое?». Правда не понимали, и сейчас не понимаем, потому что никто с нами в правовом или дискуссионном поле не встретился. Я читаю в публикациях про какие-то заявления, вижу цитаты из жалоб, но лично я как представитель компании-правообладателя не видела ни одного заявления. Когда я задаю вопрос министру культуры вопрос о возможности ознакомиться с этими документами, и он отказывает, ссылаясь на некий закон, считаю, что это тоже неправильно. Действия, которые совершают определенные группы некомпетентных, необразованных, не знающих границ в своих проявлениях людей, нельзя считать мнением народа.

Я готова к дискуссии

— Как представитель театральной компании «Гамма» я готова выходить в любой судебный или дискуссионный процесс, готова встречаться с теми, кто является выразителями протеста против нашего спектакля. Но при этом не хочу опускаться до дискуссии с группами людей, которые высказывают в социальных сетях претензии в неконструктивном тоне. Нашим коллегам, проходящим через кошмар с «Тангейзером», хотя бы были предъявлены конкретно сформулированные претензии в правовом поле. Я хочу официального прояснения ситуации. Действия министерства культуры в нашем случае были похожи на шантаж. Считаю, что в этой ситуации и власть, и ортодоксы, и деятели культуры должны научиться формулировать свою позицию, и очень надеюсь, что все успокоятся и появится больше достоверности.

О патриотизме

— Все режиссеры, участвующие в проекте «Песни о Родине», — тонко чувствующие творческие личности, которые способны выразить свое отношение к любимой, страдающей стране. Я сама — сентиментальный человек, из тех, кто, выйдя на берег, говорит: «Ну как же можно эту родину не любить»! Конечно, в нашем спектакле нет никакого измененного отношения к понятию родины. Это страна, которая сделала нас такими, какие мы есть, которую мы любим во всех ее проявлениях, жалеем, стараемсяпомочь ей быть ответственной и свободной.

О Дмитрии Егорове

— Как раз Дмитрий Егоров сегодня страдает больше всех, потому что очень тяжело согласиться на то, чтобы именно твое произведение было исключено из художественного целого даже без внятного объяснения причин. На мой взгляд, с его стороны это был акт гражданского мужества и творческой зрелости. Буквально несколько недель назад он выпустил в Томске потрясающий спектакль «Победители», патриотичнее и чище которого по отношению к войне, Афганистану и нашей стране я за последнее время не видела.

Где играть спектакль

— Мы сыграли спектакль, собрались все вместе, долго общались — у нас внутри очень светлая, добрая обстановка человеческого взаимопонимания. После этого я занялась поиском подходящей площадки. В Новосибирске нет ни одной качественной с точки зрения театрального оснащения негосударственной театральной площадки, и это огромная проблема. Возможно, после этой истории у нас наконец-то начнут поддерживать негосударственный сектор в культуре. Пока наиболее вероятные варианты я вижу в Питере. Можно ли продолжать играть дальше спектакль в усеченном виде — это уже скорее вопрос художественных решений, которые пока не приняты.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ