Бренды идут в регионы

С учетом грядущего ввода Park Inn by Radisson в добавление к уже работающим Marriott, Doubletree by Hilton и Azimut эксперты считают, что новосибирскому гостиничному рынку стоит сфокусироваться на отелях более экономичной категории
С учетом грядущего ввода Park Inn by Radisson в добавление к уже работающим Marriott, Doubletree by Hilton и Azimut эксперты считают, что новосибирскому гостиничному рынку стоит сфокусироваться на отелях более экономичной категории

Насколько перспективной для развития считают Сибирь международные гостиничные операторы?

Международные гостиничные операторы имеют далеко идущие планы на развитие в Сибирском федеральном округе в силу наличия сильных с точки зрения экономики городов и недостатка качественных отелей в них. Так, в 2015 году начнет свою экспансию в регион бельгийская Carlson Rezidor Hotel Group — отели Park Inn by Radisson откроются в Новосибирске и Новокузнецке, а также Domina Hotel Group — осенью оператор запускает первый отель в столице Сибири. Какие еще города СФО привлекают международных операторов, на что они надеются и как оценивают текущее положение гостиничного сектора в регионе, выяснял корреспондент «КС».

«Сибирь в силу своей закрытости и слабого потока туристов не является центром притяжения туристов в России: на регион приходится лишь 5,8% от числа отелей международных сетей или 4,9% номерного фонда по состоянию на 2015 год. Ключевыми же направлениями развития для международных отельеров в России традиционно считаются Москва, Санкт-Петербург и Сочи, среди региональных центров лидируют Екатеринбург, Самара и Казань», — приводят данные исследования крупнейших мировых сетей на предмет присутствия или планов по открытию отелей в городах Сибири аналитики маркетингового агентства Grinderr.

На текущий момент наибольший уровень развития качественных гостиничных комплексов среди городов СФО зафиксирован в Новосибирске. По официальной статистике, в городе насчитывается около 200 гостиниц и отелей. «Из них можно выделить пять основных с общим номерным фондом в 1400 номеров, привлекающие большую часть спроса, — это Marriott (175 номеров), Doubletree by Hilton (188), «Azimut Сибирь» (259), «Конгресс Отель Новосибирск» (430) и «River Park Обь» (316), — говорит руководитель департамента гостиничного бизнеса консалтинговой компании JLL Дэвид Дженкинс. — Большинство городских отелей расположено на правом берегу — в центральной части города, где сосредоточены административные учреждения, офисы и основные достопримечательности Новосибирска».

По данным JLL, качественные гостиницы высокой ценовой категории в Новосибирске имеют среднюю загрузку по году на уровне 40–50%, тариф — 5-5,5 тыс. рублей. В свою очередь гостиницы средней ценовой категории при тарифе в 3–4 тыс. рублей имеют заполняемость на уровне 55–60%.

Открытый в 2010 году Doubletree by Hilton, по мнению господина Дженкинса, уже к 2013 году стал ключевым бизнес-отелем города, принимающим представителей местной администрации и деловых путешественников. «Marriott, появившийся в 2014 году, составит ему серьезную конкуренцию. Можно предположить, что объема спроса такого уровня в городе недостаточно, чтобы заполнить оба отеля. По-прежнему популярным бизнес-отелем в Новосибирске также остается «Azimut Сибирь», а гостиница российской сети «Маринс Групп» («Конгресс Отель Новосибирск». — «КС») продолжает удерживать сильные позиции в экономсегменте», — добавляет Дженкинс.

Кроме этого, в нынешнем году ситуация на гостиничном рынке Новосибирска обострится: анонсирован запуск сразу двух проектов международного уровня — отелей Park Inn by Radisson и Domina. Помимо этого, не отрицает того, что ищет площадку под строительство отеля в Новосибирске, американская сеть Holiday Inn, а вот группа Kempinski отказалась от идеи открытия отеля под собственным управлением. Как сообщили «КС» в пресс-службе Kempinski в России, «на сегодняшний день у группы нет действующего договора об управлении будущим отелем в Новосибирске».

Не менее привлекательными для крупных операторов являются и другие сибирские города. Так, по данным исследования маркетингового агентства Grinderr, к 2020 году международные сети планируют расширить свое присутствие не только в Новосибирске, Красноярске, Омске, Иркутске и Новокузнецке, но и в таких городах, как Барнаул, Томск и Кемерово.

Центры притяжения

Согласно последним актуальным данным, на сегодня в Сибири представлены три международных отельных оператора — Accor Hotels Group (Франция), Hilton Worldwide (США) и Marriott International (США). В 2015 году к ним добавятся Carlson Rezidor Hotel Group (Бельгия) и Domina Hotels (Италия).

«С точки зрения ценовых сегментов у каждой отельной группы свой подход к Сибири: если Marriott заходит с помощью концепций, близких к роскошным, а группа Hilton представила сибирским городам свои суббренды, которые ниже уровнем, чем классический Hilton, то французский Accor и бельгийская Carlson Rezidor — «ближе к людям», они открывают отели брендов среднего ценового сегмента», — подчеркивают в Grinderr.

Под управлением группы Accor с 2009 года находится отель Ibis Sibir в центре Омска. Это обновленная гостиница «Сибирь» на 168 номеров. Согласно международной классификации, Ibis в Омске имеет категорию «три звезды».

«Сеть Hilton сейчас представлена в Сибирском федеральном округе двумя отелями — Doubletree by Hilton в Новосибирске и Hilton Garden Inn в Красноярске», — отмечает руководитель отдела продаж и маркетинга Doubletree by Hilton Novosibirsk Сергей Кондратенко. В состав первого из них входит 188 номеров категории «четыре звезды», второго — 259 категории «три звезды».

Marriott управляет двумя отелями — Courtyard by Marriott в Иркутске (208 номеров, «четыре звезды») и Marriott в Новосибирске (148 номеров, «пять звезд»).

«В Сибирском федеральном округе наиболее развит, конечно же, столичный гостиничный рынок Новосибирска, на котором присутствуют международные бренды в сегменте «четыре звезды» и «пять звезд», — говорит старший директор по развитию в России, странах СНГ и Восточной Европе компании Marriott International Михаил Колесник. — Рынок достаточно хорошо структурирован по сегментам и имеет качественное предложение для гостей. Активно развивается гостиничное предложение в Красноярске, Иркутске, Омске. В частности, Marriott International имеет уже подписанные договоры управления по строящимся проектам в Кемерове и Красноярске».

Эту информацию подтверждают в JLL, добавляя, что, помимо Marriott, в Красноярск планируют зайти сети Ibis и Novotel. Единственный отель, представляющий сейчас международного оператора в Красноярске, — Hilton Garden Inn. «Емкость рынка гостиничных услуг в Красноярске велика и требует появления новых игроков, — делится мнением генеральный управляющий Hilton Garden Inn Krasnoyarsk Даврон Арипов. — Это подтверждается и статистическими данными, и показателями, которые мы наблюдаем. Пик наплыва клиентов наблюдается не только в моменты крупных мероприятий — КЭФа или международных турниров, в городе проводится все больше событий международного и федерального значения». Помимо этого, по словам Даврона Арипова, в последнее время возрос спрос на отели Красноярска среди путешественников: иностранные и российские гости, туристы, приезжая в город, испытывают потребность в комфортном проживании, которая может быть удовлетворена только за счет строительства отелей высокого класса.

Скачок в развитии и расширении услуг гостеприимства в Красноярске участники местного рынка прогнозируют в перспективе 3–5 лет.

По словам Сергея Кондратенко, перспективными для дальнейшего открытия объектов сети Hilton являются такие сибирские города, как Новосибирск, Красноярск, Омск и Иркутск: сейчас ведутся переговоры о возможном строительстве гостиниц бренда Hilton Garden Inn и Hampton by Hilton в Омске и Иркутске.

Кроме этого, как ранее писал «КС», сеть Hilton подписала контракт о строительстве гостиничного комплекса, рассчитанного на 1500 человек, на курорте «Белокуриха-2» в Алтайском крае. К реализации масштабного проекта, стоимость которого оценивается в 10 млрд рублей, планируется приступить уже в 2015 году.

«Остаются перспективы и для развития непосредственно в Новосибирске. Мы не исключаем, что в течение 2–3 лет в городе появится отель бренда Hilton Garden Inn. Сейчас Hilton продвигает именно этот бренд, — уточняет господин Кондратенко. — Он более демократичен, согласно международной классификации имеет «три звезды», его тарифная политика очень гибко отвечает текущим требованиям регионального рынка. Но на данный момент обстановка на гостиничном рынке Новосибирска не располагает к запуску данного объекта, в том числе и потому, что на 2015 год уже анонсировано открытие отелей Park Inn by Radisson и Domina. Пока не могу сказать, что они станут нашими прямыми конкурентами, однако очевидно, что если рынок не будет диктовать дополнительного спроса, поток клиентов нам всем придется делить между собой. Но для жителей и гостей города эта динамика положительная, так как появляется возможность выбора площадок для проведения бизнес-мероприятий».

На данный момент, по информации Сергея Кондратенко, среднемесячная загрузка Doubletree by Hilton снизилась на 7% относительно показателей 2014 года. Отмечается тенденция снижения глубины бронирования: если раньше она составляла 1–2 месяца, то на текущий момент это 1–2 недели.

«Стабилизацию и начало роста спроса на гостиничные услуги после нынешнего «затишья», на мой взгляд, можно ожидать в перспективе от полугода, то есть к концу 2015 года. Можно сказать, сейчас управление отелями идет в ручном режиме, не автоматическом: приоритет отдается индивидуальной работе с гостями и международным стандартам качества. На условия спроса на рынке приходится реагировать ежедневно, отслеживать ценообразование в течение каждой недели, а порой и дня, искать более лояльные методы взаимодействия с корпоративными клиентами», — добавляет господин Кондратенко.

Новая конкурентная среда

Что касается новых проектов, то команду международных игроков на территории Сибири этом году пополнят Park Inn by Radisson и Domina Hotel в Новосибирске, а также Park Inn by Radisson в Новокузнецке. За счет этого номерной фонд Новосибирска увеличится на 368 номеров (150 — Park Inn by Radisson, 218 — Domina Hotel), Новокузнецка — на 150 номеров.

«Открытие отеля в Новосибирске мы запланировали на осень 2015 года, — отмечает директор по продажам и маркетингу сети Domina Hotel Group Румия Ураева. — В планах компании также открытие отелей в Томске, Тюмени, Липецке и Калининграде».

В свою очередь старший директор по развитию бизнеса компании Carlson Rezidor Дарен Бланчард подчеркнул, что запуск отеля Park Inn by Radisson в Новосибирске состоится уже в июне текущего года. «Сибирь является очень важным для нас рынком для развития бизнеса и дальнейшего продвижения в России. На сегодня в портфель компании Carlson Rezidor входит 31 отель (более 9000 номеров), и развитие в сибирских городах является одним из приоритетов. Среди других направлений, перспективных с точки зрения развития отелей под международными брендами, мы считаем такие города, как Ханты-Мансийск, Курган, Тюмень, Барнаул, Улан-Удэ, Иркутск, Кемерово, Красноярск, Омск и Томск», — поясняет господин Бланчард.

Тем не менее открывшийся в начале 2015 года в Новосибирске трехзвездочный отель SKYEXPO не считает новых участников своими прямыми конкурентами и делает ставку на собственное активное развитие. По словам менеджера по маркетингу и PR управляющей компании «Отели СкайПорт» Ольги Кузьминой, на первый год работы отеля заложен план по заполняемости SKYEXPO на уровне 40%.

«В условиях экономической нестабильности средний и крупный бизнес обратил внимание на внутренний рынок, поэтому многие встречи, семинары и выставки проходят здесь, а не за границей. На мой взгляд, это хороший тренд для развития российского гостиничного бизнеса», — отмечает Ольга Кузьмина.

На данный момент компания «Отели СкайПорт», которая управляет двумя отелями в Новосибирске — SKYEXPO и SKYPORT не представлена в других городах. «Однако мы работаем над формированием продукта, чтобы предлагать свои услуги в качестве управляющей компании (франшизы) либо приобретать, брать в аренду и организовывать гостиничный бизнес не только в Новосибирске», — добавляет госпожа Кузьмина.

Представители других сегментов гостиничного рынка смотрят на дальнейшие перспективы развития также весьма оптимистично. «Средняя заполняемость нашего отеля как в прошлом, так и в этом году держится на уровне 75–85%, несмотря на то что тарифы мы повысили на 10%, — говорит управляющая апарт-отеля Resident в Новосибирске Яна Платонова. — Но в отличие от типичных участников гостиничного рынка мы нацелены на долгосрочное проживание: большая часть гостей апарт-отеля — это корпоративные клиенты, которые живут у нас от месяца до года. Спада спроса на услуги апарт-отеля в 2015 году мы не ожидаем, наоборот, прогнозируем укрепить свои позиции и увеличить объемы продаж».

Международные игроки также настроены позитивно: «Мы понимаем, что гостиничный рынок Новосибирска и других крупных городов СФО практически полностью существует за счет внутреннего, московского спроса. И несмотря на общее снижение деловой активности, мы в целом видим стабильную ситуацию на гостиничном рынке», — утверждает Михаил Колесник. По мнению Дэвида Дженкинса, Сибирь представляет особый интерес для международных операторов в силу наличия нескольких сильных с точки зрения экономики городов и недостатка качественных отелей в них. «Однако если мы говорим о Новосибирске, с учетом грядущего ввода Park Inn by Radisson в добавление к уже работающим Marriott, Doubletree by Hilton и Azimut, сфокусироваться стоит на отелях более экономичной категории», — заключает господин Дженкинс.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ