Культурная охрана

Двухэтажный особняк по улице Ядринцевской. Новосибирский краеведческий портал
Двухэтажный особняк по улице Ядринцевской. Новосибирский краеведческий портал

Согласно новому федеральному закону, размещение рекламных конструкций на зданиях, относящихся к объектам культурного наследия, а также на их территории запрещена. Как сообщает пресс-служба правительства Новосибирской области, нововведение вступило в силу 20 марта 2015 года. Собственники бизнесов, чьих заведений или зданий коснулся новый запрет, пока находят в нем больше плюсов, нежели минусов, юристы же не столь оптимистичны.

Законы о запрете размещения рекламы на объектах культурного наследия «О внесении изменений в статью 19 Федерального закона «О рекламе» и «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», подписанные Владимиром Путиным, вступили в силу 20 марта 2015 года. В Новосибирской области, по данным управления по государственной охране объектов культурного наследия региона, он коснется 1099 объектов. Всего на территории Новосибирской области на текущий момент зарегистрировано 2222 объекта культурного наследия, из которых 200 расположены в Новосибирске.

Согласно документу, запрещается размещение наружной рекламы не только на самих объектах культурного наследия, но и на их территории. «Ограничения по размещению рекламных конструкций на памятниках архитектуры существовали всегда. В текущей же поправке прописано, что запрет теперь распространяется и на окружающую памятники территорию», — говорит председатель комитета рекламы и информации мэрии Новосибирска Сергей Мурзинцев.

Закон действует только для объектов, включенных в реестр объектов культурного наследия. Также в нем прописано, что разрешения на размещение рекламы на объектах, полученные до вступления в силу закона, действуют до срока их истечения. «В ближайшие несколько месяцев радикально ситуация с рекламой не изменится, но на запросы о разрешении размещения рекламы на объектах культурного наследия, которые поступают сейчас, мы отвечаем отказом, — отметила заместитель начальника управления по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области Маргарита Титова. — Думаю, что это позитивные изменения, и они будут способствовать сохранению внешнего облика объектов».

По данным пресс-службы правительства региона, закон не распространяется на наружную рекламу, оповещающую о культурных, театрально-зрелищных и развлекательных мероприятиях, которые проводятся на территории самих объектов культурного наследия. Если разрешения на размещение рекламы (табличек, плакатов, баннеров) выданы до вступления закона в силу, они будут действовать до истечения срока договора. Кроме этого, у владельца могут потребовать уменьшить или сменить рекламную табличку на памятнике культуры на соответствующую стилю здания.

По мнению Сергея Мурзинцева, основной вопрос будет заключаться в определении границ охраняемых территорий. «Подход к их определению должен быть объективным и взвешенным», — добавляет он.

В число объектов наследия в Новосибирске, по данным официального перечня, вошли такие объекты, как управление «Запсибзолото», собор Александра Невского, достопримечательное место «Новосибирский Академгородок», контора инженера Г. М. Будагова, здание Облисполкома, «Дом с часами», здания оперного театра и театра «Красный факел», здание 100-квартирного жилого дома, здание Госбанка, спортивный клуб «Динамо», особняк купца Сурикова, городская детская клиническая больница на Красном проспекте, ряд деревянных построек на улице Максима Горького и многие другие объекты культурного наследия.

Как отмечает совладелец и управляющий рестораном Red House (расположен в здании на Красном проспекте, входящем в список охраняемых объектов) Сергей Лунев, на данный момент на деятельности заведения это никак не отразилось. «И надеюсь, не отразится. У нас достаточно скромная, сдержанная наружная реклама. С точки зрения рекламного воздействия, возможно, это и неправильно, но с точки зрения соответствия общей концепции здания, по-моему, мы вполне органичны», — говорит Лунев.

Также управляющий рестораном Red House считает, что стиль «нувориш» уже себя изжил: «Новосибирск хотя и достаточно молодой город, но уже с историей, которую он должен хранить, ценить и знать. Закон поможет привести в порядок внешний вид исторических зданий. Многие места, расположенные в исторических памятниках, горожане и без того хорошо знают и посещают, и кричащая или гипертрофированных масштабов вывеска может быть заменена на более скромную».

Популярные же заведения могут иметь лишь небольшую табличку, и такой опыт в городе есть у вполне известных заведений, делится наблюдениями господин Лунев. «И речь здесь не только о Новосибирске, но и о Томске, откуда я родом. Там тоже есть потребность «причесать» рекламу на улицах, которые давно уже можно отнести к наследию «Юнеско». В Новосибирске таких зданий меньше, тем не менее и им нужно придать гармоничный облик, убрать «барахольщину», — говорит Сергей Лунев.

Однако с исполнением закона могут возникнуть определенные сложности. «Есть четкий запрет на распространение рекламы на объектах культурного наследия, — рассказывает управляющий партнер юридической фирмы «Ветров и партнеры» Виталий Ветров. — Хотя закон и предусматривает два исключения — ситуацию с распространением информации о самом мероприятии, проводимом при поддержке спонсора, и рекламу на территории достопримечательных мест, воспользоваться ими будет крайне непросто. Для одного потребуется внести изменения в охранное свидетельство собственника объекта культурного наследия. А это время, дополнительные денежные расходы. Для второго же крайне небольшое количество таких мест в желаемом месте/районе».

Поэтому, по мнению Виталия Ветрова, собственники хозяйствующих субъектов будут вынуждены искать способы обхода закона. «Хотя подобное и неприемлемо, но отрицать это было бы глупо. Таким образом, здесь предвидится либо работа с исключением конкретного объекта из реестра, либо изменение вида объекта культурного наследия на территорию достопримечательных мест, либо у нас будет повсеместная спонсорская поддержка распространения рекламы о проводимых на объектах мероприятиях», — заключает господин Ветров.
Сергей Лунев также предположил, что могут возникнуть сложности: «Если пойдет процедура «причесывания» ранее размещенных вывесок или получения продления на их размещение, то какими критериями будут руководствоваться согласующие органы, а их сейчас несколько, чтобы согласовать вывеску или отказать, либо заставить видоизменить? До какой степени изменить? Также пока остается непонятным, на каком этапе принимаются решения — на этапе комитета по охране памятников культурного наследия Новосибирской области или уже у архитектора, в «Городском центре наружной рекламы».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ