Codefest-2015: праздник «кода» и инструменты управления ИТ

В Новосибирске завершил свою работу очередной Codefest, — масштабный форум в сфере ИТ, организатором которого является компания 2ГИС. Первое мероприятие под этим брендом было проведено в 2010 году еще в стенах одного из корпусов НГТУ. Первый CodeFest тогда собрал 500 участников и был сугубо локальным мероприятием. В этом году в нем приняло участие свыше 1700 человек, а местом проведения, как и в прошлом году стал новосибирский Экспоцентр.

В сравнении с различными масштабными московскими форумами, проводимыми под патронажем того или иного международного вендора, например SAP, Microsoft или Cisco, Codefest стоит особняком. Несмотря на наличие 2ГИС в качестве организатора (по сути Codefest ─ это изначально детище сотрудников компании Евгения Василькова и Артема Кудзева), перед форумом не ставилась задача продвинуть того или иного вендора или платформу. Да и самих представителей вендоров, а также системных интеграторов на форуме было немного, ─ в основном Codefest, как можно догадаться из названия, ориентирован всецело для тех, кто пишет код, т.е. на самих программистов. В 2010 году мероприятие проводилось в рамках «сибирских интернет-недель», но достаточно быстро отправилось в самостоятельное плавание, перейдя от площадки НГТУ к «Экспоцентру». При этом, несмотря на то, что большинство тем, заявленных на форуме, предназначены для программистов, бизнес-аудитория вполне могла также «выцепить» для себя ряд полезных тем. О них ─ в материале «КС».

Агентство и заказчик: понять друг друга

Исполнительный директор новосибирской студии «Мартдизайн» Анна Кармишина затронула классическую проблему взаимодействия агентств и заказчиков: здравый смысл, брендинг, веб и как всё это связано. По ее словам, любой сайт может и должен использовать инструменты брендинга. Хорошая новость состоит в том, что их внедрение дёшево, а потенциал – высок. Спикер отметила, что слово «брендинг» прежде всего, связано с лояльностью, а лояльность имеет прямое отношение к росту добавленной стоимости компании. Веб и брендинг долгое время шли по разным сторонам улицы. Чаще всего на вопрос компаниям о том, зачем они хотят обновить сайт, следовал ответ «потому что старый устарел». Мотивировкой создать на сайте тот или иной раздел было наличие такового у конкурентов или просто соображения общего характера, не имеющие отношения к реальным потребностям пользователей.

Спикер привела несколько примеров. Первый кейс показывал, почему вредно начинать проекты с изучения существующих примеров на рынке. По мнению Анны Кармишиной, на практике изучение локальных конкурентов и международного опыта лишь загоняет в определенные рамки, мешает проявлению творческого потенциала. Да и в чем смысл таких шагов, ведь вы – другая компания, по-своему уникальная.

Второй кейс был призван продемонстрировать, почему существует только два по-настоящему важных вопроса. Эти два вопроса ─ зачем и для кого? Примечательно, что на самые обычные вопросы часто рожаются самые неожиданные ответы. Ключевая задача ─ определиться с тем, что реально нужно аудитории. Если же потребности в чем-то нет, ее нет смысла выдумывать. Таким образом, начинать нужно с определения реальных потребностей бизнеса, правильного определения целевой аудитории, ее потребностей, далее приступать к решению этих потребностей и трансляции ценностей.

Наконец, третий кейс из личного опыта спикера показывал, как завоёвывать сердца в случае интернет-магазина. Примером послужил один из европейских сайтов по продаже обуви. «Сайт ─ не только конверсия, но и брендинг. Кто сказал, что к примеру, дрель не может быть эмоциональной покупкой», ─ заметила Анна Кармишина.

Лендинг не для всех

В формате «квартирника» под поп-корн и колу достаточно бодро прошло обсуждение вопросов, касающихся лэндинг-страниц (одностраничных веб-сайтов, содержащих информацию об услуге или товаре, переход на которые осуществляется по ссылке из рекламного объявления – «КС») и способам увеличения конверсии. Руководитель трекинга старт-апов фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) Артем Азевич ставил перед аудиторией резонные простые вопросы и развенчивал мифы. «Представьте, что вам позвонил назойливый продавец и пытается продать вам свой продукт. Вы не покупаете его, потому что вам не нужен. Увеличится ли вероятность покупки, если он напишет все тоже самое на своем сайте и попросит вас прочитать?». Таким образом, спикер привел аудиторию к мысли о том, что если тот или иной товар или услугу не удается продавать через звонки или обход клиентов, то подготовка грамотного лэндинга все исправит. «Лендинг не панацея, если вы не можете продавать товар или услугу в обычных условиях, в офлайне», ─ резюмировал Артем Азевич. Также он рассказал о правиле падения показателей конверсии: чем больше привлекается людей, тем остается менее целевая и более консервативная аудитория, и тем соответственно ниже показатели конверсии. Кроме того, играет роль, то, что ваши подчиненные продают товар или услугу хуже вас, их подчиненные еще хуже, и.т.д., так как с каждым следующим уровнем падает вовлеченность и заинтересованность. Поэтому и получается, что из 100 человек ваш товар или услугу может купить условно говоря 7 человек (7%), из 4000 ─ 15 (0,3%), из 50000 еще меньше.

Говоря о создании лендингов, спикер рекомендовал использовать методику Павловой: идея ─ персонаж ─ интернет-ситуация ─ поисковый запрос и оптимизация ─ вопросы ─ прототип. По словам Артема Азевича, этот подход использовался в том числе для создания лендинга Сбербанка. Применение подобного подхода способно увеличить показатели конверсии например с 5% до 7%. Если конверсия нулевая, то проблема по словам спикера, как правило кроется в заголовке и самом тексте. Удачным шагом по мнению спикеров является выкладка видео о компании на лендинг-странице. Однако в независимости от типа контента пользователю за 15 секунд должно быть понятно, чего вы от него хотите. Таким образом, к вопросам лендинга нужно подходить основательно, но в то же время какие-то нюансы можно понять лишь опытным путем. Если лендинг нетрудоемок и требует, к примеру всего, 10-15 минут, то можно активно экспериментировать и постоянно менять. Если же нет, тогда нужно сразу проводить тщательный анализ и делать его на совесть.

Грамотное управление проектами

Бывший руководитель отдела разработки в департаменте ИТ «Лаборатории Касперского», основатель портала mnogosdelal.ru Максим Дорофеев рассказывал о такой «чуме 21 века» для «айтишников» как прокрастинации (откладывании дел на потом — «КС»). По словам спикера, «тупняк» и прокрастинация достигает масштаба эпидемии, во многих компаниях чуть ли не 80% всего рабочего времени уходит именно на это. Более того, нередко в компаниях руководители проектов считают особенно мудрым решением, умножать обозначенные сотрудниками сроки, за которые планируется выполнить те или иные работы, на 2, а то и на 3. Например, если сотрудники грозятся реализовать проект за неделю, то закладывается срок в 3 недели. При этом, когда такие сроки озвучиваются заказчику, тот приходит в ужас, и говорит, что это совершенно недопустимо, и работу можно выполнить за неделю. Тогда рассматриваемая компания лихорадочно соглашается на неделю, потом на 3 дня, а потом обещает все сделать уже завтра. Данный хрестоматийный пример снискал громкие аплодисменты зала с возгласами «так и есть».

Максим Дорофеев тонко уловил и другую особенность «айтшников», а именно попытку решить проблему прокрастинации в том, чтобы установить какую-либо полезную программу, чтобы все успевать. В качестве четырех основных советов, которые должны привести к успеху в этом вопросе, спикер предложил отключить всевозможные нотификации (и не только уведомления почты и соцсетей), составлять единый список задач (как по работе, так и личных), регулярно обозревать систему, использовать правильные формулировки.

Еще одним способом может служить подход под названием «Помидор» ─ специальная техника, направленная на сосредоточение на задаче. Ее суть заключается в том, что выбирается задача, которую нужно выполнить, ставится таймер на 25 минут, далее вы приступаете к выполнению этой задачи и не отвлекаетесь в течении 25 минут. По окончании 25 минут делаете перерыв на 5 минут, даже если задача до конца не решена. Снова заводите таймер на 25 минут. После четырёх итераций по 25 минут, делаете длительный перерыв в 15-30 минут.
Однако итог обсуждения темы привел к тому, что присутствующие старательно записали про обозначенные «лекарства от прокрастинации», чтобы потом из-за этой же самой прокрастинации отложить их «прием» как-нибудь на потом.

Построение работы удаленных команд

Интересно, что когда на одной из секций Codefest попросили в аудитории попросили обозначить свое присутствие тем, кто работает с США, более половина присутствующих подняла руки. А на вопрос о том, сколько людей работает в распределенной команде, ответ «да» дали 75% аудитории. Исходя из этого, глава новосибирского офиса разработки компании «Яндекс» Сергей Бражник рассказал о том, как выжить и преуспеть распределенной команде. Изначально он оттолкнулся от собственного предшествующего опыта работы, когда сотрудники всех отделений, разбросанных по земному шару, общались друг с другом через единый Skype-сеанс, что было очень неудобно. Те, кто, сталкивался с распределенной разработкой, помнят не один случай, когда «эти там» не понимают, что происходит «там в регионах», ставят совершенно неочевидные и порой противоречащие задачи. Климат портится, ожидания не оправдываются, и часто все заканчивается плачевно. При этом удаленные команды далеко не всегда можно обвинить в некомпетентности, часто они являются профи и могут решать сложные задачи. «Мы айтишники и напоминаем детей в 5-7 лет. А им нужна забота, уверенность в завтрашнем дне, ─ отметил Сергей Бражник. ─ Кто ее обеспечивает в семье? Папа. Вот поэтому в каждой локальной команде мы стараемся иметь папу, который закрывает команду от внешнего воздействия, следит за развитием команды и тем, что делает», ─ пояснил особенность подхода Сергей Бражник. Аудитория резонно начала спрашивать, где искать таких «пап», что будет, если заболеет и вообще подвергла сомнению выделение такого категориального аппарата, на что спикер ответил, что другой используемый компанией термин «переопыление» — «это тоже смешно». Таким образом, у команды должен быть «папа», куратор, который поможет решить задачи «в центре», важна прозрачность, необходимость частых встреч, наличие ментора – человека для обдумывания. При этом, для успешности всего это проекта «пап» нужно выращивать в самой компании.

Построение успешного ИТ-бизнеса

С точки зрения бизнеса полезным оказался доклад совладельца 2ГИСа, директора компании Saintlab Дмитрия Сысоева, который рассказал по «горячим следам» о том, почему был свернут проект Omnom и чего стоит сделать стартап. Напомним, что Omnom — простое приложение, доступное в AppStore и Google Play, которое помогало сделать заказ, не дожидаясь официанта, разделить и оплатить счет между гостями, оставить чаевые с помощью карты. Omnom работал с такими новосибирскими заведениями, как «Чашка Кофе», «Beerman&Пицца», «Mexico», «ШашлыкоFF», «Рыба.Рис», однако несмотря на интересную идею, был свернут. Как все же оценить потенциал «гениальной идеи» и действительно ли она такая? Дмитрий Сысоев рассказал путь Omnom от идеи до продукта, то, как соотносятся гипотезы и реальность, а также поведал о принципах управления и выживания индивидума в стартапе.

Тему продолжил глава компании Skyeng Харитон Матвеев, который рассказал, как физик основал с партнерами крупнейшую языковую школу. С «нуля» в проект за 2 года было вложено $20 миллионов. Харитон Матвеев поведал о том, как должен происходить сбор требований, что лучший «продакт» ─ клиент, которого надо заставить работать на вас, а также как приблизить обратную связь и извлечь из этого пользу. Не забыл спикер и про приоритезацию задач, многоступенчатое управление продуктовыми требованиями, когда и зачем нужен хороший дизайн, о программировании в долг.

Мотивировать творческих сотрудников

Глава одного из крупнейших в России digital-агентств Red Keds (в его состав входит и новосибирское агентство WOW) Виталий Быков рассказывал о кейсах, которые реализовывала его компания, а также об инструментах мотивации творческого потенциала. Как добиться наибольшей продуктивности и сохранить прибыльность творческой компании, как взаимодействовать с дизайнерами — где нужно нажать, а где отпустить, работает ли кнут как мотиватор. Впрочем, основной месседж спикера оказался прост: творческими людьми не рождаются, поэтому для того, чтобы ими стать, нужны элементарные тренировки. Нужно находить в проекте вдохновляющую цель. Руководителю проекта целесообразно быть безучастным наблюдателем, а частым группам работать в тесном контакте с ним. В решении любой творческой задачи нужен импульс и модерация. А мотиватором в творческих командах является самостоятельность и профессионализм.

Собрать айтишников

Отдельная дискуссия была посвящена управлению ИТ-сообществами. Чтобы далеко не ходить, в качестве примера был взят сам Codefest. Поэтому и модератором секции сам программный директор Codefest, заместитель директора R&D компании 2ГИС Артем Кудзев.

Участники дискуссии обсудили, что вообще такое ИТ-сообщество, каковы у него могут быть цели и задачи, стоит ли его делать виртуальным, реальным или комбинированным, как подходить к управлению и модерированию сообществом, как его развивать и продвигать. Были рассмотрены конкретные кейсы от новосибирских сообществ. Затронут был вопрос и того, какая соцсеть эффективнее в плане продвижнения сообществ ─ ВКонтакте или Facebook. Один из участников поделился своим кейсом, согласно которому размещение поста в Facebook дало 12 лайков, а такого же во ВКонтакте ─ 100 подписок. В итоге выводы участников дискуссии оказались простыми: если цель создания сообщества ─ личный PR и получение каких-то бенефитов от других, то открывать его нецелесообразно. Да и вообще если вопрос в том, создавать или не создавать, вообще стоит на повестке рассмотрения, тогда ответ должен быть отрицательным. Если же вы не можете жить без создания сообщества, то тогда ответ положительный. По мнению одного из участников, определяющими факторами участия в мероприятии является его повестка, спикеры и их квалификация, сформированный интерес, а также то, насколько авторитет потенциального участника вырастет в глазах уважаемых им людей.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ