Кирилл Брель: «98%-99% клиентов с пониманием относятся к действующему уровню кредитных ставок»

Объемы кредитования юридических лиц в Сбербанке в 2015 году снизились примерно в 2,5 раза. Такие цифры были озвучены на пресс-брифинге банка, состоявшемся 20 марта в Новосибирске. Сложившаяся ситуация объясняется как тем, что клиенты продолжают гасить ранее полученные кредиты, так и изменением ставок. По словам председателя Сибирского банка ОАО «Сбербанк России» Кирилла Бреля, 98%-99% клиентов с пониманием относятся к действующему уровню кредитных ставок. Однако Кирилл Брель не исключил, что в случае резкого снижения ключевой ставки Сбербанк вернется к вопросу корректировки текущих кредитных ставок в сторону снижения.

Формальным поводом для встречи председателя Сибирского банка ОАО «Сбербанк России» Кирилла Бреля и запредседателя Натальи Кочкиной 19 марта 2014 года с представителями СМИ был отчет о деятельности крупнейшего кредитного учреждения РФ в 2014 году, тенденции отрасли, а также участие Сбербанка в программе государственного софинансирования ипотеки. Однако этим программа не исчерпывалась: топ-менеджеры банка рассказали о том, во сколько снизились объемы кредитования юрлиц, готов ли банк реструктуризировать долги корпоративных клиентов, и есть ли понимание заемщиков к новым ставкам.

Говоря о новомодной государственной ипотеке, Наталья Кочкина сообщила, что вопреки тому, что пока нет полного понимания, как будет распространяться продукт, заявки уже принимаются. Минимальные ставки начинаются с 11,9% годовых при условии страхования кредита. При этом заявки принимаются только на строящееся, либо готовое жилье у застройщиков-партнеров банка.

В свою очередь Кирилл Брель назвал минувший год сложным, но удачным для банка: «Несмотря на кризис, Сибирскому банку Сбербанка России удалось сохранить свою долю на всех «ключевых» рынках, включая сегмент кредитования юридических лиц. ─ заверил Кирилл Брель. ─ За минувший год объем таких кредитов вырос на 19,5%. Объем привлечения средств юридических лиц увеличился на 11,6%, физических лиц — на 16,5%. Объем выдачи ипотечных кредитов вырос на 20%. Темпы роста операционных доходов составили 18,2% по сравнению с темпами роста операционных расходов 3,6%. А это хорошая основа, чтобы пережить непростые времена».

Вопреки ухудшению макроэкономической конъюнктуры было отмечено 30-процентное улучшение качества кредитного портфеля юридических лиц. Доля проблемных активов в данном секторе снизилась до 2,5%. Хотя аналогичный показатель по кредитному портфелю физических лиц ухудшился до 3,23%, это значительно ниже, чем в среднем по рынку, и не внушает руководству банка особых опасений.

В качестве основных трендов 2014-2015 гг., во-первых, была отмечена возросшая склонность банковских клиентов к сбережению. Несмотря на инфляционный рост затрат и сложности сибиряков с накоплением, хотя часть прироста депозитов приходится на перевод средств с зарплатных счетов и дебетовых карт, «люди начали более консервативно относиться к затратам». Накопления клиентов банка — юридических лиц в IV кв. 2014 г. увеличились на 12%..

Стремлением к сбережению объясняется и то, что строительная отрасль Сибири в ноябре-декабре 2014 г. фиксировала пиковые продажи жилой недвижимости. Как констатировал Кирилл Брель, «мы рады возросшему консерватизму клиентов. Авантюризм в кризис создает предпосылки для неприятностей…».

Другой общероссийский и общемировой тренд — переход физических лиц на альтернативные каналы банковского обслуживания, т.е. в интернет-банкинг. На сегодня системой дистанционного банковского обслуживания (ДБО) Сбербанка в Сибири по его собственным данным пользуется 1,2 млн человек, что в 2 раза больше, чем годом раньше. Число операций через ДБО достигло 3,3 млн/месяц. Около половины из них приходится на открытие счетов, половина — на платежи. При этом наблюдается «изменение гендерной, возрастной и социальной структуры» пользователей ДБО. На сегодня им пользуется 60% банковских клиентов-пенсионеров.

Наталья Кочкина подтвердила, что ипотека с государственной поддержкой предоставляется её банком по ставке от 11.9%. При этом сумма первоначального взноса составляет 20%, а максимальная сумма — 8 млн руб. для Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга и 3 млн — для других регионов России. А ипотека в валюте не выдается «чтобы защитить наших клиентов».

Представители Сибирского банка Сбербанка России отдельно остановились на продвижении вместе с «зарплатными проектами» (дебетовыми картами) кредитных карт. «Мы долго думали, зло это или благо, и пришли к выводу, что это оптимальный «запасной кошелек» и социальная миссия Сбербанка. Для клиента это лучше, чем идти в другой банк или кредитный кооператив, чтобы взять деньги по завышенным ставкам», — подчеркнул Кирилл Брель.

Что касается тенденций 2015 года, пока привлечение средств растет более высокими темпами, чем кредитование. Как отметил Кирилл Брель, кредитование юридических лиц снизилось в 2,5 раза: «В связи с практически трехкратным увеличением ключевой ставки Банка России произошел существенный рост кредитной ставки по новым выдачам. Для корректировки ставок по действующим кредитам пришлось индивидуально общаться с клиентами. 98%-99% клиентов с пониманием относятся к действующему уровню кредитных ставок. Спад объемов кредитования также объясняется тем, что «клиенты продолжают гасить (ранее полученные кредиты)». Однако Кирилл Брель не исключил, что в случае резкого снижения ключевой ставки Сбербанк вернется к вопросу корректировки текущих кредитных ставок в сторону снижения.

В связи с тяжелой макроэкономической ситуацией была отмечена готовность банка к реструктуризации и снижению кредитной нагрузки, «если клиент столкнулся со временными трудностями, потерял работу, возникла просроченная задолженность и есть добрая воля (по урегулированию проблем). В этом случае поход (Сбербанка) в суд — крайняя мера и количество дел в судах — единичные случаи».

Оценивая политику Сбербанка по отношению к малому бизнесу, Кирилл Брель отметил, что за 2014 год (Сибирским банком) выдано кредитов малому бизнесу на уровне 2013 года. «В этом году отмечается некоторое замедление спроса. При этом в отношениях банка и малого бизнеса не все меряется кредитами. Только около 15% субъектов малого предпринимательства пользуются кредитами. Им требуются другие банковские услуги…».

На вопрос о предпочтениях или опасениях банка по отношению к отдельным направлениям бизнеса, Кирилл Брель ответил, что банк работает «не с отраслями, а с клиентами. Во всех сегментах бизнеса есть лидеры и есть аутсайдеры. Нам больше нравится работать с первыми…».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ