Свой среди своих

Сворачивание в России Opel и Chevrolet не стало ударом для их сибирских дилеров, однако стало тем рубежом, после которого очевидна острая необходимость поиска новых направлений бизнеса. На фото справа - директор по развитию "Сибтрансавто-Новосибирск" (официальный дилер General Motors в Новосибирске) Андрей Назаренко.
Сворачивание в России Opel и Chevrolet не стало ударом для их сибирских дилеров, однако стало тем рубежом, после которого очевидна острая необходимость поиска новых направлений бизнеса. На фото справа - директор по развитию "Сибтрансавто-Новосибирск" (официальный дилер General Motors в Новосибирске) Андрей Назаренко.

18 марта на автомобильном рынке России произошло, пожалуй, самое резонансное событие за последние годы ─ о своем сворачивании присутствия в России объявил американский концерн General Motors. Такое радикальное решение было принято из-за крайне низких продаж в конце 2014 и начале 2015 года, однако по словам участников рынка, оно в большей степени продиктовано политическими причинами. Тем не менее, долгосрочные последствия оно будет иметь для всего автодилерского рынка Сибири.

О том, что General Motors полностью сворачивает в России присутствие марок Opel и Chevrolet, оставив только премиальные модели Corvette, Tahoe и Camaro, а также линейку Cadillac, стало известно из официального обращения штаб-квартиры концерна. По данным опрошенных «КС» участников рынка, ни дилерская сеть марки в России, ни ключевые контрагенты, ни даже сами сотрудники российского дистрибьютора GM до последнего не были в курсе ситуации, поэтому такой исход стал для всех неожиданностью. Сами дилеры узнавали о решении General Motors от корреспондента «КС» или из информации в других СМИ.

Как сообщило руководство GM, Chevrolet оставит в России только премиальную линейку, а Opel полностью покинет российский рынок уже к концу декабря 2015 года. До конца июня будет законсервирован завод в Санкт-Петербурге, а на калининградском «Автоторе» сборка автомобилей концерна будет завершена в феврале 2016 года. В свою очередь производство автомобилей Chevrolet на ГАЗе завершится до конца года. Совместное предприятие GM-AVTOVAZ продолжит производить и продавать Chevrolet NIVA текущего поколения, но разработка долгожданной новой «Нивы» заморожена. Про дальнейшую судьбу завода GM Uzbekistan пока не сообщается. Марка Cadillac сохранит свое присутствие в России.

Генеральный директор Opel Group Карл-Томас Нойманн пояснил, что «в настоящий момент автомобили, которые производятся в России, не обладают достаточным уровнем локализации, а ситуация на рынке не оправдывает серьезных инвестиций в повышение уровня локализации».

В результате решения по изменению бизнес модели в России, затраты на реструктуризацию составят около $600 миллионов преимущественно в 1 квартале 2015 года. Средства пойдут на кампании по стимулированию продаж, трансформацию дилерской сети, отмену контрактов и на покрытие расходов, связанных с сокращением сотрудников. Около $200 миллионов от общих затрат на реструктуризацию будут в неденежном выражении. Таким образом, по словам директора одного из крупных сибирских мультибрендовых дилеров, решение GM вероятнее всего связано с наличием убытков на головном уровне и, как следствие, невозможностью нести дальнейшие затраты на падающих рынках, к которым относится Россия.

Важным вопросом является судьба парнеров марки. Chevrolet и Opel будут плотно работать со своей дилерской сетью, чтобы определить последующие шаги, которые обеспечат исполнение своих обязательств перед владельцами автомобилей на будущие годы. «Мы будем продолжать исполнение гарантийных обязательств, а также поставку запчастей и сервисное обслуживание», — заверил Нойманн.

Стоит отметить, что по данным АЕБ, Chevrolet занимала 5-ое место в Сибири по продажам среди иномарок в 2014 году (9493 автомобиля, -18,6%), Opel – 11-ое (2821 автомобиль, -9,4%). Однако около половины всех продаж Chevrolet приходилось на модель Niva, которая продается через отдельную дилерскую сеть и сохранит присутствие в России.

Сейчас у Chevrolet в СФО по два официальных дилера в Новосибирске, Красноярске, Омске и Барнауле, а также по одному в Томске, Иркутске, Кемерове, Абакане, Бийске, Чите, Улан-Удэ. При этом, многие партнеры концерна имеют недиверсифицированный портфель, то есть представляют только бренды GM. Ряд компаний работает в нескольких регионах — например, автоцентр «Сто Коней» — в Томске и Барнауле. Также связаны между собой родственными связями кузбасская ГК «Сибинпэкс» и новосибирская «Сибтрансавто».

Опрошенные «КС» дилеры концерна с одной стороны находились в неведении относительно шагов производителя, с другой ─ оказались не очень удивлены происходящему. «Продаж у нас не было в январе, феврале и марте, поэтому не могу сказать, что мы сильно удивлены решению GM. Мы все к этому были готовы, но чуть позже», ─ поясняет представитель одного из новосибирских дилеров концерна.
«Официального уведомления дилерской сети по этому решению не было, но зная ситуацию по брендам Opel и Chevrolet изнутри, такое решение было ожидаемо. Склады у всех дилеров, благодаря сложившейся на рынке ситуации, высушены. Поэтому основной вопрос, который нас интересует, это сохранение поддержки гарантийных обязательств. В части сервиса прибыльным бизнес по Chevrolet не был для нас ни по итогам 2014 года, перспективы улучшений на этот год не было тем более, ─ поясняет директор по развитию ГК «Реал-Моторс» (официальный дилер Chevrolet, Mazda, Suzuki, Subaru, KIA в Барнауле) Ольга Частухина. ─ Поэтому отнеслись мы к этому «событию» в чем-то даже с облегчением. Теперь мы находимся в ожидании технических подробностей, по конкретным срокам «ухода с рынка», и.т.д. Интересным продолжает для нас быть направление Шеви Нивы, а оно, слава Богу, продолжит и даже продлит свое существование».

С пониманием отнеслись к решению GM в ГК «Сибинпэкс» (официальный дилер Chevrolet, Opel, Cadillac, Audi, Mazda, Suzuki, Volkswagen в Кемерове), однако мотивы производителя видят в другом русле. «Решение GM носит сугубо политический характер. И не случайно оно было озвучено не на российском, а на глобальном уровне в день годовщины присоединения Крыма к России», ─ поясняет коммерческий директор ГК «Сибинпэкс» Владимир Рыкунин, добавляя, что не верит в такие совпадения. «Мы предугадывали такой вариант развития событий. Дистрибьютор сознательно значительно поднял цены в прошлом году, понимая, что покажет огромное падение продаж», ─ вспоминает Рыкунин. По его мнению, бренд Cadillac и премиальная линейка Chevrolet не вытянут дилеров GM, но пока еще остаются выкупленные еще по старым ценам автомобили на складах. «Клиентов интересует, чтобы мы в полной степени выполняли свои обязательства – мы это будем делать. Кроме того, то, что GM сохраняет премиальную линейку, делается только для того, чтобы когда-нибудь вернуться на российский рынок», ─ обнадеживает Владимир Рыкунин.

Вице-президент ассоциации «Российские автодилеры» (РОАД), бывший член совета директоров ГК «СЛК-Моторс» (официальный дилер Toyota, Lexus, Porsche, Hyundai в Новосибирске, официальный дилер Toyota, Lexus в Барнауле) Олег Мосеев, напротив, обращает внимание, что модели, которые оставил GM в России, продаются штучно. «Покажите мне дилера, который будет продавать исключительно сей модельный ряд. Отсюда вопрос: за счет чего содержать представительство GM в России, которое кроме убытков по гарантии ничего не приносит? И как долго это будет продолжаться?» ─ задается вопросом эксперт в Facebook.

Со своим обращением выступила и сама ассоциация «Российские автодилеры», подвергнув критике политику GM. «О планах марки Chevrolet по прекращению продаж в Европе с января 2016 года официальные дилеры марки были проинформированы еще в 2012 году. Большинство дилеров Chevrolet и Opel России получили информацию об уходе марок из СМИ, до сих пор официальные документы от автопроизводителя не получены. На наш взгляд, данная ситуация недопустима для цивилизованного рынка», — отмечается в сообщении концерна. Стоит отметить, что некоторые сибирские дилеры GM уже перешли от слов к делу и начали осуществлять активные действия в отношении дистрибьютора. Так, иркутский партнер концерна – «Люкс Авто» подал несколько исков в московский арбитражный суд на дистрибьютора GM в России. Они должны быть рассмотрены в ближайшее время.

Вместе с тем, пока дилеры GM готовятся к своей дальнейшей участи и думают о том, что дальше делать с построенными полнофункциональными дилерскими центрами, другие участники рынка ожидают повторения ситуации по другим маркам. Среди них собеседники «КС» называют американский Ford, итальянский FIAT и французский Peugeot-Citroen. Последний впрочем на этой неделе признал, что действительно рассматривал возможность ухода из России, но президент концерна Карлос Таварес принял решение остаться в регионе. Ford в свою очередь сделал официальное заявление, в рамках которого отметил, что не только планирует развиваться в России, но и также «рассмотрит возможность расширения своего присутствия в регионах России путем сотрудничества с существующими дилерскими центрами брендов, уходящих с рынка».

Последствия ухода GM могут отразятся и на инвестиционной привлекательности автодилерского бизнеса. «Решение GM может быть интерпретировано как реализация самого негативного сценария для экономики ─ не только временного падения авторынка, но и ухода концернов со своих производственных площадок», ─ рассуждает топ-менеджер одного из крупных красноярских мультибрендовых дилеров. «Я думал, что GM будет сильнее и продержится до конца года. То, что произошло – это трагедия, причем реальная. На мой взгляд, это очень сильно осложнит работу всех автодилеров. Начнут работать защитные механизмы банков, остается надеяться на какое-то чудо», ─ отмечает глава одного из сибирских мультибрендовых дилеров на условиях анонимности.

Более оптимистично смотрят на ситуацию в красноярской ГК «Крепость», которая планировала активное развитие в Сибири. По словам члена совета директоров ГК «Крепость» Ильи Кангуна, сейчас главное для дилеров ─ пережить текущую ситуацию, а потом качественно войти на фазу роста рынка.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ