Спрос на спорт

Новосибирск занимает четвертое место в России среди городов-милионников по количеству фитнес-центров. При этом на рынке, несмотря на кризис, очевиден поиск новых форматов: наряду с открытием в прошлом году центров Extreme Fitness, Berry by Grand Arena, Marriott Fitness в Новосибирске, к примеру, появился скалолазный центр, батутный центр и два фитнес-клуба для мам с детьми. «КС» пообщался с участниками рынка для того, чтобы выяснить, чего они ждут в условиях кризиса, как планируют пополнять клиентскую базу, и насколько вообще этот сегмент рынка интересен для инвесторов в текущей ситуации.

Количество и качество

Согласно данным «2ГИС», Новосибирск — четвертый город-миллионник в России по количеству фитнес-центров. Первое место по этому показателю закономерно занимает Москва (831), второе — Санкт-Петербург (334), третье — Екатеринбург (211). В Новосибирске функционирует 198 фитнес-центров (165 зарегистрированных в «2ГИС» организаций).

Непосредственно в Сибирском федеральном округе на втором месте находится Красноярск со 133 фитнес-клубами, на третьем — Омск (114 клубов).

Самым крупным игроком рынка в Новосибирске продолжает оставаться местная сеть Extreme Fitness, которая на текущий момент насчитывает шесть клубов. В 2014 году сеть открыла клуб премиум-класса (ksonline.ru/stats/-/id/2490), включающий в себя теннисные корты, сквош-корты, скалодром, беговой трек, площадки для волейбола, мини-футбола, баскетбола и cross-fit-зал. «Новый клуб рассчитан на определенный уровень аудитории, ориентирован на тех, кто хочет получить больше дополнительных услуг в сочетании с высоким уровнем сервиса», — поясняла в преддверии открытия нового клуба специалист по PR группы компаний Extreme Fitness & Extreme Style Валентина Сторожкова. К сожалению, комментировать «КС» планы на 2015 год представители сети не стали.

В свою очередь другой игрок рынка — Hammer Fit — открывает третий клуб, но не в Новосибирске, а в Барнауле. Центр площадью 900 кв. метров будет находиться на месте Барнаульского аппаратурно-механического завода.

В августе прошлого года в Новосибирске Grand Arena запустила в новом бизнес-центре Most клуб Berry, рассчитанный на женскую аудиторию, площадью 772 кв. метра. Помимо фитнес-программ, посетительницам клуба предлагаются разные направления танцевальных техник.

Наконец, в начале этого года заработал фитнес-клуб в отеле Marriott — Marriott Fitness. Небольшой тренажерный зал площадью 59 кв. метров дополняется бассейном и хаммамом.

Новые игроки

Интересно, что несмотря на большое количество уже запущенных центров, рассматриваемый рынок по-прежнему вызывает интерес инвесторов.

По соседству с «традиционными» центрами, в качестве «базы» предлагающими тренажерные залы, отдельные залы для женщин, групповые тренировки по разным направлениям фитнеса, за последний год в Новосибирске появились центры нового для города формата. В этом плане сфера спортивных услуг становится более разнообразной в плане специализации.

Так, в конце сентября прошлого года в Новосибирске открылся скалолазный центр «Панорама». Базовой площадкой центра является скалодром площадью 420 кв. метров, но также в «Панораме» работают направления йоги, растяжки, единоборств. В городе, помимо этого центра, уже работает четыре скалодрома, но «Панорама» ориентируется за счет развития существующих (и запланированных) направлений на более широкую аудиторию. Также «Панорама» уже сотрудничала с бизнесом в качестве площадки — в конце ноября прошлого года там проводилась конференция сотового оператора Tele2, посвященная запуску 3G в Новосибирской области.

Такое направление, как акробатика «для всех желающих» (прыжки на батуте), до февраля этого года была представлена в Новосибирске спортивным центром Coober и центром экстремальных видов спорта «Альтернатива», который значительно пострадал во время пожара на «Сибирской ярмарке» в мае 2014 года. В начале февраля заработал центр Eversi — батутная зона, акробатическая зона, скейт-парк.

Как рассказал «КС» специалист по маркетингу Eversi Никита Шептунов, идея создать центр появилась у группы единомышленников, которые в течение долго времени занимались акробатикой. Основное направление центра — прыжки на батутах. Eversi ориентирован на разную аудиторию, в том числе школьников, студентов, но корпоративное направление активно развивается — среди постоянных клиентов центра называются сотрудники «2ГИС» и Parallels.

По словам Никиты Шептунова, люди приходят в центр с разными целями: «Кто-то занимается на батуте, чтобы поддерживать себя в форме, кто-то «горит», начинает регулярно заниматься по программе три раза в неделю».

Объем инвестиций в Eversi не озвучивается, но Никита Шептунов отмечает, что реализация проекта осуществлялась своими силами: «Инвесторами являемся мы сами. Это получилось в разы бюджетнее, чем стоят подобные проекты, за счет того, что мы самостоятельно работали над бизнес-планом, закупками оборудования, занимались строительством».

В свою очередь Coober также планирует расширить сферу своего присутствия в Новосибирске. Предполагается, что еще один центр заработает в микрорайоне Родники, о чем ранее сообщал генеральный директор ProSD Group Валерий Черкасов, приглашая к участию в проекте инвесторов. В конце февраля организация занималась получением разрешительной документации по объекту.

Помимо центров активного отдыха, свежий для Новосибирска формат — занятия, на которые мамы могут ходить вместе с грудными детьми и использовать их в качестве «отягощения». По словам основателя двух клубов «Фитнес-мама» Александры Андреевой, для открытия фитнес-клуба не требуется специальной лицензии, так что проблем юридического характера не возникло. Проект, по мнению Андреевой, окупится примерно через два месяца.

«Поток посетительниц небольшой, но и изначально планировались маленькие группы — чтобы и маме и ребенку было комфортно. Я сама мама, и мне хотелось вернуть форму, но ни одно из предложений по занятию фитнесом в Новосибирске меня не устроило, так как там необходимо куда-то «девать» ребенка на время занятий, а куда — непонятно. Я даю женщинам возможность заниматься собой и одновременно быть вместе с ребенком», — рассказывала «КС» Александра Андреева.

Антикризисные упражнения

По словам бренд-менеджера «Панорамы» Ильи Усенко, спад посетителей наблюдался в конце года в связи с праздниками и скачками курсов валют, но сейчас ситуация стабилизировалась, и центр продолжает работать над привлечением новых посетителей. «У людей есть интерес к развлекательной стороне «Панорамы», а к спортивной мы будем стараться повысить его весной с запуском новых школ и направлений», — поясняет собеседник «КС». Сейчас в скалолазном центре ведется набор на тайскую йогу, пилатес, diva-dance и power & stretching. В марте запускается специальная программа для девушек Rocksi: «Тут внимание уделяется не только техническим моментам, но и комплексной работе с телом, построению красивой фигуры с помощью скалолазных техник», — поясняет «КС» Илья Усенко.

Как рассказала старший вице-президент по операционной деятельности федеральной сети фитнес-клубов X-Fit Ирина Туманова, в Новосибирске поток посетителей в 2014 году увеличился на 20%, несмотря на экономическую ситуацию. При этом из-за кризиса цены на некоторые услуги выросли, особенно дополнительные — SPA, салоны красоты, фитнес-кафе. «В 2015 году нам пришлось немного поднять тарифы на некоторые типы карт — в среднем на 3–7% по сравнению с прошлым годом», — отмечает Ирина Туманова.

Комментируя ценообразование в сфере спортивных услуг, директор маркетингового агентства Grinderr Булат Барантаев считает, что игроки будут вынуждены идти навстречу клиентам: «Несомненно, желание фитнес-операторов поднимать цены вслед за общим ростом объяснимо. Однако нужно помнить, что сами клубы существуют не в безвоздушном пространстве, а работают с реальными потребителями, чьи доходы объективно снижаются. Поэтому если и какие-то из фитнес-центров поднимают цены, в конце концов им все же придется корректировать ставки в сторону снижения, хотя бы для того, чтобы сохранить клиентскую базу и не уйти в большой минус».

Снижения потока посетителей в Eversi пока не наблюдается, рассказал Никита Шептунов. Корпоративный сегмент остается устойчивым, единственное — среди клиентов количество студентов немного уменьшилось.

«Мы шутим, что запрыгнули в последний вагон последнего поезда. На самом деле так и есть, если посмотреть, то цены значительно выросли за последнее время. Но, честно говоря, конкретно на нас это не особо отразилось — наши услуги не зависят от колебания валют», — проводит аналогию Никита Шептунов.

Планы на будущее

Среди игроков Новосибирска рынка спортивных услуг крупных «потерь» в прошлом году не наблюдалось, тем не менее нельзя не учитывать влияние экономической ситуации на них, несмотря на то что появление новых площадок можно интерпретировать как сохранение и даже небольшой рост «спроса на спорт».

Примечательно, что среди открывшихся в прошлом году площадок — два сетевых клуба премиум-класса, Extreme Fitness Premium и Berry. По мнению Булата Барантаева, экономические условия для развития данного направления сейчас не слишком подходящие: «В нынешней экономической ситуации осваивать премиум-рынок — не самая лучшая стратегия. При рецессии выигрышный подход — урезание фитнес-пакетов, сокращение затрат и предложение потребителям «эконом-варианта» всего того же, что предлагалось ранее. Совершенно очевидно, что в настоящее время часть потребителей из премиум-сегмента перейдет в средний, а часть среднего перестанет заниматься фитнесом».

По словам Ирины Тумановой, повышение спроса на услуги X-Fit стало фактором для расширения сети в Сибири — открытие еще одного клуба в Новосибирске ориентировочно запланировано на конец следующего года: «Наша сеть заинтересована в том, чтобы как можно лучше осваивать Сибирь, расширяя здесь свое присутствие. Не так давно мы вели переговоры с франчайзи об открытии новых клубов, но еще раз проанализировав ситуацию, решили сосредоточиться на поисках партнера, на площадке которого можно было бы открыть собственный клуб X-Fit. В настоящее время мы уже нашли подрядчика и хотим вскоре подписать контракт и приступить к строительству. Если все пойдет по намеченному плану, к концу 2016-го — началу 2017 года в Новосибирской области будет открыт еще один клуб».

Не исключает рост количества площадок своего проекта и Александра Андреева: «В других городах пока не планирую открывать подобные клубы, а в Новосибирске — если будет спрос, то почему бы и нет?»

По словам игроков рынка, спортивные услуги в Новосибирске даже в кризис будут востребованы, и, возможно, «малые формы» этого бизнеса, которые не требуют крупных вложений и сделаны с прицелом на конкретную аудиторию, окажутся более устойчивыми по сравнению с представителями других сфер услуг.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ