Расставив акценты

По мнению заместителя генерального директора «Сименс Финанс» по Западно-Сибирскому региону Елены Дергач (на фото), наименее существенным сокращение рынка, скорее всего, будет в экспортно ориентированных регионах Сибири — Кузбассе, Красноярске и Иркутске. В Новосибирске ожидается наибольшая просадка
По мнению заместителя генерального директора «Сименс Финанс» по Западно-Сибирскому региону Елены Дергач (на фото), наименее существенным сокращение рынка, скорее всего, будет в экспортно ориентированных регионах Сибири — Кузбассе, Красноярске и Иркутске. В Новосибирске ожидается наибольшая просадка

Динамика рынка лизинговых услуг как никакого другого подчинена спросу на основные объекты лизинга. Поэтому именно макроэкономические факторы будут определять положение дел на этом рынке в 2015 году. Нынешняя ситуация объективно способствует концентрации рынка вокруг крупнейших федеральных игроков — региональным компаниям будет нелегко выдержать конкуренцию на фоне спада клиентской активности, повышения уровня просроченной задолженности, снижения доступности внешнего финансирования. Подробности — в материале ЕЛЕНЫ КУДИНОВОЙ и АЛЕКСАНДРА МЕСАРКИШВИЛИ.

В сухом остатке

У участников рынка лизинговых услуг — как российского, так и сибирского — долгое время не было повода жаловаться на положение дел. Текущей ситуации предшествовало несколько лет активного роста. 2014 год стал исключением: как поясняет заместитель генерального директора «Сименс Финанс» по Западно-Сибирскому региону Елена Дергач, в течение года замедление рынка лизинга наблюдалось не только в СФО, но и в целом по стране. Вместе с тем в декабре 2014 года был зафиксирован ажиотажный спрос. Во многом такие результаты были обусловлены динамикой сопутствующих рынков, например авторынка, где именно в декабре наблюдался бум продаж в связи с изменением макроэкономической ситуации и ожиданием ее ухудшения. Однако победный декабрь не смог спасти весь год.

Тем не менее, по словам генерального директора компании CARCADE Алексея Смирнова, сибирский рынок на фоне общероссийского сократился все же в несколько меньших объемах — свою роль сыграла местная специфика: большой объем сделок, связанных с поставкой дорогостоящего оборудования и специального транспорта для инфраструктурных проектов и отрасли добычи природных ресурсов. Однако в целом рынок лизинга в сибирских регионах развивался в большей степени в соответствии с общероссийскими трендами лизинговой отрасли.

Происходят изменения и в концентрированности рынка. Руководитель филиала «Балтийский лизинг» в Новосибирске Михаил Талапов констатирует продолжение процесса укрупнения лизингового рынка — по его наблюдениям, почти не осталось мелких региональных компаний, в то время как доля компаний ТОП-10 постепенно увеличивается. «Нынешняя ситуация объективно способствует концентрации рынка вокруг крупнейших федеральных игроков — региональным компаниям будет нелегко выдержать конкуренцию на фоне спада клиентской активности, повышения уровня просроченной задолженности, снижения доступности внешнего финансирования», — солидарен с коллегой Алексей Смирнов.

Участники рынка отмечают, что в этом году значительно активизировались «прибанковские» лизинговые структуры, такие как «ВТБ-Лизинг» и «Сбербанк-Лизинг». У «ВТБ-Лизинг» произошло значительное укрепление позиций компании в сегменте легкового, коммерческого транспорта и спецтехники. В свою очередь «Сбербанк-Лизинг» открыл и активно развивает розничное направление. Также в 2014 году в Новосибирске открылся филиал ЗАО «Газпромбанк лизинг», который ориентирован в большей степени на крупных корпоративных клиентов, но в настоящий момент существуют также программы и для МСБ.

В конце 2014 года некоторые лизинговые компании временно приостановили финансирование. С новосибирского рынка «ушли» ООО «РЕСО-Лизинг», ЛК «РАФТ», ЛК «УРАЛСИБ».

Валютные шоки

К концу 2014 года произошло повышение ставок, что привело практически все лизинговые компании Сибири к временному прекращению финансирования. В декабре 2014 года в связи с резким ослаблением рубля практически все лизинговые компании были вынуждены значительно поднять ставки, что резко сократило спрос. «В течение 2014 года мы наблюдали падение спроса на услуги лизинга, особенно в IV квартале. Это связано с ростом курсов валют, повышением стоимости фондирования для лизинговых компаний, сокращением или отказами потенциальных лизингополучателей от новых объектов, направлений деятельности, стремлением снизить затраты», — констатирует руководитель проектов ООО «ЭКСПО-лизинг» в Новосибирске Юрий Шестера.

Таким образом, как отмечает Алексей Смирнов, в 2014 году лизинг стал более дорогим: участники рынка вынуждены были закладывать в стоимость финансовой аренды повысившиеся риски, а также увеличение стоимости заемных средств.

Актуальным стал и вопрос платежной дисциплины. Одной из главных задач для участников рынка стало поддержание платежной дисциплины клиентов, выстраивание таких отношений, при которых лизингодатели могли бы получать плановую прибыль по договорам лизинга, а лизингополучатели — использовать предметы лизинга и выполнять свои обязательства по лизинговым платежам. «Мы стремимся профилактировать ситуации с неплатежами клиентов еще на стадии заключения сделок», — резюмирует Алексей Смирнов.

Прогноз на будущее

Макроэкономическая ситуация уже сейчас заставляет лизинговые компании пересматривать свою риск-политику в сторону ее ужесточения. Понятно, что упомянутые обстоятельства не вызывают у потенциальных клиентов большого оптимизма в желании обновлять основные фонды. По прогнозам «РЕСО-Лизинг», рынок лизинговых услуг будет оживляться по мере снижения финансовыми властями ключевой банковской ставки и, как следствие, возобновлением кредитования реального сектора экономики.

При самом оптимистичном варианте развития событий в 2015 году рынок лизинга и в России в целом, и в регионах СФО может повторить те же показатели по объему нового бизнеса и совокупному лизинговому портфелю, что и в 2014 году. «Многое будет зависеть от макроэкономических и внешнеполитических факторов, а также от политики государства в сфере импортозамещения, поддержки отечественных производителей, стимулирования приобретения транспорта и оборудования отечественными предпринимателями, компаниями и предприятиями», — считает Алексей Смирнов.

С такой позицией согласен и Михаил Талапов. По его прогнозам, при стабилизации курса валюты и действенных мерах поддержки рынок лизинговых услуг может показать положительную динамику уже к середине 2015 года.

Руководитель Сибирского дивизиона «Интерлизинг» Михаил Цыкунов в этом году ожидает сокращение лизингового рынка на 20–25%, констатируя среди основных вызовов 2015 года удорожание фондирования, рост проблемных активов, а также малую активность потенциальных клиентов в связи с невнятной макроэкономической ситуацией в стране.

Более пессимистично смотрят на ситуацию в «ЭКСПО-лизинге», называя цифру снижения общих объемов финансирования в пределах 30–40% по отношению к результатам 2014 года. Еще больший коридор закладывают в «Альфа-Лизинге».

«Мы ожидаем, что рынок лизинга в 2015 году по новому бизнесу может просесть на 30–50%. Это связано с тем, что доля иностранной техники в лизинге, не считая ж/д, составляет порядка 60–80% по разным сегментам. С учетом существующей девальвации рубля объем приобретаемой в лизинг импортной техники оценочно снизится в два раза. Негативное давление также оказывают высокие процентные ставки, которые установились на рынке. Масштабного эффекта от импортозамещения ждать преждевременно, так как полноценных аналогов импортному оборудованию в стране зачастую просто нет», — обосновывает прогноз управляющий директор ГК «Альфа-Лизинг» Ольга Енькова. По ее мнению, аутсайдером роста в 2015 году будет выступать ж/д техника, что связано с переизбытком парка грузовых вагонов на рынке. Сложная ситуация будет в авиализинге, так как большая доля авиатехники взята в долларах. Замедление экономической активности негативно скажется на сегментах коммерческого автотранспорта и промышленного оборудования.

Если говорить про автомобили, то, по данным CARCADE, направление лизинга легкового автотранспорта в меньшей степени затронули кризисные явления, характерные для других сегментов лизинга, и такой ситуации можно ожидать в 2015 году. Легковые автомобили — ликвидный предмет лизинга, и автолизинговые операторы постарались сохранить высокий уровень одобрения поступающих от клиентов заявок, несмотря на все внешние факторы. Во многих случаях автолизинг для клиентов не связан непосредственно с решением бизнес-задач, а является выгодным и доступным инструментом приобретения автомобилей для предпринимателей и руководителей компаний, поэтому финансовая аренда автомобилей в меньшей степени зависит общей экономической конъюнктуры, поясняет Алексей Смирнов.

Если рассматривать ситуацию в ценовом разрезе, то по наблюдениям Елены Дергач, спрос в кризисные годы традиционно смещается в экономсегмент. Для оборудования это российские и китайские производители, при этом, несмотря на долларовые договоры купли-продажи для китайского оборудования, производители охотно скидывают цену, чтобы поддержать продажи.

Сибирские реалии

Как поясняет Михаил Талапов, в Сибири, в отличие от центральных регионов, как правило, реализуется меньше крупных проектов, поэтому динамика рынка будет напрямую зависеть от спроса на основные сегменты — автотранспорт, спецтехнику и оборудование.

По прогнозам Елены Дергач, если говорить о региональной разбивке, наименее существенным сокращение рынка, скорее всего, будет в экспортно ориентированных регионах Сибири — Кузбассе, Красноярске и Иркутске. В Новосибирске в компании ожидают наибольшей просадки по рынку.

В свою очередь Ольга Енькова отмечает, что СФО в структуре ВРП имеет большую долю добывающих отраслей (нефтегаз, цветные металлы). Цены на сырьевые товары находятся на своих пиковых минимальных значениях. Сырьевые отрасли работают с минимальной рентабельностью. За последний год инвестиции в обновление и развитие частных сырьевых компаний упали в два-три раза.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ