Выбора нет

В Новосибирской области в скором времени может резко сократиться количество проводимых выборов. Чиновники, политики и политологи считают, что районы, города и поселения, где за главу голосуют жители, в недалеком будущем можно будет пересчитать по пальцам. Сложившуюся ситуацию «КС» обсудил с представителями исполнительной власти, депутатами и независимыми экспертами.

Пересмотр самоуправления

Недавние поправки в закон о местном самоуправлении могут лишить многих жителей Новосибирской области возможности самим выбирать глав своих муниципальных образований. 3 февраля этого года появился федеральный закон № 8-ФЗ. Он предусматривает еще один вариант избрания главы территории: местные депутаты могут выбрать его «из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса». Половину состава конкурсной комиссии будет определять губернатор области, половину — Совет депутатов соответствующего муниципального образования.

4 марта губернатор Новосибирской области собрал совещание с главами районов и муниципальных образований. Владимир Городецкий предложил им рассмотреть заложенные в законодательстве возможности отказа от прямых выборов. Кроме того, создана рабочая группа, которая выяснит, целесообразно ли менять систему выборов в районах, города, поселениях. Если окажется, что такая необходимость есть, то Законодательному собранию нужно будет внести дополнительные поправки в закон о местном самоуправлении. Пока рано об этом говорить, но, возможно, после апрельской сессии ЗС традиционное голосование за руководителей районов и муниципальных образований станет скорее исключением. Хотя, например, в Красноярском крае, Иркутской области, Республике Алтай решили обойтись без исключений — там отменили прямые выборы абсолютно всех глав муниципальных образований, в том числе мэров областного или краевого центров.

Теоретически местные парламенты могли и раньше отказаться на своем уровне от обычного голосования. И до вступления в силу федерального закона № 8-ФЗ действующее законодательство позволяло назначать глав муниципалитетов из состава депутатов. К концу прошлого года правом отменить прямые выборы мэров воспользовались в 66 областных центрах. В них глава города теперь будет избираться из состава горсовета и занимать должность спикера. Полномочия исполнительной власти в таких городах отойдут к сити-менеджерам. В Новосибирской области пока подобная схема не была популярной. На сегодняшний день только в Маслянинском районе глава муниципального образования одновременно является председателем Совета депутатов. Глава администрации — так называемый сити-менеджер. Кроме того, отказаться от всенародного голосования уже в прошлом году решили в Доволенском, Мошковском, Усть-Таркском, Чистоозерном районах, в Барабинске, Карасуке, Купино и Черепаново — местные депутаты сами выберут главу из своего состава. Некоторые собеседники «КС» считают, что это было только начало. «Я был в Чистоозерном районе, когда обсуждался вопрос об отмене выборов главы района. Аргумент простой: не факт, что действующий глава сможет выиграть следующие выборы. А зачем пятнать имя «Единая Россия»?» — говорит депутат Законодательного собрания Новосибирской области, коммунист Андрей Жирнов.

Политтехнолог Владимир Леонтьев согласен, что отказ от выборов может быть связан с желанием не растерять политические очки. Но с его точки зрения, речь не только о правящей партии. «Сейчас многие политические силы сидят с калькуляторами и считают. «ЕР» тоже хочет выбрать способ, который приведет к лучшему результату. В 2015 году должно быть очень много выборов, никакого административного ресурса не хватит уследить за всей этой ситуацией. А провести побольше своих нужно».

Поставить на карту

Самые масштабные выборы 2015 года в Новосибирской области — в Законодательное собрание и в Совет депутатов Новосибирска. Но помимо этого, были запланированы 335 выборных кампаний глав муниципальных образований. 13 сентября 2015 года задуманы выборы глав 17 муниципальных районов, одного городского округа — Кольцово, 17 городских поселений и 293 сельских поселений. У областных законодателей еще полно времени для того, чтобы у сотрудников избирательной комиссии резко убавилось работы.

«Глава Болотнинского района Виктор Франк явно будет стремиться к модели выборов без выборов. На мой взгляд, не много шансов победить на прямых выборах у главы администрации Карасукского района. Я мог бы назвать Александра Гофмана «пиночетом» советской деревни, я считаю, что он узурпировал власть в районе», — говорит председатель совета регионального отделения партии «Справедливая Россия» Анатолий Кубанов.

Председатель Совета депутатов Карасука Виктор Баштанов считает, что небольшим муниципальным образованиям прямые выборы нужны меньше, чем крупным: «Очевидно, что в крупных образованиях кампания будет конкурентной, за власть будут бороться несколько кандидатов — у избирателей будет реальный выбор».

Ряд экспертов высказывают предположение, что прямые выборы в Новосибирской области могут сохраниться лишь в нескольких нестандартных с электоральной точки зрения территориях. Например, в таких как Кольцово. Мэр наукограда собирал подавляющее большинство голосов, даже когда был под следствием. И он собирается в шестой раз стать кандидатом. «Надеюсь, что областной закон сохранит многообразие, возможность муниципалитетам самим выбрать, как глава занимает должность. Кольцово выступает за сохранение прямых выборов. Даже если все остальные муниципальные образования предпочтут от них отказаться, мы готовы остаться исключением. Пусть каждый муниципалитет выберет свою форму назначения главы и потом объясняется с населением. Я против общего решения на уровне областного Законодательного собрания. Меня настораживает, что некоторые из моих коллег ратуют именно за это. Как можно предлагать отменить все выборы глав во всей Новосибирской области по примеру Красноярского края?»

Независимый депутат Законодательного собрания Новосибирской области Максим Леоненко усомнился в том, что отмена выборов согласуется с Конституцией РФ. Статья 32, пункт 1: граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Пункт 2: граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Среди коммунистов тоже не слишком популярна идея сократить количество выборов. «Единая Россия» в апреле прошлого года в Новосибирске проиграла. Потому что у людей было не только желание, но и возможность поменять власть. Назначения приводят к практической несменяемости. Назначенцы обычно думают о том, как получше заглянуть в глаза своему начальнику, а не о происходящем на местах», — уверен Андрей Жирнов.

Некоторые собеседники «КС» считают, что не стоит тратить энергию на защиту традиционного голосования в небольших муниципальных образованиях. «В Новосибирске прямые выборы нужны однозначно. В муниципальных образованиях области можно и назначать глав. В этом случае ответственность за состояние дел в городах и районах области будет нести областное правительство», — считает председатель комиссии по соцразвитию Совета депутатов Новосибирска Андрей Андрейченко.

Председатель избирательной комиссии Новосибирской области Юрий Петухов выступает за отмену прямых выборов на поселенческом уровне. И у его позиции железный аргумент: часто вскоре после избрания победитель по разным причинам уходит с должности. А демократический процесс всенародного голосования запускается досрочно по новому кругу. Получается, впустую сотрудники избиркома тратят время, а бюджет — средства. «В 2013–2014 годы на территории области прошли 42 избирательные кампании по досрочным выборам городских и сельских поселений. Это было не в единый день голосования. Потому что, оказывается, быть руководителем — тяжелый труд, человек не выдерживает. Выборы глав муниципальных образований депутатами представительных органов позволяют увеличивать уровень ответственности представительных органов. Говорить о том, что эта модель неэффективна или подвергает сомнению легитимность главы, на мой взгляд, абсурдно. Это все равно выборы, пусть и не прямые», — считает Петухов.

Некоторые законодатели полагают, что в Новосибирской области дела пошли бы лучше, если бы все главы независимо от уровня проходили конкурс и потом назначались бы депутатами. Председатель комитета по соцполитике Законодательного собрания Новосибирской области Николай Мамулат уверен, что некоторым муниципалитетам пошло бы на пользу управление сверху: «Например, небольшой городок с населением в полторы тысячи человек. Кандидат — директор местного завода. Конечно, его выберут мэром свои же рабочие. Выбирают харизматичного человека, но харизматичность превращается в балласт, если ему не хватает компетенции. А люди страдают. Система, при которой глава назначается конкурсной комиссией, хороша тем, что если он плохо работает, его можно снять».

По мнению Анатолия Кубанова, выборы в мелких муниципальных образованиях — нормальное явление. Чего не скажешь о крупных городах, в том числе и Новосибирске. «Неужели каждый избиратель хорошо знает мэра Новосибирска? Локальные поселения — другое дело. Глава живет с избирателями рядом, он чей-то одноклассник или родственник. В поселках люди отчетливо представляют, за кого голосуют. Лишать их права выбора — на мой взгляд, глупость. Там выборы максимально прозрачны. В большом городе огромную роль играют деньги, а мэр становится заложником своих спонсоров», — полагает Кубанов.

У Анатолия Кубанова, который видит резон в отмене прямых выборов именно в крупных муниципальных образованиях, в том числе и в Новосибирске, единомышленников среди политиков немного. Но это не значит, что на высоком уровне вопрос об отмене традиционных выборов в областном центре не может встать никогда. «В Новосибирской области отмена выборности глав территорий не принесет никаких социальных и политических потрясений. Выборы в районах области традиционно происходят тихо и незаметно. Исключением является, конечно, сам Новосибирск. Если выборы мэра отменят, высказаться по тому поводу и набрать политических очков захотят абсолютно все — и «правые», и «левые», и коммунисты, и «единороссы», — говорит политтехнолог Александр Парфенов.

Дискуссия об отмене второго тура выборов мэра Новосибирска была очень оживленной, в ней участвовало много активных граждан, общественников и представителей разных политических сил. И все равно второй тур отменили. Хотя отрезать один из туров — не то же самое, что упразднить весь выборный процесс. «Для имиджа губернатора отмена выборов — серьезный риск. Прикрыться тем, что это — инициатива Москвы, и правительство региона выступает только исполнителем, вряд ли получится. Мне кажется, выборность мэра новосибирцам все-таки оставят. Если и отменят, то после большого избирательного цикла (выборы ЗС, горсовета, депутатов Госдумы). В противном случае не исключены акции протеста, которые точно власти сегодня не нужны», — продолжает Александр Парфенов.

Новосибирские выборы

Стоит отметить, что губернатор области Владимир Городецкий высказывался против отмены прямых выборов в Новосибирске. Но вряд ли можно однозначно гарантировать, что его мнение не поменяется в зависимости от ситуации. Не стоит забывать о политической специфике Новосибирской области. Сама возможность пересмотра системы выборов может сделать противостояние между городом и областью очень невыгодным для мэрии.

Председатель Совета депутатов Новосибирска Дмитрий Асанцев считает, что сейчас история о пересмотре системы выборов не касается Новосибирска: «Рабочая группа создана в основном для того, чтобы прощупать почву в малых муниципальных образованиях. Чтобы взглянуть на политическую ситуацию и понять, какая модель избрания или назначения глав более приемлема. Что касается крупных муниципальных образований, я думаю, нужно сохранять прямое голосование. В том числе и в Новосибирске. Мэр Анатолий Локоть, насколько мне известно, придерживается такой же точки зрения. В городе столько лет избирали главу, если начать назначать — о каком развитии местного самоуправления в таком случае может идти речь? Не вижу предпосылок к отмене прямого голосования в Новосибирске. Даже на уровне неофициальных переговоров не слышал, чтобы депутаты это обсуждали. Решение в конечном счете — за Законодательным собранием, но не думаю, что мнение Совета депутатов там проигнорируют. А мы в настоящий момент придерживаемся позиции — за систему прямых выборов мэра».

По сути, назначение глав районов, городов или поселений означает, что многое зависит губернатора. Он определяет половину этой конкурсной комиссии. Но вряд ли можно утверждать, что губернатор очень нуждается в усилении влияния в районах области и большинстве муниципальных образований. Дотационные территории в любом случае всегда полностью зависят от областного руководства.

Как известно, в России сейчас есть и другие проблемы, кроме политических междоусобиц. Экономический кризис, санкции, благоустройства Крыма. В связи с этим отмена выборов может быть не таким уж плохим способом сэкономить.

По данным областного избиркома, в 2013 году на избирательные кампании поселенческого уровня ушло 5 млн 348 тысяч 714 рублей. Для сравнения: когда шли дискуссии об отмене второго тура мэра Новосибирска, речь шла об экономии в размере примерно 10 млн рублей. «Бюджет региона находится в непростой ситуации. Для кого-то пять миллионов — копейки. Но может быть, сэкономленные средства стоило бы направить на оплату труда или другие социальные нужды», — возражает Юрий Петухов.

Руководство области намекало на то, что прямые выборы в Новосибирске не мешают даже федеральному центру. Но все-таки курс на усиление вертикали власти никто не отменял. «Отмена выборов глав муниципальных образований — процесс, запущенный сверху, из федерального центра. Запрос на «ручное» управление сегодня силен, так как сказываются патриотические настроения», — говорит политолог Александр Парфенов.

Дмитрий Асанцев считает, что отмена выборов в Новосибирске возможна только в крайнем случае: «Это не значит, что смена системы выборов невозможна ни при каких обстоятельствах. В конце концов, подобная смена — в рамках законодательства. Если назреет ситуация, дрязги будут рвать регион, я из двух зол предпочту меньшее. Анархия — это плохо. И если назначение мэров позволит устранить анархию, я соглашусь со сменой модели».

Стоит отметить, что инициатором поправок в федеральный закон «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» был президент. Если однажды сверху настоятельно рекомендуют пересмотреть систему выборов, вряд ли прямое голосование за глав муниципальных образований будет легко отстоять. Особой борьбы за выборность губернаторов, как мы помним, не было. Хотя тогда и времена, и политическая ситуация были совсем другие.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ