Список крупнейших российских туроператоров в последние годы заметно поредел. Только в 2014 году ушли с рынка как такие известные федеральные игроки, как «Лабиринт» и «Южный крест», так и крупные региональные компании, как, например, новосибирский «Акрис». Сегодня «тяжеловесы» отрасли — PEGAS, Coral и TEZTOUR, — понесшие большие потери в популярных ранее заграничных направлениях, обратились к внутреннему рынку. Новым трендом стали «пакетные» туры в Крым, Сочи и Абхазию. Оживился и туристический рынок Сибири. Уход крупных игроков и резко возросший спрос на курорты России позволил начать бизнес новичкам. О запуске туристического агентства объявилановокузнецкая компания «POWER Креативные Стратегии», более известная как автор проекта I’m Siberian. Насколько это своевременно и могут ли дизайнеры, начинавшие как разработчики логотипов для футболок, освоить туристический рынок Сибири, выяснял «КС».
Проект I’m Siberian занимается активным продвижением Сибири как уникального края «с особой, морозной энергетикой, суровой философией и дикой, неизведанной экзотикой». Идея распространяется с помощью продуктов, которыми пользуются сибиряки и те, кто любит Сибирь (футболки, аксессуары, кружки и др). I’m Siberian стал обладателем одиннадцати различных авторитетных наград, в том числе получил национальную премию в области PR «Серебряный Лучник». Магазины фирменной продукции появились в 12 городах России, участниками проекта являются 35 тысяч человек.
Интерес проекта I’m Siberian к новому для себя сегменту не случаен.Как ранее писал «КС», туризм в России в 2014 году во многом переориентировался с выездного на внутренний: количество россиян, желающих отдохнуть на курортах страны, увеличилось более чем на 30%. Глава Ростуризма Олег Сафонов отмечал, что туриндустрия находится «в преддверии высокого сезона 2015 года» и Ростуризм прогнозирует «дальнейший рост внутреннего туризма». «Развитие внутреннего туризма — это тренд, который сегодня очевиден, — считает организатор проекта Siberia, директор новосибирской компании «Олимпия-Райзен-Сибирь» Виктор Данн. — Более того, это одна из отраслей, где нет застоя. Она активно развивается по сравнению с другими сферами экономики. Например, сейчас у «Олимпия-Райзен-Сибирь» заказов в три раза больше, чем за аналогичный период прошлого года», — уточнил он.
Вместе с возросшим спросом обострилась и конкуренция в сфере внутреннего туризма. Большинство турагентств, потеряв на популярных ранее зарубежных направлениях, обратили внимание на курорты страны и стали предлагать «пакетные» туры в Крым и Сочи. «Фишкой» проекта I’m Siberian, рассказал «КС» руководитель «POWER Креативные Стратегии» Владимир Черепанов, станет «неформальный, очень личный подход». «Прежде всего наши маршруты — это места, в которые хочется отправиться нам самим, или те направления, на которых мы побывали и можем смело сказать: да, это действительно потрясающе! — говорит Владимир Черепанов. —Сейчас мы уже оформили отношения с несколькими крупными операторами по Байкалу и Алтаю, основная работа по соглашениям будет уже на реальных турах», — добавил он.
Вся информация о новом направлении проекта размещена в соцсетях. Маршруты разные — от речного круиза Ленск–Ленские Столбы–Якутск, загадочных Чендекских озер в Горном Алтае до уже «раскрученных» Шерегеша и Белокурихи.
Развитие проекта будет происходить в двух плоскостях — с одной стороны, информационное объединение ресурсов региона, с другой — точная отработка деталей маршрутов и туров, открытие уникальных направлений. «Мы собираем материалы, которые помогут представить главные туристические направления Сибири в правильном свете, для этого обратились в министерства и комитеты по туризму в регионах, а также в крупные туристские компании. Приятно, что Ростуризм, например, считает наш проект «актуальным на внутреннем и внешнем рынках туристических продуктов», — цитирует официальный ответ ведомства Черепанов. — Наша задача в том, чтобы объединить лучшие предложения по лучшей цене на рынке», — заключил он.
Однако такие амбициозные планы вызывают у экспертов отрасли вопросы. «Туристический проект — это уже не продажа футболок, а выстраивание взаимоотношений с клиентом, — подчеркивает председатель правления Регионального отраслевого союза туриндустрии Сибири (РОСТ) Наталья Куцевол. — Если футболку можно померить, потрогать и вернуть, то турпродукт — это совсем другой уровень ответственности. Безбашенность и амбициозность ребят, которые составляют основу идеологии проекта, позволяют им на уровне аксессуаров говорить о турпродукте. Я не увидела на их страничке в Интернете ни одного юридического наименования, это важно, если человек хочет проверить, зарегистрирована ли компания в налоговой. Кроме того, правила дистанционной торговли подразумевают, что на сайте обязательно должен быть образец договора. Клиент может в любой момент захотеть скачать документ и изучить обязанности сторон. Они же, вероятно, обещают предоставить документы в индивидуальном порядке после обращения в офис. Не хватает и контактных данных, проблематично оперативно узнать информацию именно по путешествиям. Партнеры проекта в Новосибирске, чей телефон указан на сайте, заявили, что они занимаются только реализацией продукции I’mSiberian и к путешествиям отношения не имеют», — объясняет эксперт. По мнению Натальи Куцевол, если I’mSiberian будет активно привлекать партнеров, то проект станет в большей степени электронной площадкой для продажи туров. «Подобных площадок и так много, кроме того, в их концепцию это не укладывается», — резюмировала эксперт.
В свою очередь Виктор Данн, который уже 16 лет занимается продвижением Сибири на мировом уровне, считает, что проект «I’m Sibeian Путешествия» интересен и имеет право на жизнь, однако уточняет, что не разделяет концепцию проекта и не считает правильным развивать только «дикость» и «суровость» Сибири: «Я думаю, что с образом дикой Сибири, где живут только медведи, пора заканчивать. Сегодня Сибирь — это развитый край, край культуры, науки, промышленности. Необходимо продвигать наш национальный колорит, природу, культуру народов Сибири». По мнению Виктора Данна, для того чтобы Сибирь стала популярным туристическим направлением, необходимо заниматься промоушеном. «Люди, которые сумели развить такой крупный проект, это хорошо усвоили, и в этом плане они молодцы. Но как специалист в этой области я могу сказать, что здесь надо кооперироваться, в одиночку сегодня пробить информационное поле очень сложно», — резюмировал эксперт.