Нет дыма без огня

По словам сооснователя сети кальянных SmokeHouse Сергея Лапушкина (на фото слева), если цель — создать качественный продукт, то инвестиции в запуск заведения начинаются с отметки в 1 млн рублей
По словам сооснователя сети кальянных SmokeHouse Сергея Лапушкина (на фото слева), если цель — создать качественный продукт, то инвестиции в запуск заведения начинаются с отметки в 1 млн рублей

Рынок кальянных в Сибири, как никакой другой, переживает настоящий бум. Несмотря на то что в том же Новосибирске уже более 50 заведений такого типа, местные бизнесмены продолжают открывать все новые и новые точки. Не отстают и другие города Сибири. Большинство опрошенных «КС» заведений открылось в конце 2014-го — начале 2015 года. Что ждет этот рынок в условиях экономического спада, за счет чего кальянные конкурируют между собой и кто из местных игроков способен стать федеральной сетью в этом сегменте рынка, выяснял «КС».

Подавить количеством

Рынок кальянных, безусловно, не оказался в стороне от экономических процессов, происходящих в стране. Как рассказывал «КС» соучредитель кальянной Blackberry (г. Омск) Илья Чичерин, нестабильная экономическая ситуация в России и принятые по инициативе Виталия Милонова законы, выступающие против всякого рода курения в общественных местах, стали причиной упадка кальянной культуры как для предложения так и для спроса. Также, по словам собеседника «КС», безусловно негативное влияние оказали скачки зарубежной валюты по отношению к рублю и общие кризисные явления в экономике.

«До недавнего времени кальянная была очень доходным и быстро окупаемым бизнесом, поскольку не имела особых законодательных ограничений и относилась к категории премиум-потребления. Сейчас прибыльность данной отрасли снижается из-за увеличения затрат на оборудование помещения отдельной вентиляцией и из-за снижения среднего чека, — поясняют «КС» аналитики Grinderr. — Важным фактором успеха заведения из-за повышения среднего чека является наличие лицензии на продажу алкоголя. При ее отсутствии предприятию нужно придумать новые бизнес-модели извлечения прибыли — как известные сейчас на рынке схемы «Приносите свой алкоголь, платите за время нахождения».

Впрочем, сложившаяся ситуация не остановила предпринимателей от запуска новых кальянных. Подавляющее большинство опрошенных «КС» участников данного рынка запустило свои заведения во второй половине 2014-го — начале 2015 года. По подсчетам самих игроков рынка, сейчас в Новосибирске около 50 кальянных. Основатель 4Rooms Lounge (г. Новосибирск) Павел Востриков приводит втрое большую цифру, учитывая также теневые заведения. В более мелких городах Сибири количество кальянных на душу населения также значительно превышает потребность в таких заведениях.

«В Томске больше 20 кальянных, и это не считая клубов и бары, где также предоставляют такую услугу. Поэтому рынок у нас очень насыщен», — рассказывает учредитель OFFICE Nargilia Lounge (г. Томск) Павел Фисенко.

Таким образом, по количеству игроков этот рынок обгоняет и рынок реалити-квестов, и хостелов, и кофе на вынос. В такой массе его участникам необходимо дистанцироваться от конкурентов, чтобы оставаться на плаву. «Мы, например, делаем акцент на уединенность и возможности проводить время по разным сценариям — будь то рабочие встречи, переговоры, презентации, мозговые штурмы, вебинары и т. д. или возможность поиграть в различные игры — от приставок XBOX и PS3 до настольных, или уютно посмотреть кино или спортивную трансляцию в компании друзей или второй половины, и, наконец, просто насладиться кальянами», — рассказывает Павел Востриков.

Специализации кальянных во многом определяются и пожеланиями самих гостей. Например, где им уютнее находиться: в закрытом пространстве (например, отдельных «кабинках»), или же в общем зале, активно участвуя в общении с другими гостями. От этого фактора зависит и площадь помещения, его отделка и оформление.

По словам участников рынка, все кальянные, как правило, специализируются на определенной целевой аудитории: кто-то сугубо на молодежи, кто-то на тех, что постарше. Существует и премиум-сегмент. Впрочем, не все участники рынка делают упор именно на кальян. «Кальян у нас только одна из составляющих, но никак не во главе угла», — поясняет Павел Востриков. По его словам, в последнее время открывается все больше концептуальных заведений, нежели просто мест, где можно курить, но в основной массе это однотипные заведения с невысоким уровнем организации.

«На данный момент на рынке почти все кальянные однообразны, обладают небольшими размерами, но имеют свою постоянную клиентуру, на этом и держатся», — соглашается учредитель кальянной Dream (г. Новосибирск) Михаил Холопов.

Сетевые игроки

Говоря о рынке кальянных, эксперты чаще всего характеризуют его как фрагментированный, указывая на отсутствие крупных игроков. Тем не менее уже сейчас есть компании, которые нацелены на активную географическую экспансию. Одним из них является сеть SmokeHouse. Первая кальянная под этим брендом была открыта в Новосибирске. Сейчас у нее работает 10 заведений в России и СНГ (две в Новосибирске, по одной в Красноярске, Омске, Новокузнецке, Уфе, Краснодаре, Воронеже, Оренбурге, Астане). В Якутске, Ростове-на-Дону сейчас ведутся ремонтные работы, и ожидается запуск. «Также мы заключили договор с партнером в Нижнем Новгороде, и сейчас ищем помещение для кальянной», — пояснил один из основателей SmokeHouse Сергей Лапушкин. По его словам, в планах компании — зайти в Москву и Екатеринбург. В родном Новосибирске SmokeHouse уже проводил слет франчайзи со всей России.

Другим примером может являться новосибирская сеть «Фабрика», которая, кроме родного города, присутствует также в Томске. Получить комментарии основателя сети Ираклия Мурванидзе не удалось.

Впрочем, в Сибири присутствуют и франчайзинговые партнеры федеральных игроков. Так, в Томске по такой схеме уже более четырех месяцев работает кальянная OFFICE Nargilia Lounge. Всего в России их более 15. В Новосибирске, Омске, Красноярске, Барнауле и Иркутске есть сеть hookahplace.

Цена вопроса и последствия пресыщения

Участники рынка признают, что он уже перенасыщен однообразными заведениями. «Уровень половины кальянных реально оставляет желать лучшего. Но возможно, они просто рассчитаны на другую целевую аудиторию — так сказать, не мой формат», — рассуждает Сергей Лапушкин.

С тем, что рынок кальянных сейчас очень перенасыщен, солидарен и учредитель кальянной BurnOut (г. Новосибирск) Михаил Исаев. Он отмечает, что конкуренция, конечно, присутствует, но если и увеличилось число людей, любящих кальяны, то далеко не настолько, насколько больше появилось новых кальянных. По оценке аналитиков Grinderr, число интересующихся курением (хотя бы один раз в год) кальяна в Новосибирске составляет около 70 тысяч человек, а это около 7% трудоспособного населения города. Сергей Лапушкин добавляет, что есть и люди, которые постоянно курсируют по кальянным, изо дня в день посещая разные заведения, но таких все же меньшинство. Несмотря на наличие конкуренции на рынке кальянных, люди в первую очередь ходят туда, где им больше всего нравится.

Таким образом, участники рынка сходятся на том, что уровень развития рынка и сама «кальянная культура» критически низки. Илья Чичерин отмечает, что сейчас это течение еще только развивается в регионе, и надеется, что в скором времени народ даст должную оценку кальяну как способу релаксации.

«Понимая, что конкуренция велика, и наши соперники все же более опытны и сильны, хотя их уровень и масштабность не могут похвастать ничем особенным, мы надеемся на то, что через минимальный промежуток времени будем и сами весьма конкурентоспособны», — заключаетИлья Чичерин.

Экономика бизнеса

По данным Grinderr, для организации дела обычно требуется наем 1–2 сотрудников и аренда помещения площадью 40–100 квадратных метров. Участники рынка добавляют, что объем инвестиций в запуск кальянной в среднем составляет от 300 тыс. рублей. На текущем этапе наиболее реалистичной является оценка в 1–1,5 млн рублей. «Если цель — создать качественный продукт, то надо делать все сразу с умом и толком. Поэтому инвестиции начинаются с отметки в 1 млн рублей», — делится опытом Сергей Лапушкин. В свою очередь сроки окупаемости составляют, как правило, от 6 до 12 месяцев.

«Окупаемость и выход на стабильный доход в нынешних условиях зависит от кальянных (ассортимент кальянов, табаков, квалификации кальянщика). По моим оценкам, при вложении от 500 до 800 тысяч рублей на уровень реализации проекта может потребоваться от 6 до 14 месяцев. Только после этого заведение выйдет на полную самоокупаемость, позволит сформировать четко отлаженную команду и начнет приносить чистую прибыль», — поясняет Михаил Холопов.

По данным Grinderr, среднемесячная выручка кальянных в Новосибирске составляет 200–400 тысяч рублей, а чистая прибыль — 50-100 тысяч рублей. Потенциал сегмента кальянных баров в Новосибирске аналитики оценивают в размере 40–60 млн рублей в год. Вместе с тем, по прогнозам участников рынка, с учетом текущей экономической ситуации стоит ожидать закрытия кальянных, так как компоненты подорожали почти в два раза. Тем не менее это не остановит новых игроков от выхода на рынок. Средний чек за кальян будет снижаться, а аудитория расти, прогнозируют в Grinderr.

Отрицательное влияние на развитие рынка кальянных, по данным аналитиков, имеет несколько факторов. Во-первых, речь идет о курсе валют, из-за колебаний которого снижается доступность к качественному табаку и оборудованию для его курения, поскольку она связана с импортом. Второй понижающий фактор — снижение покупательской способности населения. Из-за роста безработицы, снижения доходов и роста затрат на ежедневные покупки продуктов и услуг сумма потенциальных располагаемых расходов на досуг и развлечения у граждан падает, что является понижающим фактором для рынка кальянных баров. Наконец, третий негативный фактор — ограничения государства. Введено новое законодательство, которое предъявляет строгие требования к оборудованию кальянных, и это может затормозить рост числа заведений такого типа или их уход в тень, в приватные клубы. И наконец, четвертый фактор, по данным аналитиков Grinderr, — снижение рентабельности кальянной индустрии. При увеличении числа кальянных баров цена предложения будет падать, и будет падать рентабельность, что поставит некоторые предприятия на грань выживания.

«Есть ряд знакомых бизнесменов, которые рассматривали возможность открытия кальянной, но оставили эту затею после анализа рынка. При всем этом к нам еще не зашли некоторые федеральные бренды», — поясняет Павел Востриков. С ним согласен и Михаил Холопов. «Рынок перегружен, и в ближайшие полгода часть игроков отсеется, а выживут те, кто будет активно развиваться и совершенствовать технологии сервиса и качества продукции. И соответственно, те, кто заманят к себе лучших кальянщиков города, а их не так много», — считает Михаил Холопов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ