Как повлиять на законы

Как бизнес-сообщество Новосибирской области может повлиять на действующие, а также готовящиеся к принятию проекты правовых актов, какие поправки уже вносятся и какие изменения ждут предпринимателей области, в интервью «КС» рассказала начальник управления совершенствования государственного управления и правовой работы министерства экономического развития Новосибирской области ОЛЬГА МОСКВИНА.

Управление совершенствования государственного управления и правовой работы является структурным подразделением министерства экономического развития Новосибирской области и обеспечивает исполнительно-распорядительную деятельность министерства по вопросам совершенствования государственного управления, правовой работы, а также нормативно-правовое и информационно-методическое обеспечение оценки регулирующего воздействия нормативно-правовых актов региона. Возглавляет управление Ольга Москвина с 2013 года.

Ольга Владимировна, расскажите, пожалуйста, об основных функциях управления, которое вы возглавляете.

— Одно из направлений деятельности управления — это оценка регулирующего воздействия (ОРВ) проектов и экспертиза действующих нормативных правовых актов (НПА), которые затрагивают вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности. Также мы занимаемся развитием сети многофункциональных центров предоставления услуг населению, количество МФЦ ежегодно увеличивается. Управление также осуществляет мониторинг исполнения контрольно-надзорных функций региональными органами власти и органами местного самоуправления. По сути название нашего подразделения отражает направление деятельности, которое мы осуществляем.

Какие нормативные акты вы проверяете?

— Мы проводим оценку как действующих нормативных правовых актов, разработанных региональными органами власти, так и проектов НПА, которые затрагивают предпринимательскую и инвестиционную деятельность. Суть, цель этой процедуры — выявить те положения актов, которые оказывают отрицательное воздействие на бизнес, затрудняют осуществление предпринимательской деятельности, вводят избыточные обязанности для предпринимателей.

Расскажите подробнее о том, каким образом процедурно проводится ОРВ?

— У нас параллельно ведется работа как по оценке регулирующего воздействия проектов, так и по экспертизе действующих нормативных актов. В целом институт ОРВ проектов в пилотном режиме в Новосибирской области начал действовать в 2013 году. Для проведения ОРВ разработчики акта самостоятельно проводят публичные консультации с бизнесом, с научным сообществом, другими заинтересованными сторонами по проекту НПА. А вот результаты обсуждения с указанием причин, по которым то или иное предложение предпринимателей не было учтено при обсуждении акта, представляются в минэкономразвития Новосибирской области для подготовки заключения по ОРВ. Мы учитываем результаты публичных консультаций, самостоятельно проводим анализ и экспертизу документов. И если выявляем, что есть положения, которые затрудняют предпринимательскую деятельность или способствуют необоснованным расходам предпринимателей, мы отражаем эти замечания в своем заключении на проект акта. Далее мониторим, чтобы разработчики акта вносили изменения в документы и устраняли избыточные барьеры для предпринимателей.

Механизм экспертизы действующих документов введен несколько позже — в 2014 году. Тем не менее за второе полугодие 2014 года мы рассмотрели пять действующих документов и выявили ряд положений, которые затрудняют осуществление предпринимательской деятельности.

Какие барьеры в отношении воздействия на бизнес уже выявлены в действующих нормативных актах? Какое негативное влияние они несут для ведения предпринимательской деятельности?

— Самый первый документ, экспертизу которого мы проверили в прошлом году, — закон Новосибирской области № 61-ОЗ «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Новосибирской области». Одно из замечаний, которое мы представили разработчику акта, заключается в том, что в законе отсутствует норма, обязывающая вести открытый реестр получателей господдержки. А поскольку поддержка оказывается в виде возмещения затрат предпринимателю, то он не всегда может сориентироваться, может ли рассчитывать на господдержку и исходя из этого планировать свою деятельность. Также мы выявили, что в законе прописана норма о ежегодном увеличении средств областного бюджета на поддержку в размере 15%, которая не исполняется.

Как отреагировали разработчики?

— Сначала отмечу, что мы направили заключение об экспертизе, а по истечении двухмесячного срока после отправки нами указанного заключения мы обратились в орган власти для того, чтобы получить ответ, когда будут внесены изменения в закон в соответствии с результатами экспертизы. Так, например, в минсельхозе, возвращаясь к 61-му закону, нам озвучили срок внесения поправок к 1 апреля 2015 года.

Какие еще документы нуждаются в корректировке?

— Также еще интересный документ, который прошел экспертизу, — это закон Новосибирской области № 245-ОЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области». На наш взгляд, одним из факторов, который затрудняет ведение предпринимательской деятельности, является отсутствие нормы, которая обязывает уполномоченный орган осуществлять координацию работы по наполнению и актуализации сведений единого сайта для малого и среднего бизнеса. Основная информация, необходимая для предпринимателя, рассредоточена по различным информационным ресурсам, и в результате открывающему собственное дело сложно сориентироваться в этом бесконечном потоке информации. Поэтому мы не только рекомендовали начать работу по созданию единого сайта, но и предложили создать методический раздел, который бы содержал информацию о составе и требованиях к документам, необходимых для начала предпринимательской деятельности, представить порядок получения лицензии и разрешительных документов в зависимости от видов деятельности. Предпринимательское сообщество при обсуждении данного вопроса нас поддержало. Также у нас был такой опыт, когда мы на основе экспертизы ведомственной программы «Развитие инновационной системы Новосибирской области на 2013–2016 годы» выявили, что ряд целевых индикаторов программы не позволяет оценить эффективность затрат областного бюджета.

Насколько предприниматели информированы о такой возможности — повлиять на законотворческий региональный процесс?

— Принять участие в обсуждении документов может абсолютно любая организация или физическое лицо. Мы размещаем информацию о публичных консультациях на сайте правительства (гиперссылка в веб-версии ), также там имеются опросные листы, которые можно заполнить. Кроме того, по электронной почте также возможно выслать информацию, которую мы учитываем при подготовке заключения по нормативному правовому акту либо проекту акта. Также замечу, что когда составляется сводный отчет по результатам, то неучтенные замечания предпринимателей и иных лиц разработчику акта необходимо комментировать, указывая, по каким причинам оно было не учтено. Кроме того, при минэкономразвития в 2013 году создан экспертный совет по ОРВ.И мы воспринимаем его в том числе как площадку, где напрямую взаимодействуют предпринимательское, научное сообщество и органы власти. На заседаниях экспертного совета рассматриваются проекты нормативных правовых актов, проходящих процедуру ОРВ. Отмечу, что заседания экспертного совета открыты, их посещают предприниматели, в состав самого совета входят представители бизнеса, что очень помогает нам, так как иной раз предприниматели открыто заявляют, что поддерживают наши замечания и предложения, и это мнение влияет на разработчика.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ