Извилистое финансирование

Наиболее крупными подрядчиками региона в 2014 году стали «Сибмост» и «Новосибирскавтодор»
Наиболее крупными подрядчиками региона в 2014 году стали «Сибмост» и «Новосибирскавтодор»

В дорожной отрасли Новосибирской области в 2014 году произошел ряд значимых событий — открытие Бугринского моста, начало проектирования четвертого моста через Обь, начало работ на 30-километровом участке трассы «Байкал». Финансирование работ на федеральных дорогах запланировано в меньшем объеме, чем в 2014 году, но представители профильных ведомств отмечают, что об окончательных параметрах говорить рано. «КС» выделил ключевых подрядчиков региона, а также изучил прогнозные данные по развитию отрасли в 2015 году и мнения участников рынка, чтобы разобраться, насколько уменьшение финансирования повлияет на важные объекты инфраструктуры региона.

Финансирование и объемы

По данным, озвученным в середине января министром транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Сергеем Титовым, в прошлом году на работы по ремонту и строительству дорог в регионе было затрачено 6,617 млрд рублей. Из них 2,7 млрд рублей пошло на текущее содержание дорог, 800 млн рублей — на капитальный ремонт, 1,3 млрд рублей — на ремонт дорожного покрытия в 335 муниципальных образованиях. Муниципальные образования напрямую получили порядка 700 млн рублей акцизных сборов, которые являются частью доходов дорожного фонда.

На конец 2014 года в Новосибирской области было построено 38 км автодорог регионального и межмуниципального значения и реконструировано и 52 км дорог.

В прошлом году был сдан участок Гусельниково–Линево в Искитимском районе и мост Краснозерское–Половинное. На шести участках сельских дорог были ликвидированы грунтовые разрывы, это направление получило дополнительное финансирование из федерального бюджета в размере 171 млн рублей.

Согласно закону о бюджете Новосибирской области, принятому в декабре прошлого года, объем финансирования дорожного регионального фонда на 2015 год составляет порядка 9,2 млрд рублей. В 2014 году показатели финансирования дорожного фонда изначально утверждались в размере 8,6 млрд рублей, а по итогам года с учетом скорректированных параметров бюджета составили 7,7 млрд рублей.

Если говорить о финансировании ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» («Сибуправтодор»), то, по предварительным данным на начало года, Новосибирская область может рассчитывать на 2,2 млрд рублей, из которых 840 млн приходится на содержание дорог.

В начале прошлого года ФУАД «Сибирь» выделяло Новосибирской области 2,5 млрд рублей (по отношению к 2013 году эта цифра увеличилась в 1,6 раза). По итогам 2014 года регион получил 3,2 млрд рублей. На строительство федеральных трасс, проходящих через область, было затрачено 1,613 млрд рублей. Общий объем финансирования позволил капитально отремонтировать 230 км, или 30% сети федеральных дорог в области.

Как отметил в середине января заместитель начальника ФКУ «ФУАД «Сибирь» по строительству и реконструкции дорог Андрей Кебак, в этом году планируется сокращение бюджетных обязательств по всем регионам на 10%, и, возможно, секвестр коснется строительства и реконструкции дорог. Кебак подчеркнул, что в любом случае работа над важными объектами региона не пострадает.

По словам Андрея Кебака, показатели финансирования на начало года отличаются от итоговых показателей конца года, и для Новосибирской области это изменение происходит, как правило, в сторону увеличения.

В свою очередь ведущий эксперт «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов полагает, что вопрос ассигнования региональных бюджетов не влияет на финансирование отрасли дорожного строительства: «При необходимости регионы могут найти другие источники финансирования, к примеру, заемные, чтобы строительство и реконструкция дорог продолжились, а выделенные впоследствии средства пошли на погашение задолженности».

Кто кому должен?

Напомним, что в августе прошлого года дорожный фонд Новосибирской области был уменьшен на 1,17 млрд рублей (ksonline.ru/stats/-/id/3353), что привело, в частности, к тому, что некоторым дорожным организациям из-за образовавшейся кредиторской задолженности пришлось значительно сокращать численность штатных сотрудников для оптимизации затрат.

По информации, озвученной Сергеем Титовым в середине февраля на заседании комитета регионального Законодательного собрания по транспортной, промышленной и информационной политике, фактическое поступление доходов в дорожный фонд в 2014 году составило 8,895 млрд рублей, что составляет 116,1% от запланированных объемов. Из-за того что эта сумма превышала фактически произведенные в прошлом году расходы на 1,18 млрд рублей, дорожный фонд был сокращен. Когда проводилось сокращение фонда, акцент делался на том, что областной бюджет недополучил 1,2 млрд акцизов на нефтепродукты и 911 млн рублей транспортного налога с физических лиц.

С подрядными организациями были заключены дополнительные соглашения, подразумевающие оплату сданных в 2014 году объектов до 1 марта 2015 года.

Так, по словам Титова, «Новосибирскавтодору» область должна выплатить 40 млн рублей в I квартале этого года и 180 млн рублей во II квартале. При этом генеральный директор ОАО «Новосибирскавтодор» Федор Николаев, также руководящий транспортным комитетом ЗС, говорит о том, что в общей сложности кредиторская задолженность перед компанией составляет 500 млн рублей, и эта сумма приходится на Новосибирскую область. По другим регионам присутствия компании (Челябинская область, Забайкальский край, Красноярский край) и федеральным заказам задолженности нет. «Если бы у «Новосибирскавтодора» не было диверсификации по регионам, нам было бы очень непросто работать в Новосибирской области», — отмечает Федор Николаев.

В свою очередь депутат транспортного комитета и генеральный директор ООО «Новосибирскагропромдорстрой» Александр Барсуков не раз на заседаниях по вопросам отрасли поднимал вопрос о «целевом» использовании средств дорожного фонда. По его мнению, кредиторская задолженность не дает возможности районным дорожным организациям, которые являются одними из самых ответственных налогоплательщиков и, по сути, градообразующими предприятиями, вести полноценную деятельность.

Из-за сокращения дорожного фонда «Новосибирскавтодору» пришлось в прошлом году уволить 200 сотрудников из 11 дорожных ремонтно-строительных управлений области. По словам Федора Николаева, эта мера была вынужденной: «Мы понимаем, что с точки зрения социальной ответственности это нехорошо, но компания должна выживать дальше». Николаев отмечает, что объемы работ не снизились из-за высокой производительности труда.

По информации министерства финансов и налоговой политики, озвученной в середине февраля заместителем министра Викторией Каруниной, с сентября по декабрь дорожным организациям области должны были выплатить 1,636 млрд рублей: «По настоянию губернатора мы отдали 2,149 млрд рублей за этот же период. Мы перевыполнили график по погашению кредиторской задолженности».

При этом региональный министр финансов Виталий Голубенко на брифинге 20 февраля рассказал о том, что из-за оптимизаций бюджета кредиторская задолженность перед подрядными организациями не была погашена с опережением, но после января, помимо долга, компании будут ежемесячно до 1 апреля получать 450 млн рублей на текущее содержание дорог в зимний период.

Как отметил Федор Николаев во время обсуждения кредиторской задолженности на заседании транспортного комитета Законодательного собрания, надо понимать, что на сегодняшний день у Новосибирской области существует три кредиторских задолженности: 500 млн рублей за 2013 год, 1,16 млрд рублей, которые должны быть погашены до 1 июля 2015 года, и долг по планово-предупредительному ремонту.

Топовые объекты

Подводя итоги года, «КС» выделил самые крупные объекты дорожного строительства в Новосибирской области.

Так, одним из самых значимых для Новосибирской области объектов является Восточный обход Новосибирска, строительством которого занимается ОАО «Сибмост». В прошлом году на его строительство ФУАД «Сибирь» выделило 897 млн рублей, из которых 221 млн рублей составлял аванс. На данный момент генеральный подрядчик ведет активное строительство мостового перехода протяженностью 700 м через реку Иня.

К марту–апрелю этого года, по словам Сергея Титова, «Росавтодор» должен предоставить более точную информацию по финансированию второго этапа обхода протяженностью 10 км.

В этом году запланирована сдача развязки на улице Петухова, генеральным подрядчиком на строительстве которой выступает «Новосибирскавтодор». В конце прошлого года Новосибирску было выделено дополнительно 350 млн рублей на важные объекты дорожной инфраструктуры, из которых около 100 млн предназначено на завершение развязки на Петухова. По словам Федора Николаева, эти 104 млн рублей пока что не подтверждены, но на сроках сдачи объекта это не отразится.

Также в этом году «Новосибирскавтодор» сдает тоннель Барышево–Орловка–Кольцово. На сегодняшний день объект готов на 40%.

Весной этого года ожидается проект четвертого моста через реку Обь. Стоимость проекта, который планируется реализовывать через государственно-частное партнерство, составляет 23–25 млрд рублей. Доля Новосибирской области в уставном капитале ОАО «Центральный мост» составляет 94%, а доля города — 6%. Пока что регион вложил 167 млн рублей из необходимых 330 млн.

Разработка проектно-сметной документации по строительству Юго-Западного транзита, предположительно, начнется в 2015 году. Строительство будет реализовано по системе государственно-частного партнерства, поэтому дорога будет полностью платной. Трасса протяженностью 30 км будет начинаться от автодороги К-17р в створе поймы реки Тула и примкнет к Бугринскому мосту. В декабре прошлого года стало известно, что «Росавтодор» готов выделить 7,3 млрд рублей на трассу, стоимость строительства которой составляет порядка 25 млрд рублей. Из областного бюджета планируется направить 850 млн рублей, остальные 16,8 млрд рублей — средства инвесторов.

Тендер года

«Новосибирскавтодор» в прошлом году обошел «Сибмост» и выиграл конкурс «Сибуправтодора» на реконструкцию 30-километрового участка трассы М-51 «Байкал» км 1392 — км 1422 в сторону Омской области с обходом поселка Коченево. Компания будет проводить капитальный ремонт с использованием цементобетонной технологии. Стоимость контракта составляет порядка 8 млрд рублей.

В прошлом году ФУАД «Сибирь» профинансировало проект на 715 млн рублей, из которых 500 млн рублей — аванс. Объект протяженностью порядка 30 км разбит на три участка: 6 км (ближе к Новосибирску), 10 км — обход Коченево и последний протяженностью 13 км. На данный момент, по словам Федора Николаева, компания выполняет земляные работы на участке 6 км, идет возведение развязки и путепровода силами субподрядчика. По плану первый участок (третий этап) будет сдан в 2016 году. Следующий пусковой комплекс должен быть введен в 2017 году, окончание работ — в 2018 году.

Уровень основных игроков

Крупнейшими игроками дорожного рынка в Новосибирске остаются ОАО «Новосибирскавтодор» и ОАО «Сибмост», об этом свидетельствуют данные о госзаказах компаний.

Сумма заключенных контрактов «Новосибирскавтодора» на начало этого года составила порядка 18 млрд рублей. В 2015 году компания планирует принять участие в тендерах в Красноярском крае (в лице дочерней компании «Мариинскавтодор») и в Хабаровском крае.

Выручка компании за 2014 год достигла порядка 7,5 млрд рублей, что на 33% больше, чем в прошлом году, при этом более 30% выручки, по словам Федора Николаева, получено от выполнения контрактов, заключенных за пределами Новосибирской области. Как отмечает председатель совета директоров ОАО «Новосибирскавтодор» Дмитрий Пингасов, компания сознательно не стремится превышать рост на уровне 10–15% в год.

«Новосибирскавтодор» занимает первое место в домашнем регионе по сумме заключенных в 2014 году контрактов — 10,6 млрд рублей.

«Сибмост», согласно данным портала госзакупок, в 2014 году занял 23-е место во всероссийском топ-рейтинге поставщиков по сумме заключенных контрактов с показателем 15 435,2 млрд рублей. Сумма заключенных за 2014 год контрактов в Новосибирской области составляет 3,2 млрд рублей, из которых 3 млрд рублей — контракт на строительство и реконструкцию обхода Мариинска.

Напомним, что в январе 2014 года «Сибмост» объявил о покупке 51% акций дорожно-строительной группы компаний «Фэцит». По словам участников рынка, основным бенефециаром группы является ее гендиректор Андрей Мороцкий.

Удвоить за счет грунтовки

В январе правительство Новосибирской области утвердило программу «Развитие автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения в Новосибирской области в 2015–2020 годах». В целом на программу планируется направить за пятьлет порядка 50 млрд рублей, что в 25 раз превышает объем ассигнований, направленных на реализацию программы в 2012–2015 годах. К 2020 году планируется отремонтировать 1505,6 км дорог, 25 мостовых сооружений, 119 водопропускных труб.

Примечательно, что при проверке контрольно-счетной палатой Новосибирской области реализации программы в 2012–2015 годах был найден ряд несоответствий. В частности, на программу вместо утвержденных 2,5 млрд рублей было затрачено 2,1 млрд рублей. Общая протяженность дорог Новосибирской области, согласно данным территориального органа федеральной службы государственной статистики, составляет 25 672,9 км, а в программу вошло 24 811,4 км. На 1 января 2014 года, говорится в отчете, протяженность бесхозных дорог в области увеличилась на 170,5 км и составила 968,5 км. В числе других нарушений — несоблюдение Градостроительного кодекса РФ, оказание господдержки из областного бюджета на объекты, не находящиеся муниципальной собственности, факты некачественного выполнения строительно-монтажных работ.

Изначально в проект программы на 2015–2020 годы входил участок трассы К-17р Новосибирск–Ярково, по словам Сергея Титова, самый аварийный участок Новосибирской области в летний период. Реализовывать его также планировалось через ГЧП, и ориентировочно сумма ремонта 18 км составляла 10–13 млрд рублей. После того как губернатор Владимир Городецкий отправил программу на доработку, была проведена экспертиза, утвердившая стоимость ремонта в размере 6 млрд рублей, а сам объект был вынесен в отдельную программу.

По мнению Федора Николаева, финансирование проекта в размере 50 млрд рублей несоразмерно прогнозным планам по удвоению объемов строительства к 2022 году по поручению президента РФ: «На каждый год программы приходится примерно 9 млрд рублей средств, но при этом объем к 2020 году должен увеличиться в два раза. Эти цифры не соответствуют друг другу».

Как объясняет Сергей Титов, по программе до 2020 года планируется построить 330 км дорог в Новосибирской области, с учетом областного центра, и основная часть поручения будет выполняться за счет сельских дорог 5-й и 4-й технической категории.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

ДМИТРИЙ ТУЛЕЕВ,
начальник Федерального управления автомобильных дорог «Сибирь» Федерального дорожного агентства

— У нас серьезные планы на 2015 год, и основу для их реализации мы во многом заложили в 2014 году, который для нашего управления стал рекордным по объему финансирования: около 10 миллиардов рублей. Наиболее капиталоемкими являются, как обычно, новые масштабные инфраструктурные объекты. Для нас это в первую очередь Восточный обход Новосибирска и реконструкция 30-километрового участка трассы Р-254 «Иртыш» (М-51 «Байкал») в Коченевском районе Новосибирской области.

В 2015 году мы продолжим реализацию этих проектов.

На участке строительства Восточного обхода работы будут вестись на всем протяжении первого этапа. Напомним, что первый этап — это участок протяженностью 20 км от развязки на пресечении с автодорогой Новосибирск–Ленинск-Кузнецкий до развязки на пересечении с автодорогой Кольцово–Академгородок, а срок его ввода в эксплуатацию — 2017 год.

На трассе Р-254 «Иртыш» в прошлом году были начаты работы по реконструкции на третьем пусковом комплексе протяженностью около 6 километров, примыкающем к Северному обходу Новосибирска. В нынешнем году мы продолжим работать здесь и одновременно развернем работы на пусковых комплексах № 1 и № 2. В целом период реализации этого проекта — до 2018 года. В результате реконструкции нынешняя двухполосная дорога станет четырехполосной, с разделительным барьерным ограждением, современными транспортными развязками и путепроводами.

Возвращаясь к итогам 2014 года, не могу не отметить и значительный рост объема ремонтных работ. В течение года было отремонтировано более 520 км федеральных дорог в четырех наших регионах, при этом доля капитального ремонта — затратных мероприятий с долгосрочным эффектом — по сравнению с 2013-м годом увеличилась на 60%. Заметно активнее стали применяться прогрессивные технологии — холодный ресайклинг, устройство современных тонкослойных покрытий и т. д.

Рост финансирования в последние годы коснулся и текущих круглогодичных работ по содержанию, а качественное содержание — дорожникам об этом хорошо известно — позволяет не только обеспечить безопасный и комфортный проезд, но и увеличить межремонтные сроки. Поэтому в нынешнем году, после масштабных ремонтных работ последних лет, акцент в своей работе мы сделаем на технологиях содержания дорог, обеспечении их сохранности и безопасности движения. В планах — в течение года довести общую протяженность участков с высоким уровнем содержания с нынешних 325 км до 1228 км. Таким образом, мы на пути к тому, чтобы в соответствии с политикой Росавтодора довести этот показатель к 2018 году до 85% общей протяженности нашей сети. Это вполне реально. Тем более что эту же задачу — обеспечение сохранности дорог — как одну из первоочередных поставил перед дорожниками Владимир Владимирович Путин на заседании Госсовета в Новосибирске в октябре прошлого года.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ