Рынок ШПД в кризис:расти нельзя оптимизировать

Миниатюра для: Рынок ШПД в кризис:расти нельзя оптимизировать

Несмотря на то что 2014 год оказался очень богат на события и перемены, во всех смыслах, на сибирском рынке широкополосного доступа (ШПД) в Интернет расстановка сил меняется незначительно. Ключевыми результатами года можно считать усиление позиций ТТК на фоне ослабления «ЭР-Телекома», а также альянс «Авантела» и «Магистраль телекома», статистически изменивший ситуацию на рынке B2B. В том, чего ждать от 2015 года, возродятся ли ценовые войны между провайдерами и чьи позиции в текущих экономических условиях уязвимее, разбирался «КС».

Все опрошенные «КС» интернет-провайдеры отметили итоги 2014 года как положительные — если не в плане роста присутствия на рынке, то уж точно в количестве абонентов. Тем не менее «неосвоенных участков», во всяком случае в густонаселенных районах крупных городов, остается все меньше, что неизбежно ведет к падению темпов внедрения ШПД (по оценкам «Сибирских Сетей», уровень проникновения ШПД в том же Новосибирске в 2014 году вырос всего на 1–2%) и поиску новых рынков для данной услуги. С другой стороны, региону еще есть куда расти: по словам заместителя коммерческого директора по продажам физическим лицам «Сибирских Сетей» Елены Андреевой, на данный момент проникновение ШПД доступа в Новосибирске составляет 68% против 80% в Москве: «Рынок ШПД Новосибирска уникален тем, что среди лидеров региона есть несколько сильных местных игроков, имеющих высокую лояльность аудитории. У местных провайдеров внушительные армии «промоутеров» бренда, они задают тон рынка».

Отличники и «двоечники»

При рассмотрении позиций операторов связи мы опирались на данные аналитического агентства iKS-Consulting, которое специально для «КС» провело анализ ситуации на рынке СФО в сегментах B2C и B2B по итогам 2014 года. Согласно им, консолидация рынка связи, наметившаяся уже несколько лет назад, продолжается, особенно это заметно в B2C сегменте.

Первое место в целом по СФО в сегменте B2C прогнозируемо удержал «Ростелеком». Под руководством Максима Кудрявцева его доля по показателю абонентской базы осталась на уровне 34% по СФО и 35% непосредственно по Новосибирской области. Интересно, что для самого «Ростелекома» оценка iKS-Consulting оказалась даже завышенной — оператор оценил «КС» свою долю по абонентам в 32%.

Второе место по СФО досталось ТТК в лице дочерних компаний ТТК-Западная Сибирь и ТТК-Сибирь. Вместе они заняли 13% рынка по абонентской базе в сегменте B2C против 11% годом ранее. В Новосибирской области оператор также нарастил позиции с 6% до 7%. По мнению генерального директора ТТК-Западная Сибирь Александра Соловьева, оценка iKS-consulting в полной мере соответствует данным оператора: «К концу 2014 года доля ТТК-Западная Сибирь в сегменте B2C на территории СФО достигла 13,6%, а в сегменте B2B — 7,4%. В 2014 году мы подключили к сети связи более 46,7 тыс. домохозяйств, и на сегодняшний день широкополосный доступ в Интернет от ТТК доступен 1,1 млн семей в 33 населенных пунктах региона», — отметил он.

Ослабил позиции по Сибири «ЭР-Телеком» (предлагает услуги под брендом «Дом.ru»). Если годом ранее его доля по показателю абонентской базы сегменте B2C составляла 11%, то по итогам 2014 года, по данным iKS-Consulting, только 10%. Упала доля компании и по Новосибирской области — с 12% до 11%. В самой компании не совсем согласны с такими оценками и обращают внимание на методологию подсчета долей. «Мы оцениваем долю рынка только в городах присутствия, — так комментирует цифры директор филиала телеком-оператора «Дом.ru» в Новосибирске Дмитрий Мартазов. — 12% — это доля на рынке ШПД, а «Дом.ru» всегда позиционировал себя как оператор интернета и платного ТВ. В данном сегменте наша доля составляет 26%».

В свою очередь старожилы новосибирского рынка — «Новотелеком» и «Сибирские Сети» — удержали свои позиции на уровне 24% и 9% соответственно. «По нашим данным, «Сибирские Сети» входят в тройку лидеров рынка ШПД Новосибирска и области, доля компании по B2C направлению составляет 11–12%, в B2B — порядка 10–11%. Абонентская база «Сибирских Сетей» по итогам 2014 года выросла на 10%, стоит отметить, что темп роста абонентской базы был выше, чем в 2013 году. Положительная динамика по итогам года и в B2B направлении, зафиксирован прирост CAGR (среднегодовой темп роста выручки. — «КС») относительно прошлого года в среднем на 12%», — защищает позиции оператора Елена Андреева.

Если же рассматривать сегмент B2B, то в нем традиционно первое место — за «Ростелекомом». Правда, в целом по Сибири доля оператора по показателю абонентской базы упала с 37% до 36%, а в Новосибирской области — с 35% до 34%. В самой компании, впрочем, оценили свою долю в сегменте B2B по СФО в 45%.

На этом фоне ТТК удалось увеличить свою долю с 6% до 7% в целом по Сибири, заполучив в свой портфель большее количество корпоративных клиентов.

Отдельного рассмотрения заслуживают показатели по сегменту B2B в Новосибирской области. Именно здесь в 2014 году произошло самое, пожалуй, значительное событие года — объединение двух крупных поставщиков услуг связи для бизнеса — «Авантела» и «Магистраль-телекома» (ksonline.ru/news/-/id/18096). В результате по итогам года альянс прогнозируемо «застолбил» за собой второе место после «Ростелекома». Совместными усилиями два оператора заняли по сумме 19% рынка против 18% годом ранее. «Несмотря на условия, изменившиеся в худшую сторону в последнем квартале, планы по приросту выполнить удалось. Что касается доли рынка, на момент объединения можно оценить рыночные доли «Авантела» и «Магистраль-телекома» приблизительно как 15% и 5% соответственно», — поясняет директор новосибирского филиала компании «Авантел» Сергей Бойко. Процедуру объединения операторов собеседник «КС»сравнил с операцией хирурга на живом организме, где действовать нужно точечно и аккуратно: «На сегодня у нас имеется единый коллектив — сотрудники работают в одном офисе, и бизнес-процессы стандартизованы. Суммарная протяженность оптоволокна «Авантел» и «Магистраль-телеком» в Новосибирске составляет более тысячи километров, и к ней подключено порядка полутора тысяч узлов с активным оборудованием — есть над чем поработать», — сообщил он.

Куда движется рынок и что его двигает

По мнению сибирских представителей «Ростелекома», одним из ключевых драйверов рынка в будущем году станут услуги IPTV— рост спроса на эту услугу составит 20%. Сюда же можно отнести услуги VPN, ЦОД и интеллектуальных сетей связи. Но самым быстрорастущим рынком, по мнению «Ростелекома», может стать Over the Top, или OTT — технология доставки видеосигнала профессионального контента на приставку (компьютер, мобильный телефон) пользователя по Интернету без прямого контакта с оператором связи). Также этому способствует рост доли устройств Smart TV.

Что касается проводного ШПД, этот рынок уже сильно насыщен и темпы его роста вряд ли превысят 5% по СФО.

Для себя «Ростелеком» включил в список драйверов роста в наступившем году новые предложения, такие как «Новая телефония», или телефония для малого бизнеса, а также «Электронные учебники» — интерактивные учебные материалы с доставкой на планшетные компьютеры.

В свою очередь ТТК рассчитывает на территориальную экспансию. «В 2015 году драйвером роста рынка останутся малые города с численностью населения менее 100 тыс. человек, проникновение Интернета в которых составляет всего 20–25%, — считает Александр Соловьев. — К драйверам роста нашей компании в 2015 году мы относим развитие телевидения и дополнительных сервисов, таких как автоплатеж, бонусная программа, файлообменная сеть, детский Интернет».

Предельно актуален и вопрос ценовой политики телеком-операторов в связи с общеизвестными событиями, происходящими в экономике России. По мнению Дмитрия Мартазова, итоги 2014 года показали, что ценовые войны между провайдерами продолжают терять актуальность, а основная конкуренция разворачивается в сфере качества услуг: «Данная тенденция сохранится и в 2015 году как стратегическая цель нашей компании. В текущей экономической ситуации сервис приобретает все большую актуальность». Опасения по поводу того, что под предлогом «борьбы за качество» операторы будут постепенно отменять недорогие тарифы и навязывать клиентам ненужные платные опции, Александр Соловьев считает необоснованными: «Мы не ожидаем снижения абонентской платы за доступ в Интернет в ближайший год. Скорее всего, цена будет расти только на те товары и услуги, стоимость которых зависит от курса иностранной валюты: клиентское оборудование: маршрутизаторы, приставки, иностранные каналы в составе пакетов платного телевидения. При этом будет расти средняя скорость доступа в Интернет, для абонентов это хорошая новость». Эта тенденция, отмечает он, наметилась не вчера и не только со стороны операторов: в 2014 году спрос на трафикоемкие ресурсы, такие как, например, онлайн-кинотеатры, среди клиентов только возрастал. С этим согласны и другие операторы, так, по словам Елены Андреевой, среди абонентов «Сибирских Сетей» 60% используют скорость 20–50 мбит/с, а 23% — от 50 мбит/с и выше.

Впрочем, 2 марта «Новотелеком» объявил о снижении цен. В частности стоимость своего минимального тарифа оператор понизил на 25%. «Да, сейчас времена непростые, мы это понимаем. Но за последние два года мы научились работать эффективнее, с меньшими издержками. Теперь мы готовы качественно обслуживать еще большее количество абонентов, и снизить цены на основную услугу», — пояснил генеральный директор «Новотелекома» Олег Игнатенко.

Что касается B2B сегмента, то тут актуальность «цены вопроса» не только не снизилась, но и возросла. «В кризисное время рынок меняется очень быстро, и возможность арендовать программы и «железо» у оператора вместо покупки своего считаем весьма перспективной, особенно для малого бизнеса, — говорит Сергей Бойко. — Сейчас очень хорошо продаются такие услуги, как «облачная» АТС и «облачное» видеонаблюдение. Специфика всех этих услуг в том, что они реализуются полностью на стороне оператора, не требуют от клиента никаких капитальных затрат на ПО и оборудование и хорошо масштабируются».

В Orange Business Services также согласны с тем, что рынок телекоммуникационных услуг, предоставляемых на базе технологии ШПД, в Сибирском регионе достаточно наполнен, как в плане предложений, так и в плане спроса. По наблюдениям главы представительства Orange Business Services в Новосибирске Евгения Фоменко, бизнес все больше использует эти каналы для обмена данными M2M, облачных вычислений, унифицированных коммуникаций.

Если в B2C сегменте рост покрытия «вширь» может продолжаться и в наше не самое благополучное время, и даже стать одним из ключевых драйверов, то для «бизнесовых» тарифов это может стать не спасательным кругом, а камнем на шее. «Рынок уверенно движется в сторону оптимизации затрат, как со стороны бизнес-клиентов, так и со стороны операторов, — отмечает Сергей Бойко. — И эта тенденция, конечно, продолжится. При существующих кредитных ставках для бизнеса можно ожидать свертывания большинством операторов программ экстенсивного развития сетей. И концентрацию на повышение доходов с существующих территорий. В 2015 году многие операторы, испытывая финансовые трудности, скорее всего, начнут сокращения и снизят коммерческую активность, в этих условиях, чем тратить ресурсы на запуск новых регионов, интереснее существенно увеличить проникновение в существующих».

«В текущей экономической ситуации и при увеличении стоимости привлеченных средств крупные инвестирования в строительство собственных сетей вряд ли будут закладываться в стратегию развития операторов связи. «Сибирские Сети» планируют прирастать за счет увеличения абонентского охвата на уже существующих сетях», — пояснила Елена Андреева.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

 

Рынок ШПД в кризис:расти нельзя оптимизировать - ФотографияАлександр Соловьев, генеральный директор ТТК-Западная Сибирь

— Какие сегменты, на ваш взгляд, будут являться драйверами роста телекомрынка в 2015 году?

— В 2015 году драйвером роста рынка останутся малые города с численностью населения менее 100 тыс. человек, проникновение Интернета в которых составляет всего 20–25%.

К драйверам роста нашей компании в 2015 году мы относим развитие телевидения. Важную роль играет и развитие дополнительных сервисов, таких как автоплатежи, бонусные программы, файлобменная сеть, детский Интернет.

Платежеспособный спрос на услуги связи сохранится в сегментах B2C и B2B. В связи со сложной экономической ситуацией можно ожидать сокращения числа контрактов в сегменте среднего и малого бизнеса.

— Стоит ли ожидать роста цен на услуги ШПД в 2015 году? Планируете ли вы повышать цены?

— Мы не ожидаем снижения абонентской платы за доступ в Интернет в ближайший год. Скорее всего, цена будет расти только на те товары и услуги, стоимость которых зависит от курса иностранной валюты (клиентское оборудование: маршрутизаторы, приставки, иностранные каналы в составе пакетов каналов платного телевидения). При этом будет расти средняя скорость доступа в Интернет, для абонентов это хорошая новость.

— Каковы ваши прогнозы относительно дальнейшего развития рынка ШПД в Сибири в 2015 году?

— В 2015 году сохранится тенденция перераспределения абонентов между операторами связи. В борьбе за пользователей провайдеры будут совершенствовать качество услуг, предлагать новые сервисы и делать ставку на индивидуальный подход. Сложная экономическая ситуация, скорее всего, заставит многих операторов пересмотреть свои планы по строительству сетей и сосредоточиться на увеличении проникновения услуг в существующем техническом охвате.

Стоит отметить, что у рынка фиксированного ШПД есть особенность — привязка абонента к месту проживания. В то же время на территории нашей страны в съемных квартирах живет около 30% всего населения. Эта категория абонентов при переезде может с легкостью сменить оператора. Можно сказать, что треть рынка находится в постоянном движении. Поэтому распределение долей на рынке будет постоянно меняться. Абоненты из «нестабильной» категории будут отдавать предпочтение оператору с максимальным техническим охватом, проверенным качеством и богатым набором услуг.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ