Проект «Офис». «Портрет» новосибирского офиса

Кабинет директора центра «Мира»
Кабинет директора центра «Мира»

«КС» подводит итоги проекта «Офис». С октября 2013 года по январь 2015 года редакция исследовала 10 современных и нестандартных офисов новосибирских компаний самого разного профиля деятельности. Постоянными экспертами рубрики выступили заместитель директора компании «Алкос-Комфорт» Виктория Асанова и главный дизайнер дизайн-студии «4 угла» Елена Каптерева. По их обоюдному мнению, сибирские компании все чаще задумываются о проектировании офисного пространства, ведь это не только имиджевая составляющая, но и показатель определенного веса на рынке. Подробнее то, какие компании уделяют данному аспекту большее внимание, что делает офис привлекательным, а что, наоборот, отталкивает, «КС» обсудил с экспертами рубрики.

— В ходе проекта «Офис» было рассмотрено десять различных офисов Новосибирска. Какое в целом впечатление они произвели на вас? Какие вsводы о дизайне офисных пространств города можно сделать?

Елена Каптерева: Порадовало, что в Новосибирске все-таки есть люди, которые готовы вкладывать в дизайн офисных пространств. Большинство бизнесменов привыкли, к сожалению, инвестировать в дизайн собственного дома, квартиры, нежели офиса. Руководителей компаний, придерживающихся мнения, что все-таки офис — это лицо компании и туда нужно вкладывать деньги, а не только брать из бизнеса, пока меньше. Мы привыкли к тому, что разрабатываются дизайны кафе, клубов, салонов красоты, фитнес-центров, клиник. Так почему бы не сделать офис? У иностранных компаний в большей степени развито понимание того, что офис должен иметь презентабельный вид, но постепенно мы тоже к этому подтягиваемся.

Виктория Асанова: Я заметила, что интересные офисы в Новосибирске в основном у тех компаний, деятельность которых тем или иным образом связана с творчеством — это мебельщики, строители, дизайнеры. Последние особенно!

Е. К.: — Их профессия обязывает творчески подходить к оформлению офиса.

В. А.: Для остальных компаний преимущественно характерен унитарный фирменный стиль. К примеру, если московская или международная компания открывает свой филиал в Новосибирске, она обязана придерживаться стандартов своего корпоративного стиля по так называемому брендбуку, и никак иначе. Тут уже нет полета для творчества, все уже придумано заранее.

— Таким образом, получается, мы можем утверждать, что для некоторых профессиональных сфер характерны определенные стили в интерьере?

В. А: — Пожалуй, да. В частности, меня удивил офис центра «Мира». Он сделан исключительно для сотрудников — основной поток клиентов проходит по иным помещениям. Тем не менее к оформлению офиса руководство подошло креативно, а не спустя рукава. Продуманы все детали, причем даже с долей юмора в отдельных элементах. И это наша, новосибирская компания.

Е. К.: — В противовес этому у всех банков, которые мы посетили, прослеживается собственный, характерный стиль, соответствующий брендбуку. Он разрабатывается единожды и применяется в оформлении всех отделений во всех городах присутствия банка, что, впрочем, делает его узнаваемым для клиентов.

В. А: — По сути, исключение составляет лишь разная конфигурация зданий. Но выбрать, какую стену покрасить в тот или иной цвет, куда поставить стойки — не такая уж сложная задача. Поэтому у отделений банков получается быть похожими как две капли воды. Это их фирменное отличие. Помимо банковской сферы, интересные решения интерьеров офисов характерны для строительных и производственных компаний. Эта особенность заметна на примере «Новограда», «Метаприбора», «Мастер и К».

Можно ли говорить о том, что в дизайне офисов крупных международных компаний и местных новосибирских прослеживаются определенные различия?

Е. К.: — Мне показалось, что местные компании выделяют на дизайн офисов большие бюджеты, нежели международные игроки. К примеру, офис Orange — оформлен в стиле минимализма, украшен, по сути, только фирменными наклейками из самоклеющейся пленки Oracal. Philip Morris Sales and Marketing пошел по схожему пути, сделав акценты на необычных перегородках и наклейках на стеклянных поверхностях. На их фоне тот же «Новоград», центр «Мира», «Мастер и К», «Метаприбор», по визуальной оценке, вложили гораздо больше средств в собственные офисы. То же самое можно сказать и о федеральных компаниях. К примеру, банки также ограничиваются лаконичным интерьером, разбавляя его яркими деталями в фирменных оттенках.

В. А.: — Возможно, это связано с тем, что у большинства местных компаний помещения находятся в собственности. Однако и здесь есть исключения: в центре «Мира», несмотря на то что помещение в аренде, основатель проекта Андрей Алексеев не побоялся сделать стильный, современный интерьер, который выдержан как в зоне, предназначенной для пребывания клиентов, так и в офисной части. То же самое могу сказать об офисе Magora Systems — настроение в нем создают сочные динамичные цвета, в которые компания не побоялась покрасить стены, несмотря на арендованное помещение.

Е. К.: — В крупных международных компаниях, как правило, царит принцип равенства, это характеризуют неизменные «опен спейс»-пространства, прозрачные стены и скромность кабинетов руководства. Пристальное же внимание такие компании уделяют локации, отдавая предпочтения крупным бизнес-центрам класса «А» и «В», расположенным в центральной части города.

В. А.: — К слову о международных компаниях, в той же Европе довольно редко можно встретить интересные интерьеры. Все достаточно четко и лаконично. Тратятся преимущественно представители творческих профессий — дизайнеры, программисты, рекламные агентства и архитекторы.

— На ваш взгляд, какие стили пользуются сегодня наибольшей популярностью в дизайне офисных пространств в Новосибирске?

В. А.: — В основном в офисах, которые мы увидели, были представлены современные стили. Классика встречается все реже, и как правило, в дизайне статусных компаний давно присутствующих на рынке. Это связано с тем, что классический стиль требует больших материальных вложений. Разница в цене очень заметна, и для многих компаний это является решающим фактором в процессе проектирования.

Популярность постепенно набирает лофт, яркий пример тому — последний рассмотренный в ходе проекта офис студии дизайна Feel Factory. В него — заезжай и работай, это, конечно, с одной стороны и заслуга арендодателя, лофта «Мельница», но с другой — подобный стиль не требует обязательной отделки и дорогостоящей мебели. Деревянные столы Feel Factory идеально вписались в интерьер и не «съели» у команды значительную часть бюджета.

Какой тип планировки и организации офисов сейчас актуален?

Е. К.: — На мой взгляд, планировка в формате «опен спейс», когда рабочие зоны разграничиваются лишь перегородками, сейчас находится на пике популярности. Порой перегородок нет вовсе, как мы видели в Feel Factory, — все сотрудники сидят вместе. Это экономит и место, и средства. Поэтому можно сделать вывод, что кабинетная система в Новосибирске постепенно сдает позиции.

Какие минусы в организации офисного пространства вы заметили в ходе проекта?

Е. К.: — В офисе Бинбанка мне показалось несколько странным расположение кухни и гардероба в подвальном помещении. Понятно, что компания это делала для себя, а не для клиентов, но, по моему мнению, это не лучшее решение.

В. А.: — Соглашусь с Еленой. Помещение не продумано, сомневаюсь, что сотрудники чувствуют себя там комфортно, к тому же это зона отдыха, где априори должно быть комфортно. Впрочем, данный филиал Бинбанка сам по себе очень компактный и занимает всего 143 кв. метра. Большая часть зала отдана под клиентское обслуживание. Решающим фактором при выборе данного помещения у руководства Бинбанка, думаю, было месторасположение — пешеходный трафик на Вокзальной магистрали очень высок.

Относительно других офисов что-то подобное не вспоминается, все достаточно продуманно и взвешенно.

Е. К.: — Я бы еще добавила, что если мы говорим о банках, в противовес Бинбанку «Левобережный» продумал абсолютно каждую деталь, но сделаем скидку на то, что это был головной офис компании.

Какие элементы офиса, наоборот, делают его привлекательным для сотрудников и клиентов? Приведите примеры на рассматриваемых офисах.

Е. К.: — Мне понравился гостеприимный интерьер Philip Morris Sales and Marketing. Сразу на входе гостей встречают девушки за фирменной стойкой ресепшен, здесь же расположен гардероб, стоит диван и столик для ожидания, отсюда практически сразу можно попасть в конференц-залы. Хорошая логистика офиса. Отдельного внимания заслуживает кухонная зона и помещение для курения с видом на центр города с высоты 17-го этажа. Запоминающаяся оранжевая кухня и, насколько я помню, порядка 10 видов кофе, которые можно сделать в кофемашине, располагают к продуктивному отдыху в обеденный перерыв! Подход к планировке офиса и отношению к своим сотрудникам компании Philip Morris Sales and Marketing заслуживает уважения.

Офис компании «Метаприбор» приятно удивил панорамными окнами с видом на парк «Сибирь-Хоккайдо». Такой интерьер, на мой взгляд, вдохновляет и придает статус. К тому же за счет больших окон создается иллюзия, что офис расположен высоко, а не на уровне первого этажа.

В. А.: — Хороший вид из окон также мы видели в Feel Factory. Такой суровый индустриальный пейзаж под стать самому зданию лофта «Мельница».

Считаю, что привлекательность офису придает в том числе наличие «интересных» зон отдыха с настольным футболом, аэрохоккеем, бас-гитарой, игрушечными пистолетами и другими вещами. Это один из элементов, который абсолютно точно делает пространство привлекательным для сотрудников. Но стоит сделать оговорку, что позволить себе это могут компании определенного профиля, а именно — творческого. В банке, примеру, аэрохоккей не поставишь, да и вряд ли банковский служащий во время обеденного перерыва пойдет «расстреливать» коллег из игрушечного пистолета, регламент не тот и атмосфера в целом.

Также мне понравились шаржи на коллег в офисе Magora Systems, в том числе и на руководство компании, это говорит о том, что сотрудники раскрепощенно относятся к вышестоящему начальству и им нравится их работа. Подобные взаимоотношения коллег с управляющими сегодня встречаются все чаще, и это не может не радовать.

Какой из офисов вам запомнился больше всего? Почему?

В. А.: — Один выделить сложно, поэтому назову два. Это Feel Factory и центр «Мира». Относительно первого — мне как дизайнеру очень импонирует стиль лофт. И Feel Factory очень гармонично вписались в его концепцию, причем как с деталями интерьера, так и концепцией компании в целом. Для студии дизайна лофт, на мой взгляд, — идеальное решение!

Что касается центра «Мира», здесь в отделке интерьера по максимуму были использованы натуральные материалы, что, опять же, как и в случае с Feel Factory, отражает общую концепцию. Стиль продуман до самых мельчайших мелочей: даже таблички на дверях кабинетов «Миры» украшены мини-икебанами из настоящих цветов. Видно, что руководство подумало обо всем.

Е. К.: — Я тоже остановлю свой выбор двух офисах — центра «Мира» и «Метаприбора». Последний из них отражает полноценную, завершенную концепцию лофта. А пребывая в центре «Мира», складывается ощущение, что компания вложила в интерьер душу, уделив внимание абсолютно всему. И в этом офисе очень приятная, домашняя атмосфера, в которой, думаю, сотрудникам приятно находиться.

— Каким должен быть правильный интерьер офиса, с вашей точки зрения как профессионала? Видели ли вы в ходе проекта «Офис» что-то близкое к данному идеалу?

Е. К.: — Да, близкие к идеалу офисные пространства в ходе проекта я видела. Мне кажется, это офисы центра «Мира», «Метаприбора», Feel Factory и Philip Morris Sales and Marketing. Данные офисы отличает взвешенный подход к проектированию и реализации офисного пространства, с точки зрения как сотрудников и гостей, так и руководства. В них легко работать, творить, а не думать о том, как бы быстрее уйти домой. Руководство вышеперечисленных компаний при этом не строит себе «хоромы», ограничиваясь стильными, лаконичными решениями в духе общей концепции. Пожалуй, такой подход и можно считать идеальным сегодня.

В. А.: — Отмечу как близкий к совершенству, с моей точки зрения, офис «Метаприбора». В нем мы увидели и зонирование, несмотря на «опен спейс», хорошую переговорную, самодостаточную кухонную зону, входную группу. Считаю, что это идеальный офис: он выполняет и представительскую, и рабочую функции, и к тому же вдохновляет.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Ольга Ионина, руководитель дизайн-студии Domion:

Офис, намеренно или случайно, всегда выступает аватаром своей компании. Ценности компании, на мой взгляд, можно проследить, посмотрев на то, как выглядит офис. Так, если руководство вдохновляется здоровым образом жизни, то в реализации мы увидим натуральные отделочные материалы, экостиль и удобные рабочие места, если это творческая молодая компания, скорее всего, это будет лофт, а в офисе вы наткнетесь на дружеские шаржи или настольные игры. Если это производственная компания, которая гордится своим производством, в отделке офиса можно увидеть их собственную продукцию. Безликий офис может быть только у безликой компании.

Если говорить о привлекательности офиса для сотрудников, то тут действуют простые правила, которые сводятся, по сути, к двум составляющим: комфортно и красиво. Рабочее место сотрудника должно быть хорошо оборудованным и удобным, офис в целом — иметь комфортное освещение. Если есть недостаток в дневном свете, то его необходимо компенсировать хорошо продуманным искусственным светом, потому как плохое освещение понижает работоспособность — быстро устают глаза, а в офисе без окон вообще вряд ли найдутся желающие работать. Безусловно, в помещении обязательно должна быть оборудованная мини-кухня и отремонтированные чистые санузлы.

Что касается зоны отдыха, то тут все немного сложнее: кому-то нужно кресло с пальмой и чашка кофе, а кому-то аэрохоккей. Здесь стоит задуматься о том, чем увлекаются ваши сотрудники, чем занимаются на досуге, и идти к ним навстречу в обустройстве офиса. В одном офисе, с разрешения руководства, сотрудники повесили баскетбольное кольцо и вместо перекуров ходят играть в баскетбол. Люди проводят очень много времени на работе, и красивое чистое удобное рабочее место может стать хорошим бонусом к зарплате. К тому же клиент всегда оценит здоровую и дружелюбную обстановку в вашем офисе.

Совместно с постоянными экспертами рубрики «Офис» редакция выделила пять наиболее современных, интересных, но при этом грамотно спроектированных как для сотрудников, так и для клиентов, офисов. Ими стали:

 

1. Номинация «Масштабный подход» — ГК «Мастер и К»

 

2. Номинация «Креативное решение» — центр «Мира»

 

3. Номинация «Стиль в деталях» — ГК «Метаприбор»

 

4. Номинация «Функциональность и комфорт» — компания Philip Morris Sales and Marketing

 

5. Номинация «Представительский офис» — ГК «Новоград»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ