Сергей Боярский: Найти разумный компромисс

В эксклюзивном интервью «КС» министр строительства Новосибирской области СЕРГЕЙ БОЯРСКИЙ оценил эффективность направления вектора развития строительной отрасли и рассказал о том, как будут распределяться функции управления при развитии агломерации региона, что предпринимается министерством для ускорения обеспечения застройщиков техусловиями и чем чревато введение ФЗ-171.

Сергей Владимирович, поделитесь, пожалуйста, вашим прогнозом состояния строительного комплекса Новосибирской области. Приходится ли уже корректировать планы?

— Учитывая итоги прошлого года, серьезных оснований для беспокойства пока нет. В Новосибирской области сданы рекордные 2,2 млн кв. м. По тем программным документам, которые субъект на сегодняшний день имеет, плановый объем ввода в 2015 году — 1,8 млн кв. м. Думаю, что это абсолютно достижимый рубеж. В штатном привычном режиме до конца второй декады февраля уточняется перечень объектов, которые планируются к вводу в текущем году. После этого, я думаю, мы уже сможем оценить реальный объем ввода жилья.

— Какие условия для этого создаются?

— Федеральное правительство заявило о своем намерении сохранить основной инструмент стимулирования жилищного строительства — доступную ипотеку. На примере Новосибирской области можно сказать, что доля ипотечных сделок в общем объеме продаж составляет от 30% до 40%, но это касается только первичного рынка, а если говорить об общем объеме ипотеки, то это порядка 42 млрд руб., что сопоставимо с объемом инвестиций в жилищный сектор строительной отрасли региона.

— За счет чего обеспечат доступность ипотеки?

— Для поддержания доступной ставки в 12–13% планируется предпринять ряд мер государственной поддержки для компенсации разницы между рыночной ставкой и ставкой доступной ипотеки. Сейчас как раз идет выработка соответствующего механизма. Надежда на реализацию этой меры позволяет с оптимизмом смотреть на дальнейшее развитие жилищного строительства.

— К какому сроку планируют выработать механизм?

— Мы рассчитываем, что до конца I квартала 2015 года основные решения будут приняты.

Как вы оцениваете эффективность существующих форматов взаимодействия с участниками отрасли?

— Уже в течение многих лет представители министерства, профильного департамента мэрии, а также других властных структур и надзорных органов проводят регулярные встречи и консультации с крупными застройщиками и представителями стройиндустрии. Подобные встречи проводятся в формате регулярных заседаний «Регионального делового клуба строителей» (РДКС). И в течение этих лет, на мой взгляд, нам удается находить такие решения, которые устраивают все стороны: и представителей власти, и застройщиков. Считаю, что на сегодня это наиболее эффективная площадка для спокойного обсуждения, профессионального анализа проблем и взвешенного сбалансированного подхода к принятию решений. На мой взгляд, результаты, достигнутые строительной отраслью Новосибирской области, во многом определены решениями, формируемыми на площадке РДКС. Очередная встреча в деловом клубе состоялась 11 февраля. На этой встрече мы как раз обсудили меры по поддержанию стабильной ситуации в отрасли. Наши предложения мы предварительно направили в СРО, РДКС.

Насколько нам известно, одно из предложений председателя РДКС Майиса Мамедова как раз заключается в компенсации процентной ставки по кредиту до сдачи объекта. Что еще предлагает министерство?

— Сохранить уровень ипотечного кредитования на прошлогоднем уровне — основная, но не единственная мера. Часть механизмов мы уже апробировали в 2008–2009 годах. В данном случае речь идет о том, чтобы найти понятный и легитимный вариант реструктуризации задолженности по арендной плате застройщиков, необходимо разработать законные методы индексации этой платы в случае превышения нормативного срока строительства. С этим сталкиваются застройщики, выигравшие право аренды на комплексных площадках, которые полностью должны быть освоены в течение трех лет. В то время как для таких территорий необходимы более длительные сроки. Поэтому нам с городскими коллегами здесь предстоит определить критерии оценки условий освоения комплексных площадок в целях сокращения нагрузки на застройщиков. Естественно, будет учитываться и мнение депутатского корпуса. Активно обсуждается сохранение преференций для местных застройщиков при реализации муниципального заказа при соблюдении всех конкурентных процедур ФЗ–44. Также важны в условиях напряженного бюджета все меры стимулирования спроса, в том числе меры по стимулированию индивидуального жилищного строительства в сельских районах области. Регион сейчас интенсивно гасит кредиторскую задолженность, образовавшуюся в предыдущие периоды. В начале II квартала мы определенно вернемся к возобновлению финансирования программ по стимулированию спроса.

Какова эффективность программ?

— За счет мер регулирования спроса радикально вырос объем ввода объектов на сельских территориях. В целом прирост объема ввода в Новосибирске по сравнению с 2013 годом составил 22%, область «приросла» на 28%. Что же касается индивидуального жилищного строительства, то здесь рост уникальный — порядка 60%. Администрацией Новосибирской области были найдены меры, которые позволили простимулировать застройщиков на сельских территориях и спустя три года получить конкретный высокий результат. С начала 2010 года рассмотрено 16 тыс. заявлений застройщиков, из них 6 тыс. уже завершили строительство. Общий объем поддержки от региона на развитие индивидуального жилого строительства в районах области в 2014 году составил более 1 млрд руб.

— Какие районы наиболее успешно работали в сфере строительства?

— Значительно увеличили объем квадратных метров Новосибирский, Ордынский, Мошковский, Колыванский, Барабинский, Тогучинский, Куйбышевский и Коченевский районы.

— По какому пути будет происходить развитие агломерации и какие комплексные площадки предлагаются застройщикам?

— В настоящее время проводится планомерная работа по развитию Новосибирской агломерации с проведением градостроительной политики на принципах межмуниципального сотрудничества, способствующей повышению инвестиционной привлекательности территорий. Постановлением правительства Новосибирской области от 28.04.2014 № 186-п утверждена схема территориального планирования Новосибирской агломерации. В первую очередь это реализация мероприятий схемы путем постановки задач формирования зон опережающего развития и реиндустриализация.

Проведены организационные мероприятия, сформированы рабочие группы по сопровождению создания трех зон опережающего развития: «Наукоград» — в границах Советского района города Новосибирска, частично города Бердска, рабочих поселков Кольцово и Краснообска, Мичуринского и Барышевского сельсовета; «Аэросити» — в границах города Обь, Криводановского и Толмачевского сельсоветов Новосибирского района и Прокудского сельсовета Коченевского района; «Строительно-производственный кластер» — в границах города Искитима, частично города Бердска и нескольких сельсоветов Искитимского района.

Данная работа потребовала координирования деятельности профильных министерств, муниципальных органов власти, ресурсоснабжающих организаций в определении подходов к стратегии реализации и форм взаимного сотрудничества. Каждая из трех намеченных к реализации зон опережающего развития уникальна. На основании проведенных консультаций принято решение о разработке научно-исследовательских и проектных работ по формулированию концептуальных подходов к развитию территории с выстраиванием благоприятного инвестиционного режима. Планируется проведение анализа текущей ситуации в обеспечении градостроительной деятельности, программных документов социально-экономического развития в границах территории зон опережающего развития, состояния системы расселения, инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, жилищной обеспеченности, мест приложения труда. Отдельной задачей является определение возможных земельных ресурсов и уточнение границ территории для развития данных зон.

— Планируете ли проводить какие-либо мероприятия с целью привлечения интереса к сельским территориям городских застройщиков?

— Для начала планируем доработать и согласовать схему территориального планирования (СТП) и правила застройки и землепользования в муниципальных образованиях с СТП Новосибирской агломерации. В 2015 году планируется разработка комплексной транспортной схемы Новосибирской агломерации — это первоочередная задача. Как только появятся транспортный каркас и проекты планировки, то появятся проектное положение земельных участков планируемых под комплексное освоение. Ровно также были в свое время определены территории комплексного освоения в городе.

— Сергей Владимирович, возвращаясь к соглашению об информационном взаимодействии, можно ли говорить об особой позиции Новосибирска, которую мэр обозначил еще в прошлом году в начале работы над этим документом?

— В настоящий момент текст этого документа находится в процессе согласования, и мы, учитывая мнение руководства Новосибирска, его корректируем. Затем вынесем соглашение на обсуждение и попробуем найти компромисс.

— Как город и область планируют взаимодействовать? Мэр в этот раз на активе строительной отрасли даже озвучивал свои не оправдавшиеся опасения на тот счет, что министерство может «подмять» город.

— Департамент строительства и архитектуры мэрии г. Новосибирска — самодостаточный орган управления. Его полномочия определены и защищены формой федерального законодательства. Специалисты, работающие в этих подразделениях, имеют высокий уровень профессиональных компетенций и не нуждаются в мелочной опеке. Министерство строительства взаимодействует с подразделениями мэрии г. Новосибирска при разработке документов территориального планирования, при сопровождении процесса ввода жилых домов и оптимизации технических условий при разрешении ситуаций с проблемными объектами, при разработке нормативных документов по отраслевой компетенции.

С 1 марта вступает в силу ФЗ-171. С какими изменениями столкнутся участники рынка?

— 23 июня 2014 года был подписан федеральный закон № 171 «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», вступающий в силу с 1 марта 2015 года, за исключением отдельных положений. Закон устанавливает порядок образования земельных участков и регулирует предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Ввиду того, что земля всегда есть основа любой хозяйственной деятельности, указанный федеральный закон имеет ключевое значение. Он окажет управляющее влияние на земельные отношения.

Формирование и предоставление земельных участков полностью замыкается на документы территориального планирования, что создает среду для рационального и гармоничного развития территорий.

Введение новых требований к формированию и предоставлению земельных участков блокирует действующие программы, используемые для решения проблем граждан, пострадавших от действий недобросовестных застройщиков. Так, в новой редакции законов не предусмотрена возможность предоставления безвозмездно в собственность земельных участков для разрешения ситуаций по проблемным объектам. В настоящее время в федеральные органы власти направлено консолидированное мнение региональной и муниципальной власти, представителей строительной и инженерной отрасли, общественных организаций с предложением сохранить эту норму закона, которая позволяет эффективно вести достройку проблемных объектов.

Как принятие этого закона может повлиять на ускорение сроков выдачи разрешений на строительство?

ФЗ–171 оптимизирует процедуру предоставления земельных участков под строительство с сокращением сроков. Это, разумеется, позволит сократить сроки подготовки и выдачи разрешения на строительство.Кроме этого, в ходе встреч с застройщиками мы сформировали, как это принято сейчас называть, «дорожную карту» и пытаемся модифицировать регламенты с тем, чтобы сократить количество процедур и сроки при подготовке и выдаче разрешений на строительство.

— Какие меры предпринимаются для ускорения обеспечения застройщиков техническими условиями?

— Это также одна из важных задач. Регламенты здесь прописаны как отраслевые, так и федеральные. Гарантией предоставления комфортных технических условий является согласованное с планами развития территорий строительство объектов инженерной инфраструктуры на основании утвержденных инвестиционных программ коммунальных предприятий. Хотя объективно нужно признать, что в условиях жесткого регулирования тарифов непросто найти источник финансирования, обеспечивающий адекватные темпы строительства инженерных сетей.

Как обстоят дела с реализацией проекта МФК «Новосибирск-Сити», задуманном ЗАО «Олимпик-сити»?

— Это отдельный проект, который сопровождает город в пределах своей компетенции. Инициаторы проекта продолжают его поддерживать, мы находимся с ними в диалоге, но назвать на данный момент конкретные сроки реализации этого проекта я бы не рискнул. Но то, что он остается актуальным — это факт.

— Подводя итог, как в целом охарактеризуете политику в области строительства?

— Достигнуты результаты, общий объем ввода жилых объектов и объектов иного назначения говорит о том, что меры по созданию условий для опережающего развития строительной отрасли адекватны сегодняшним требованиям населения и бизнеса. Хотя мы понимаем, что до полной гармонии реализации строительных проектов предстоит пройти еще очень долгий путь, прежде всего в плане достижения большего вовлечения населения в процесс формирования решений по строительству на конкретных территориях. Здесь очень важно найти разумный баланс интересов инвестора и общественности.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Алексей Джулай, генеральный директор компании «Дискус Плюс»:

— 2014 год был благоприятен в целом для всей строительной отрасли. Город Новосибирск ввел в эксплуатацию наибольшее количество жилья, чем за предыдущие годы. Наша строительная компания всегда активно взаимодействует и сотрудничает со всеми профильными структурами государственной и муниципальной власти. Хочу отметить и поблагодарить за плодотворную совместную работу министра строительства Новосибирской области Сергея Владимировича Боярского, начальника департамента строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска Алексея Валерьевича Кондратьева, начальника управления архитектурно-строительной инспекции Анатолия Ивановича Мотыгу.

Что касается кризиса и принятия в связи с этим антикризисных мер, в частности, в строительной отрасли. Сегодня в профильном министерстве Новосибирской области и департаменте Новосибирской мэрии, по моему мнению, работают профессионалы своего дела, люди, умудренные опытом, которые пережили предыдущий кризис 2008 года и вышли из него с хорошими результатами. Все необходимые антикризисные меры и верные решения для разруливания складывающейся ситуации, я уверен, будут приняты.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ