Реиндустриализация: от намерений к ключевым проектам

В начале июля 2014 года губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий анонсировал программу реиндустриализации экономики региона. На прошлой неделе была принята ее концепция. Саму программу, включающую ряд базовых экономических проектов, планируют обсудить на очередном «Технопроме» в июне с участием представителей федеральных министерств и международных экспертов. О предварительных результатах работы над программой, проекте агломерации и конкуренции между регионами «КС» рассказал первый заместитель губернатора Новосибирской области АНАТОЛИЙ СОБОЛЕВ.

— На прошлой неделе была одобрена основа концепции программы реиндустриализации экономики Новосибирской области. Вы удовлетворены проделанной за полгода работой? Что удалось сделать за это время и как дальше будет проходить работа над программой?

— Официально о программе реиндустриализации губернатор объявил 4 сентября 2014 года. До этого были рабочие поездки по районам области, города Новосибирска, где идея отрабатывалась, чтобы понять, как она будет восприниматься обществом. Был создан совет по реиндустриализации, который возглавил Владимир Городецкий и куда вошли председатель Сибирского отделения Российской Академии наук, академик Александр Асеев, генеральный директор ОАО «Сиблитмаш», президент МАРП Анатолий Масалов, руководители крупнейших промышленных предприятий региона, представители научных и образовательных организаций, общественных объединений предпринимателей, органов власти Новосибирской области.

Затем была сформирована группа по разработке концепции программы, утвержден перечень отраслевых групп. Сегодня концепция уже принята, одобрен состав рабочей группы по разработке самой программы.

Отраслевые группы возглавили руководители органов исполнительной власти правительства Новосибирской области, сопредседателями являются представители научного, промышленного, экспертного сообщества. То есть мы, с одной стороны, имеем видение правительства и организационный ресурс, с другой — подход экспертов и бизнеса, которые ничем не ограничены в своем творчестве, могут предлагать любые идеи и проекты.

Я в целом доволен текущим результатом. Мы создали документ, и мне как практику кажется, что в нем заложено достаточно, чтобы двигаться дальше. Его можно чистить, дорабатывать. Но в данном случае лучшее — враг хорошего. Главное — нам удалось разбудить людей, заинтересовать их в совместных действиях. Все понимают, что у нас есть научная, промышленная, образовательная база. Ее нельзя назвать идеальной. Тем не менее разговоры о новых точках роста не означают, что мы оставляем за бортом программы те предприятия нашей промышленности, которые успешно работают по сегодняшним и вчерашним технологиям. Они вносят серьезный вклад в ВРП, их нельзя бросать. Реиндустриализация подразумевает в том числе модернизацию предприятий на базе существующих мощностей и профессиональных навыков. Но основа этой программы — новая промышленность и новая экономика в перспективе 10–15 лет.

В ближайших планах — поразмышлять над организацией работы над программой. На этапе создания проекта концепции мы столкнулись с необходимостью иметь профессиональную команду тех, кто будет ее писать, в дальнейшем организовывать исполнение. То есть людей, которые обладают методологией подготовки соответствующих документов. Ведь программа должна быть понятна не только региональному правительству, но и профессиональному сообществу, федеральным структурам.

— В каком формате будет работать эта команда?

— Вероятнее всего, это будет управляющая компания, состоящая из небольшого числа специалистов. Ее статус еще нужно будет определить. Возможно, мы привлечем к этой работе Институт экономики СО РАН, где методологически понимают, как эту программу компоновать. Все будет зависеть от наших ресурсов, какое количество средств мы сможем на это выделить. На первом этапе нам этих организационных структур должно хватить. Когда мы будем подключать министерства РФ, там, возможно, возникнут новые идеи с точки зрения подготовки и исполнения.

— В чем отличие разрабатываемой программы от прошлых вариантов создания концепции развития территории, ориентированных на прорывные технологии и инновации?

— Мы стараемся вовлечь в процесс максимальное число участников. Те, кто на данный момент вошел в рабочие группы, оказались в авангарде процесса. Это не значит, что для остальных вход закрыт. Уже сейчас очень активны Сибирское отделение РАН и МАРП. Активно сообщество, представляющее наши технопарки и кластеры, малый бизнес, особенно представленный выпускниками НГУ. Я им предложил даже сформировать отдельную рабочую группу.

Для меня главное в этой работе состоит в том, чтобы избежать повторения наших прошлых ошибок. По своему опыту работы в мэрии и в администрации области могу сказать, что раньше мы понимали программу развития как набор планов предприятий. Мы их суммировали, запрашивали отчеты, обрабатывали результаты. Предприятие выполняет план — мы ставим себе плюс, нет — минус. Так или иначе, прибавка к объемам производства все равно присутствовала. Получалось, мы вроде как все сделали верно.

В любом случае реиндустриализация подразумевает набор проектов. Мы должны будем просчитать их синергетический эффект, как они, помогая друг другу, начнут запускать новые бизнесы. Или как будут укрепляться старые, что тоже немаловажно. Идея в чем-то схожа с той, ради которой в свое время создавалась Академия наук — получить центр прогнозирования развития государства на десятки лет вперед. Мы имеем у себя под боком уникальный ресурс в виде Сибирского отделения и можем сориентировать наших ученых на долгосрочное планирование, на поиск будущих точек роста в Новосибирской области.

— Сколько времени есть в запасе у Новосибирской области, чтобы начать реализацию этой программы? Не секрет, что в новых экономических реалиях конкуренция за инвестиции между регионами только возрастает. Правительство РФ в январе утвердило концепцию «ИНО Томск–2020», другие сибирские регионы также проявляют активность.

— Еще не до конца ясно, куда попал Томск со своей концепцией «2020». Для них это скорее возможность поддерживать интерес к области, быть рядом с государственными ресурсами, объем которых в концепции серьезно увеличен. У них своя дорога и свои проблемы. И эти проблемы глубже наших. Даже если мы говорим, например, о самом очевидном преимуществе Томска как образовательного центра, в абсолютных показателях, количество студентов в Новосибирске выше. За нас говорит географическое положение, наличие ведущего научного центра страны, логистика и так далее. Просто масштаб другой. Но, пользуясь случаем, хотел бы пожелать томичам удачи!

Для нас принципиально важно не собирать «верхушки», не ориентироваться на очевидные вещи и не упрощать. Необходимо подготовить зонтичную программу. Все созданные в ее рамках проекты должны в конечном итоге распределиться по отраслевым государственным целевым программам.

Мы бы хотели, чтобы в рамках реиндустриализации развивалось межрегиональное взаимодействие. Есть идея воспользоваться очередным Форумом «Технопром» в качестве площадки, на которой пройдет презентация программы. В таком случае мы сможем привлечь международных экспертов, представителей отраслевой промышленности, ведомства, курирующие мероприятие — а с этого года, помимо Военно-промышленной комиссии, это и Минпромторг, — к ее обсуждению.

Планируется, что одной из тем Форума станут новая промышленная революция, мировые тренды в вопросах реиндустриализации. Это будет повод показать наши наработки, где речь идет и об импортозамещении, и о промышленности, и о медицине, и об образовании, и о сельском хозяйстве. Так же как формирование транспортного каркаса Новосибирской агломерации неизбежно будет влиять на транспортные системы как минимум Томской, Кемеровской областей и Алтайского края, так и программа реиндустриализации не может не влиять на наших партнеров. Мы не можем просто отбросить кооперацию, технологические цепочки, предусматривающие межрегиональное сотрудничество предприятий или игнорировать сложившиеся региональные компетенции соседей.

Очевидно, что конкуренция за технологии и инвестиции будет только нарастать. Поэтому нам нужно стараться максимально привлечь к себе внимание федеральных властей. Одними лозунгами обходиться уже невозможно. Придется предлагать качественные «сутевые» вещи. И мы должны в том числе осознавать, что заинтересовать федеральные ведомства могут только крупные проекты.

— В последнее время много говорится об использовании потенциала новосибирского научного центра, предлагаются различные модели развития Академгородка. Сейчас обсуждают возможность применения здесь закона о территориях опережающего развития. Как вы относитесь к этой идее?

— У нас получается так: выходит новый закон, появляются его толкователи, и все его начинают обсуждать. Но если нет предыстории, наработок, нет и понимания, как его актуализировать в свете имеющихся проектов, как его использовать в «мирных целях».

Что касается ТОРов, закон был написан для Дальнего Востока и Восточной Сибири, на остальной территории России он начнет действовать только через три года. Но эти три года тоже нельзя терять. Сельское хозяйство и оборонная промышленность, которые сейчас активно финансируются государством, не могут ждать пока ТОРы «выстрелят». Мы готовы использовать эту возможность, но не нужно вырывать ее из контекста.

— Как программа реиндустриализации будет соотноситься с проектом создания Новосибирской агломерации?

— Важно понимать, что агломерация подразумевает в своей основе масштабные экономические проекты. Мы сейчас говорим о Наукополисе, Аэрополисе, кластере строительных материалов. Почему бы нам не поразмышлять над рекреационным развитием: горнолыжные комплексы, мощнейший озерный комплекс в Чанах, озеро Карачи. Сейчас это направление нами фактически никак не используется. Допустим, из Новосибирска мы едем отдыхать на Алтай, в горы. Оттуда люди, наоборот, едут отдыхать к нам на «море». Такого количества водоемов, которые можно использовать в рекреационном направлении, нет ни в одном соседнем регионе.

Другой пример — сейчас начал реализовываться проект по строительству нефтеперерабатывающего завода в Куйбышеве, там же будет находиться завод по сжижению газа. Вот готовый кластер. По сути, это забытая вещь из экономической географии — рациональное размещение производительных сил по территории.

Все эти агломерационные моменты уже присутствуют. Например, жители Алтайского края едут в Толмачево, потому что количество рейсов в новосибирском и барнаульском аэропортах не сравнимо. Стоят в пробках, ругаются, но все равно едут. Никто их не заставляет, мы их фактически отгоняем от себя тем, что не можем решить транспортную проблему.

Еще раз подчеркну, агломерация — это набор экономических проектов. В свое время в Минрегионразвития прямо на этом настаивали. Реиндустриализация — также набор проектов. Задача — понять, что здесь может выступать в качестве связующего элемента и синхронизировать обязательно обе программы.

— В этом году, помимо «Технопрома», в Новосибирске пройдут очередная конференция по развитию агломераций и транспортный форум. Их работа на регулярной основе означает, что они доказали свою эффективность?

— На мой взгляд, первая конференция по развитию агломерация прошла очень успешно. На ней были представлены ведущие эксперты в этом вопросе. Обсуждался международный, российский опыт, опыт Новосибирской области. Действовало четыре площадки, которые шли друг за другом в течение шести часов, так что можно было успеть посетить все мероприятия. Наша задача состояла в том, чтобы погрузить в эту тему максимальное число новосибирцев. Мы сразу договорились сделать Новосибирск постоянной площадкой для обсуждения вопросов развития агломераций.

Наш транспортный форум в прошлом году посетило 8 тысяч человек. Для примера: «Транспортная неделя России» собрала 5,5 тысячи. Вообще, на сегодняшний день в регионе сложилась определенная конфигурация работы выставочных площадок по трем основным направлениям. Каждую из них курирует своя федеральная структура. Конференцию по развитию агломераций в России — Минэкономразвития РФ, Транспортный форум Сибири — Минтранс РФ, «Технопром» – Военно-промышленная комиссия и Минпромторг РФ. То есть любой крупный проект мы можем рассмотреть с разных точек зрения и под разным углом. Как он находит себя в агломерационном проекте, какова его транспортная и логистическая составляющая, его инновационный потенциал, вклад в импортозамещение в конкретной отрасли.

Таким образом, мы получаем уникальную для России связку форумов международного уровня с мощной федеральной и региональной составляющей с апреля по июнь. Красноярск, Санкт-Петербург, Сочи конкурируют между собой, рассматривая на своих площадках, по сути, одни и те же вопросы. Мы не претендуем на громкие названия, но получаем на выходе возможность одну и ту же проблему «обыграть» в разных контекстах, выявить ее точки соприкосновения с другими проблемами, получить максимально возможную отдачу для Новосибирской области и в целом для России.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ