Антикризисная политика по-сибирски

Правительство Новосибирской области одобрило региональный план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности. Губернатор Владимир Городецкий призвал принять участие в его формировании бизнес-сообщество и научную общественность. Собравшиеся на круглом столе представители региональных деловых кругов посетовали на высокие процентные ставки по кредитам, призвали выработать четкие «правила игры» и конкретизировать ситуацию по импортозамещению. Свое видение антикризисной программы представили на этой неделе и в Красноярском крае.

Вектор изменений

11 февраля первый заместитель председателя правительства Новосибирской области Владимир Знатков представил на состоявшемся заседании план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности. План больше известен под названием «антикризисная программа», однако и сам губернатор, и его заместитель неоднократно обращали внимание на то, что в нем представлены не просто антикризисные меры, а именно меры по обеспечению продолжения развития экономики.
План включает мероприятия по поддержке основных отраслей, а также по мониторингу ситуации в экономике и социальной сфере. В частности, туда включены мероприятия по поддержке импортозамещения и экспорта, содействию развития малого и среднего бизнеса, оптимизации бюджетных расходов.

На выполнение мероприятий плана в 2015 году выделено 26 млрд руб. Эти финансовые средства уже были заложены в областном бюджете, произошло только перераспределение внутри статей. В частности, на мероприятия по активизации экономического роста и поддержке основных отраслей экономики предусмотрено порядка 17 млрд руб., а также налоговые льготы около 850 млн руб. и государственные гарантии более 1 млрд руб. В ближайшее время план будет дополнен мерами по развитию малого и среднего предпринимательства: сейчас ожидаются федеральные инициативы в этой сфере.

«Региональный план коррелируется с федеральными мерами по развитию экономики и обеспечению социального развития. Механизмы по обеспечению каждого направления регионального плана должны носить выверенный, прикладной характер. В случае необходимости изменений в региональный бюджет правительство области будет оперативно выходить с предложениями в законодательное собрание региона», – прокомментировал программу Владимир Городецкий.

По результатам обсуждения губернатор поручил в течение двух недель всем главным распорядителям бюджетных средств (ГРБСам) разработать «дорожные карты» по реализации конкретных мероприятий – каждому в своей отрасли. Также свои планы первоочередных мероприятий в экономике и социальной сфере должны разработать все муниципальные образования Новосибирской области. Их они должны представить губернатору к 1 марта 2015 года. Владимир Городецкий особо отметил, что актуальнее всего сейчас разработка именно первоочередных мер по стабилизации экономики, которые необходимо начать реализовывать уже в первом квартале, чтобы их эффект стал заметен в текущем году.

Важность диалога

В этот же день в правительстве Новосибирской области состоялась масштабная встреча представителей власти и бизнес-сообщества, на которой были рассмотрены перспективы развития экономики региона. По оценкам корреспондента «КС» на мероприятии присутствовало около 130 человек. Кроме того, в режиме видеоконференции в нем приняли участие представители всех районов области.

Основной доклад сделал первый заместитель губернатора Анатолий Соболев – он развил тезисы, озвученные на заседании по реиндустриализации экономики и напомнил, что основные положения программы будут озвучены на форуме технологического развития «Технопром – 2015» этим летом.

Председатель ассоциации руководителей сельскохозяйственных предприятий НСО Анатолий Степанов выступал также по поручению ассоциации МАРП. Он сделал доклад о развитии аграрных предприятий и организаций в современных условиях, сделав упор на трудностях отрасли. Особо он остановился на необходимости формирования спроса на продукцию местных производителей.

В свою очередь вопросы реализации в регионе кластерной политики затронул гендиректор ОАО «Агентство инвестиционного развития Новосибирской области» Владимир Никонов. А заместитель директора экономики и организации промышленного производства СО РАН Вячеслав Селиверстов поделился точкой зрения о роли и месте Новосибирской области в восточном векторе развития России.

Стоит отметить, что сразу живого диалога у присутствующих не получилось. После официальных докладов был объявлен свободный микрофон, однако желающих выступить практически не оказалось. Тогда министр экономического развития области Ольга Молчанова решила взять слово и высоко оценила важность диалога между властью и бизнес-сообществом. Она обратила внимание, что, хотя в области уже есть опыт практического взаимодействия власти и бизнеса, который в частности реализуется через профессиональные советы, однако зачастую работа заканчивается на этапе обсуждения. После её призывов обсуждение активизировалось, и присутствующие начали выступать.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Новосибирской области Виктор Вязовых обратил внимание на то, что среди основных проблем в работе предприниматели региона выделяют отсутствие внятных и стабильных «правил игры». В качестве примера он привел недавнюю ситуацию с земельной реформой. По его словам, представители малого бизнеса до сих пор ждут какого-либо решения от горсовета, чтобы понять, какими будут правила хотя бы в ближайшее время и оценить судьбу своих проектов. Он отметил, что необходимо способствовать развитию коммуникации с бизнес-сообществом и, прежде всего, в вопросах формирования четкого и понятного правового поля.

Ещё одной проблемой, которую выделили участники мероприятия, стали высокие процентные ставки по кредитам для бизнеса. В качестве меры финансовой поддержки малого предпринимательства было предложено снижение налогов.

Генеральный директор ОАО «Технопарк Новосибирского Академгородка» Дмитрий Верховод отметил, что в программах развития экономики области не хватает конкретики, в частности, определения приоритетных направлений. В качестве примера он привел ситуацию с импортозамещением. По его словам, областной власти стоило бы запросить в соответствующих ведомствах информацию о том, в каких сферах в наибольшей степени упал импорт в последнее время, и затем сосредоточиться на развитии производства именно по этим направлениям, сформировав государственный заказ для бизнеса именно на те товары, в которых нуждается регион.

Обсуждая новые возможности бизнеса, присутствующие вспомнили о постановлении Правительства РФ № 1044 «Об утверждении Программы поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования», которое может помочь в развитии инвестпроектов и на территории Новосибирской области.

Завершая дискуссию, Владимир Городецкий призвал бизнес-сообщество к активному участию в разработке стратегических документов развития региона: «Сегодня для экспертного сообщества есть уникальная возможность. Мы находимся в активной стадии разработки программы реиндустриализации. Если мы будем активными, вовлеченными в этот процесс, с осознанием важности и ответственности этой работы, тогда мы, все вместе, сумеем превратить ваше видение, ваши предложения в действующие механизмы роста экономики и точки развития нашего региона», – подытожил губернатор.

Взгляд из Москвы

Примечательно, что накануне описанных событий, член Совета Федерации Надежда Болтенко выпустила официальное обращение по поводу реализации антикризисных мер в Новосибирской области. Она посоветовала создать региональный список системообразующих предприятий. По ее мнению, такой перечень крупнейших налогоплательщиков и работодателей по всем базовым секторам экономики позволит сфокусировать основные мероприятия по господдержке, чтобы добиваться эффекта, как минимум, отраслевого масштаба.

Также сенатор включилась в работу региональной комиссии по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности. «Принципиально важно наполнить план антикризисных мер конкретикой, понятными экономическими и административными решениями. Политический курс уже сформирован. Все ветви и уровни власти получили установку на консолидацию усилий. Следующим шагом должны стать «дорожные карты» действий министерств и ведомств, содержащие чёткие приоритеты и параметры эффективности. Иначе разговоры о консолидации, объединении усилий будут просто подменять сами усилия, а когда дело дойдёт до конкретных действий конкретных чиновников — непонятно», — прокомментировала Надежда Болтенко.

Видение Красноярска

Анализируя антикризисную стратегию Новосибирской области, уместно сопоставить ее с опытом ближайших коллег из других регионов. Так, правительство Красноярского края также разработало «антикризисный план» для региона на текущий год. Документ готовился специальной комиссией, созданной по распоряжению губернатора Виктора Толоконского 27 января. Основные положения программы были озвучены главой региона на сессии ЗС 12 февраля.

Первым пунктом в нем обозначены вопросы потребительского лекарственного рынка. Работа в этом направлении проводилась и раньше, благодаря чему по итогам января инфляция на данную группу товаров в регионе составила 3,7%, то есть впервые оказалась ниже среднероссийских и среднесибирских показателей. Работа заключается в развитии конкуренции, в частности – проведения продовольственных ярмарок в разных городах края. Кроме того, с сетями заключаются договоренности о предельных торговых надбавках на отдельные группы товаров. Поддержка малого и среднего бизнеса будет заключаться в широком спектре мер – от налоговых льгот до прямой поддержки отдельных организаций. В вопросе поддержки АПК разработан механизм субсидирования процентных ставок по кредитам до уровня ключевой ставки Центробанка, а с ЦБ в свою очередь достигнута договоренность по фондированию кредитов для АПК. То есть банки, вошедшие в эту систему, будут получать компенсации из ЦБ, а сами предприниматели – из краевого и федерального бюджетов. Таким образом, фактически ставка по налогам для сельхозпроизводителей должна составить 3-4%.

Отдельным пунктом обозначена поддержка строительного комплекса и ипотечного кредитования. Здесь сформулировано несколько решений – создание ипотечных облигаций, привлечение средств негосударственных пенсионных фондов. Все это потребует определенных изменений в законодательстве, которые должны быть сформулированы к началу марта.

Серьезные изменения ожидаются в бюджетной политике. В настоящее время в региона наблюдается большой госдолг – более 60 млрд рублей, и «одно дело, когда он обслуживается по ставке 10%, другое – под 30%». Поэтому поставлена задача заменить банковские кредиты на бюджетные. Кроме того, правительство края к 1 марта должно внести свои предложения по сокращению дефицита бюджета с нынешних 18,5 млрд рублей до 5 млрд руб. Причем упор должен быть сделан не на сокращение расходов, а на дополнительные доходы. Возникнуть они должны в частности благодаря изменению курса валют – благодаря большому количеству экспортеров в регионе, по расчетам Толоконского, выручка может возрасти на 30-35%.

Губернатор также отметил важность КЭФ в решении этих задач. Ставится задача сделать упор не на количество заключенных там соглашений, а на их качество – «это должны быть те проекты, которые можно начать реализовывать уже в начале марта». Напомним, что 12-ый красноярский экономический форум «Россия и страны АТР: от политики интеграции к проектам развития» пройдет в Красноярске 26-28 февраля.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ