Чаша переполняется

Переизбыток аптек на единицу площади в Новосибирске и впрямь виден невооруженным глазом. К примеру, на отдаленной от центра Новосибирска улице Учительской в радиусе одной остановки можно встретить семь аптек, работающих под разными брендами.
Переизбыток аптек на единицу площади в Новосибирске и впрямь виден невооруженным глазом. К примеру, на отдаленной от центра Новосибирска улице Учительской в радиусе одной остановки можно встретить семь аптек, работающих под разными брендами.

На прошлой неделе ассоциация фармацевтических организаций Новосибирска отправила письма мэру города Анатолию Локтю и губернатору Новосибирской области Владимиру Городецкому с предложением ввести квоту на открытие новых аптек. Сейчас по их числу на 10 тысяч человек Новосибирск в рамках всей России уступает только Перми и Уфе. Количество аптек в городе приближается к тысяче. По мнению участников рынка, конкуренция в этой сфере обострилась до предела, но это не мешает выходить в город новым игрокам. Есть ли для них место в Новосибирске и что ждет аптечные компании в условиях кризиса, следствием которого является стремительный рост цен на лекарственные препараты, «КС» обсудил с представителями аптечных сетей и экспертами.

Лекарственная статистика

По данным маркетингового агентства DSM Group, в IV квартале 2014 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост российского фармацевтического рынка составил 13,3%. Объем коммерческого сегмента готовых лекарственных средств достиг 204,4 млрд рублей (на 16,4% больше, чем в последнем квартале 2013 года), парафармацевтики — 50,6 млрд рублей (больше на 7,1%), дополнительного лекарственного обеспечения — 16,5 млрд рублей (больше на 30,8%), госпитального сегмента — 61,4 млрд рублей (больше на 5,3%). В целом в денежном эквиваленте объем фармацевтического рынка России в последнем квартале 2014 года составил 333,1 млрд рублей.

По итогам декабря прошлого года объем коммерческого рынка лекарственных препаратов в ценах закупки аптек вырос до 60,5 млрд рублей — на 35,5% выше по сравнению с предыдущим месяцем. Цены на лекарства в аптеках России с начала года выросли на 12,7%.

Ситуация по Сибири

По данным «2ГИС», Новосибирск продолжает занимать первое место в СФО по количеству аптек. На данный момент в городе действует 974 аптеки. На втором месте находится Омск (610 аптек), на третьем — Красноярск (603 аптеки). Наименьшее количество аптек среди сибирских городов с населением более 100 тыс. человек в Норильске — там работает 83 аптеки. В среднем на 14 городов СФО с населением более 100 тыс. приходится 348 аптек.

Вместе с тем, если сравнивать города по количеству аптек на 100 тыс. человек, то больше всего их в выборке приходится на Бийск (91 аптека), Барнаул (61) и Томск (58). Новосибирск находится на четвертом месте (57 аптек), на последнем месте — Улан-Удэ (32 аптеки).

По последним данным «2ГИС», опубликованным 26 января, Новосибирск занимает третье место в России среди городов-миллионников по количеству аптек на 10 тыс. человек с показателем 5,6. На первом месте находится Пермь (6,2 аптеки), на второй строчке — Уфа (5,8 аптеки). Количество аптек в Новосибирске за последний год выросло на 22% (больше только в Екатеринбурге — на 23%). При этом город занимает одно из последних мест по числу аптек, работающих круглосуточно (5%).

Игроки новосибирского рынка

Из 225 организаций, осуществляющих деятельность по продаже лекарственных препаратов (по данным «2ГИС»), первое место занимает служба заказов товара аптечного ассортимента «Аптека.ру» (сервис развивает АО НПК «Катрен»), имеющая в Новосибирске 152 пункта. На втором месте находится муниципальное предприятие «Новосибирская аптечная сеть» (98 аптек). Третью строчку занимает сеть «Аптека Радуга» (52 аптеки). Далее идут сети «Ноль-Боль» (41 аптека), «Моя аптека» (34 точки), «Мелодия здоровья» (31 аптека), сеть аптек-дискаунтеров «Фармакопейка» (30), «Солнышко» (16), «Ромашка» (14), «Бережная аптека» группы компаний «Фармаимпекс» (12).

Среди наиболее активных в Новосибирске аптечных сетей можно выделить «Фармакопейку» (данный бренд в регионе развивает омская компания «Медэкспорт-Северная звезда»). За последние полгода количество этих аптек в городе выросло до 30. Также в начале этого года «Медэкспорт» выкупил 25 аптек сети «Забота», сумма сделки, по данным специализированного издания «Фармвестник», составила примерно 50 млн рублей. Сама компания воздержалась от комментариев по поводу планов по развитию.

В конце декабря в Новосибирск зашла пермская сеть «Аптека от склада» (ООО «Сибирия», учредителями являются Андрей Годовалов и Николай Шаврин), позиционирующая себя как дискаунтер. Компания открыла сеть аптек в городе, часть из них — на месте закрывшихся точек федеральной аптечной сети «36,6». Примечательно, что владельцы «Аптеки от склада» (в сеть входит более 150 аптек в Перми, Ижевске, Кирове) объявили о своем выходе на сибирский рынок в конце прошлого года, и в их планах, по данным «Фармвестника», было занять треть омского рынка: для этого планировалось приобрести сеть «Фармакопейка» в Омске, однако «владельцы не смогли договориться об условиях сделки».

Ижевская группа компаний «Фармаимпекс» (бренд «Бережная аптека) также в конце 2014 года открыла в Новосибирске три аптеки «Норма», работающие без скидок, но с минимальными наценками, совместно с А5 Group.

Стоит отметить, что аптечный рынок является достаточно закрытым в плане комментирования деятельности его участников, о чем «КС» уже не раз упоминал. На момент публикации получить комментарии от представителей ООО «Сибирия», ГК «Фармаимпекс» и A5 Group не удалось. В «Медэкспорт-Северная звезда» на запрос «КС» ответили следующее: «Аптечный рынок не закрыт, но у нас есть твердые принципы публикационной практики. В частности, мы не комментируем слухи, высказывания конкурентов, не публикуем свои планы и иную коммерческую информацию».

Как отмечает исполнительный директор Ассоциации фармацевтических организаций Новосибирска Эдуард Майер, помимо прихода в Новосибирск сетей региональных брендов, заметным событием стало открытие новосибирской компанией ООО «ТВЦ-1» аптечных пунктов в переходах Новосибирского метрополитена. Майер подчеркивает, что условия для работы аптек в метро не совсем подходящие, и ассоциация будет следить за тем, чтобы соблюдались все необходимые требования.

Директор по развитию АО НПК «Катрен» Анатолий Тенцер, напротив, считает, что кардинальных изменений на рынке в прошлом году не произошло: «Были слияния-поглощения, но существенно ландшафт рынка они не изменили».

Все плотнее и плотнее

По оценкам экспертов и игроков рынка, аптечный рынок Новосибирска переполнен. По словам Эдуарда Майера, на прошлой неделе были отправлены письма губернатору Новосибирской области Владимиру Городецкому, мэру Новосибирска Анатолию Локтю, депутатам с предложением ввести квоту на открытие новых аптек и дать ассоциации право входного контроля. По мнению Майера, одна из главных проблем — высокая плотность аптек в Новосибирске и недостаточно развитая система лекарственного обеспечения в области.

Стоит отметить, что переизбыток аптек на единицу площади и впрямь виден невооруженным глазом. К примеру, на отдаленной от центра Новосибирска улице Учительской в радиусе одной остановки можно встретить семь аптек, работающих под разными брендами.

«Аптеки стремятся открывать там, где есть большой поток потенциальных покупателей. Новосибирск перенасыщен, а в области есть явная проблема с доставкой лекарств, особенно в небольшие поселения. В фельдшерско-акушерских пунктах, где сейчас разрешено реализовывать лекарства, наблюдается нехватка кадров», — описывает ситуацию исполнительный директор ассоциации. Эдуард Майер подчеркивает, что решать проблемы необходимо посредством привлечения в районы области государственных аптечных сетей, а не частных.

Как отмечает руководитель отдела маркетинга группы круглосуточных аптек «Белая аптека» Элина Пыхалова, ситуация с конкуренцией в Новосибирске приближается к своему пределу: «Думаю, участники фармацевтического рынка со мной согласятся, что необходимо возобновить действие закона, который бы регламентировал минимальное расстояние между аптеками — 500 метров. Возможно, стоит рассмотреть инициативу Ассоциации фармацевтических организаций Новосибирска, которая предлагает ввести ограничение на появление новых аптек. Нездоровая конкуренция, которая сейчас наблюдается на аптечном рынке, прежде всего вредит потребителю, поскольку связана с недобросовестной ценовой конкуренцией».

Как пояснили «КС» в НП «Центр фармацевтической информации» (в партнерство входит 250 аптек Новосибирска, которые предоставляют данные о ценах на лекарственные средства в открытом доступе), одним из негативных факторов влияния высокой конкуренции является то, что небольшим аптечным организациям становится все сложнее существовать на рынке.

Демпинг продолжается

Примечательно, что аптеки, зашедшие и активно развивающиеся на рынке Новосибирска в прошлом году, занимают позицию «дискаунтеров». Эксперты и игроки рынка, не относящиеся к этому сегменту, своего мнения не меняют: дискаунтеры демпингуют для того, чтобы «выдавить» конкурентов.

«Если цена на лекарственные препараты снижена на 5–10%, то это социальная составляющая. Но если сеть продает лекарства по цене на 2% ниже, чем оптовая, то это говорит о недобросовестной конкуренции. После того как конкуренты этих сетей уходят с рынка, цены резко повышаются, чтобы была возможность «отбить» то, что потеряно на демпинге. Эти ребята создают нездоровую конкуренцию на рынке», — отмечает Эдуард Майер.

По мнению Элины Пыхаловой, наличие дискаунтеров — временное явление: «По сути, заявления о низких ценах — это маркетинговый ход, не более. Дело в том, что наценки, которые существуют для аптек, экономически обоснованы. Аптеки, позиционирующие себя как дискаунтеры, на самом деле таковыми не являются — они вынуждены работать в тех же экономических условиях, что и все остальные участники рынка. Цены, которые они устанавливают, на самом деле являются чистой воды демпингом».

Анатолий Тенцер считает, что аптеки-дискаунтеры не могут открываться бесконечно: «В целом ниша небезгранична — дискаунтеры могут существовать только в местах с высокой концентрацией покупателей и обслуживать наиболее частые запросы потребителей».

Лекарство от кризиса

Экономический кризис повлек за собой рост цен на лекарственные препараты. По словам директора МП «Новосибирская аптечная сеть» Владимира Машанова, эксперты прогнозируют в 2015 году рост цен на лекарства на 20%, и одна из принятых для предотвращения дефицита мер — расширение перечня жизненно важных препаратов, в которые дополнительно включено 50 наименований (предельные цены будут устанавливаться государством).

«Новосибирская аптечная сеть» планирует принимать следующие меры по сдерживанию цен на медикаменты: «Мы будем уделять особое внимание точечным оптовым закупкам в квартальном объеме на востребованные препараты в целях сдерживания розничных цен. Сравнительный анализ результатов такой закупки в декабре показал его эффективность», — говорит Владимир Машанов.

По данным «Центра фармацевтической информации», цены на препараты, которые не регулируются, в связи с кризисом уже повысились на 10–30%.

Элина Пыхалова считает, что рынок из-за кризиса может сократиться на треть: «На мой взгляд, российский аптечный рынок ждет новая стадия консолидации, когда крупные игроки поглотят более мелких либо просто вытеснят их. С рынка может уйти до 30% игроков, в основном мелкие сети или одиночные аптеки. «Длинные» кредиты сейчас недоступны для дистрибьюторов и сетей, а это сильно осложняет их развитие. Из-за проблем с ликвидностью у дистрибьюторов могут возникнуть проблемы с поставками лекарственных препаратов, из-за чего в аптеках произойдет сокращение ассортимента». По мнению Элины Пыхаловой, многие операторы аптечного рынка отложат планы по развитию до стабилизации экономической ситуации.

По словам Анатолия Тенцера, «Аптека.ру», несмотря на кризис, планирует привлечь еще больше покупателей: «Мы намерены упрочить свои позиции на рынке интернет-заказа лекарств. Сейчас мы активно занимаемся привлечением посетителей на наш сервис и планируем увеличить количество покупателей в 2–3 раза».

«Я думаю, что продолжится обострение конкуренции, потому что аптечный рынок — надежный. Люди всегда будут покупать продукты и лекарства. Фактически все население потребляет те или иные медикаменты. Поэтому в эту область будут стремиться, будут придумываться новые схемы, новые подходы, как удержаться на рынке», — резюмирует Эдуард Майер.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ