Страховой краш-тест

В текущих условиях продолжающегося падения авторынка, и как следствие, возникновения убытков, сибирским страховым компаниям
В текущих условиях продолжающегося падения авторынка, и как следствие, возникновения убытков, сибирским страховым компаниям

Российский рынок страхования переживает серьезные трудности. По предварительным данным, в 2014 году рост составил порядка 10% против 13% в 2013 году. В регионах кризис проявляется острее, и Сибирь здесь не исключение. Хуже всего дела обстоят в сегменте автострахования, на который приходится более трети страхового рынка. По самым оптимистичным прогнозам, авторынок страны сократится в этом году на четверть. В 2015 году страховые компании готовятся к новым испытаниям, понимая, что пережить кризис смогут не все.

Предварительные итоги

Прошедший год оказался довольно драматичным для страховых компаний. События начала года также не дают повода для оптимизма. Рынок страхования напрямую зависит от состояния экономики в целом. Замедление темпов роста собираемой премии, снижение потребительского спроса и кредитования населения, снижение курса рубля — все это привело к росту убыточности страховщиков.

«Характерной чертой последнего времени является неопределенность, которая и формирует настроения участников страхового рынка, — прокомментировал «КС» ситуацию управляющий директор дивизиона «Сибирь» группы «Ренессанс страхование» Евгений И. — Невозможность планирования работы на долгосрочную перспективу, кризис в сегменте автострахования, на который приходится порядка 35% страхового рынка, в значительной степени ослабили позиции многих участников».

Как отмечают эксперты, помимо очевидных негативных факторов, характерных для всей экономики, в самой отрасли накопилось немало проблем. Это и кризис ОСАГО, которое, несмотря на осеннее повышение тарифов, продолжает оставаться убыточным. Новых подходов требуют вопросы страхования туроператоров, а также судебной практики по автострахованию. «Кризисные тенденции вновь вернули на рынок демпинг. Ряд региональных компаний всерьез задумался о прекращении работ. Все эти факторы оказывают дестабилизирующее воздействие на отрасль, которое в текущем году будет усиливаться», — рассказал директор филиала ОСАО «Ингосстрах» в Новосибирской области Дмитрий Шевченко.

По данным Сибирского регионального центра ОАО «АльфаСтрахование», в целом российский рынок страхования по итогам 2014 года увеличился в объеме, несмотря на начавшиеся кризисные явления. По предварительным подсчетам, наблюдается рост чуть менее 10%, по итогам 2013 года отрасль показала увеличение примерно на 13%.

Если говорить об официальных итогах за 9 месяцев прошлого года, то, согласно отчету «Росгосстраха», рост страховой премии в III квартале 2014 года оказался наименьшим с кризисного 2009 года — всего 7,8% по сравнению с III кварталом прошлого года. При инфляции около 10% это означает сокращение рынка в реальном исчислении. В условиях кризиса население предпочло сократить расходы на крупные инвестиционные покупки, к которым часто «привязано» страхование в виде необходимого дополнения.

Региональная специфика

По итогам 9 месяцев прошлого года рост рынка страхования СФО составил 8,8% (для сравнения: темп роста общероссийского рынка — 8%), уточнили в «СОГАЗ». Однако динамика в различных сегментах рынка и источники роста в Сибири заметно отличаются.

По прогнозам «АльфаСтрахования», скорее всего, прирост сибирского рынка по итогам всего 2014 года будет ниже общероссийского. «Если смотреть на результаты первых 9 месяцев, то можно отметить, что в нашем регионе, в отличие от России в целом, спад показывают сегменты добровольного медицинского страхования и каско. По итогам трех кварталов падение составило 6,8% и 2,4% соответственно», — отметил менеджер по маркетингу и рекламе Сибирского регионального центра ОАО «АльфаСтрахование» Роман Ухалов.

В СГ «УРАЛСИБ» оценивают рост рынка страхования в СФО в 2014 году в 7%. По словам руководителя Сибирской дирекции компании Андрея Прокопова, драйверами здесь стали страхование жизни с темпом роста 45–50%, страхование от несчастных случаев благодаря кредитованию, и ОСАГО из-за расширения корпоративных автопарков и повышения тарифов — 14%.

Негативную динамику демонстрируют сборы по добровольному медицинскому страхованию. «Если по итогам 9 месяцев 2014 года ДМС в целом по России показало рост на 10,4%, в СФО наблюдается падение сборов по данному виду страхования на 7%», — уточнил вице-президент, территориальный директор ОАО «СОГАЗ» по СФО Андрей Бобров.

По его словам, отличается также динамика по страхованию имущества юридических лиц (падение сборов на 4,8% в СФО против роста на 6,2% в целом по рынку). При этом страхование имущества физических лиц, наоборот, в СФО показывает опережающую динамику (29,8% в СФО против 21,6% по рынку). По рынку автострахования региональная и общероссийская ситуация не сильно разнятся. Тем не менее в СФО сборы по каско незначительно снижаются, а по рынку в целом наблюдается небольшой рост.

В заложниках автомобильного рынка

Тяжелая ситуация, по мнению участников рынка, сложилась в сегменте добровольного автострахования. По самым оптимистичным прогнозам, в этом году рынок продаж новых автомобилей сократиться на четверть. Эксперты отмечают, что продажи каско будут сокращаться в лучшем случае пропорционально авторынку, а стоимость полиса будет расти в зависимости от того, насколько будут дорожать запчасти и сами автомобили. По данным рейтингового агентства «Эксперт РА», темп прироста сборов по каско во втором полугодии 2014 года уже снизился в четыре раза.

«Притока новых клиентов не наблюдается, корпоративный сектор сбавляет обороты, убыточность растет. Факторов, которые могли бы оказать позитивное действие на рынок, сейчас нет. В связи с этим мы прогнозируем, что по итогам текущего года падение сектора каско будет на уровне 15%», — отметил Дмитрий Шевченко.

В 2014 году происходило значительное увеличение тарифов на добровольное автострахование. Участники рынка приводят различные показатели роста — от 5% до 50% в зависимости от модели автомобиля и территории покупки полиса. Официальная статистика показывает рост средней премии на 7% за девять месяцев 2014 года. Именно настолько увеличилась средняя стоимость полиса каско в российских компаниях, входящих в Топ-12 на рынке автострахования в целом. Средний тариф при этом возрос с 4,71% до 5,12%.

Как отмечают в Сибирском региональном центре «АльфаСтрахование», помимо макроэкономической ситуации, на тарифы каско оказала влияние и правоприменительная практика, складывающаяся в большинстве случаев не в пользу страховых компаний. Она в значительной степени повлияла на финансовый результат деятельности страховщиков.

В текущих условиях перед страховыми компаниями и их клиентами встает задача по поиску альтернатив подорожавшим полисам каско. «Альтернатив достаточно много, — считает Роман Ухалов. — Рынок страхования предлагает различные виды продуктов, в основе которых лежит принцип «плати, как ездишь». В России такая категория получила название «умное страхование». Самым «продвинутым» является страхование с использованием телематических устройств, когда автовладелец через мониторинг собственного стиля вождения может получить значительную скидку на полис».

Второй альтернативой, по мнению представителей «АльфаСтрахования», является страхование с франшизой, когда клиент принимает часть риска на себя, но значительно экономит на конечной стоимости полиса. «Мы уже сейчас видим, что она начала свое распространение в сегменте дорогих автомобилей. Например, использование франшизы в 10 тыс. рублей может снизить стоимость каско на 20–30%. Владелец автомобиля принимает в расчет, что ему будет проще и удобнее не тратить время на заявление, например, царапины и при этом сэкономить на стоимости полиса», — пояснил Роман Ухалов.

По словам Андрея Боброва, у добровольного автострахования есть достаточно большой потенциал (уровень проникновения каско физических лиц не превышает 10% от общего числа эксплуатируемых в стране машин). «Нынешний рост тарифов не может продолжаться долго, так как потребители начнут отказываться от покупки полисов. Поэтому будущее автострахования — за широким внедрением страховщиками продуктов с франшизами, которые позволят сделать полисы автокаско более доступными по цене, и как следствие, повысить интерес клиентов к этим продуктам», — уточнил он.

Тарифные споры вокруг ОСАГО

Если доля каско, говорят участники рынка, сократится из-за снижения объема премий, то доля ОСАГО, наоборот, резко возрастет из-за увеличения тарифов. «Традиционные драйверы теряют свой вес в общем объеме рынка, снижая темп роста. ОСАГО позволит рынку избежать резкого падения», — отметил руководитель Сибирской дирекции СГ «УРАЛСИБ» Андрей Прокопов.

«Одним из значимых событий прошлого года, безусловно, является реформа ОСАГО. Принятие единой методики расчета ущерба, введение нового претензионного порядка, прямого возмещения ущерба, новых лимитов и повышение тарифов. Эти новшества, на наш взгляд, будут способствовать нормализации ситуации на рынке ОСАГО в среднесрочной перспективе», — подчеркивает Роман Ухалов.

Нововведения увеличивают лимит выплат за имущественный вред до 400 тыс. рублей. Уменьшился срок выплат до 20 дней. С 80% до 50% снизился предельно возможный уровень износа деталей. Это значит, что автопарк/запчасти будут обновляться за счет ОСАГО. С введением единой методики расчетов поднимутся страховые выплаты, которые будут приближаться к реальным ценам на ремонт.

С 1 апреля текущего года увеличивается максимальный лимит выплат по «жизни и здоровью» ОСАГО — с 160 тыс. до 500 тыс. рублей. Меняется подход к урегулированию — теперь это не лимит по одному страховому случаю, а лимит выплат по одному пострадавшему. В результате этого изменения произойдет увеличение объема выплат по ОСАГО, а также увеличение убыточности этого вида.

В настоящий момент внимание игроков рынка сосредоточено на тарифной дискуссии по ОСАГО. «Уже сейчас новый тариф недостаточен для того, чтобы сектор обязательного страхования вышел в антикризисное русло развития. Повышения в размере 23–30% было недостаточно. После апрельского увеличения максимального лимита выплат по «жизни и здоровью» уровень недостаточности тарифа ОСАГО возрастет. Судьба самого популярного и распространенного в стране вида страхования сейчас зависит от того, насколько новые меры властей будут продиктованы экономической логикой», — комментирует Дмитрий Шевченко.

По словам Романа Ухалова, для того чтобы ОСАГО стал неубыточным видом страхования, повышение тарифов должно составлять порядка 100% от текущей базовой ставки. Кроме того, должны быть пересмотрены региональные коэффициенты. «В отдельных субъектах Федерации рентабельность вида находится за всеми возможными допустимыми границами», — уточнил он.

Прогнозы

В целом прогнозы по рынку страхования на текущий год неутешительные. Кризис, по мнению большинства респондентов, будет усугубляться. 2015 год переживут не все компании. Эксперты ожидают консолидацию страхового рынка. В частности, были отмечены возможные изменения структуры рынка среди компаний, входящих в первую десятку.

«Как бы банально это ни звучало, текущая ситуация выявит запас прочности страховщиков: выбранной стратегии, внутренних процессов. Конкуренция усиливается, поэтому для достижения плановых показателей рентабельности большинству игроков придется перестроиться: улучшить качество сервиса, увеличить эффективность коммуникации с клиентом, оптимизировать бизнес в целом и отдельные процессы», — отмечает Роман Ухалов.

Участники рынка с осторожностью прогнозируют точечный рост в ряде сегментов рынка на фоне общего падения темпов. «Мы ожидаем роста продаж в сегменте страхования имущества физических лиц, в частности — жилья, в сегменте страхования жизни. Настраиваемся на сохранение позиций в сегменте добровольного медицинского страхования. Несмотря на то что многие компании в этом году несколько урезали программы ДМС, отказываться от этого вида страхования они не готовы», — считает Евгений И.

«Много надежд возлагается на долгосрочное страхование жизни, которое во всем мире играет важнейшую роль, а у нас пока находится в зачаточном состоянии. С января этого года вступил в силу закон о введении налоговых вычетов, который предусматривает, в частности, вычеты по НДФЛ с суммы уплаченных налогоплательщиком страховых взносов по договорам добровольного страхования жизни. Это важное законодательное изменение: в большинстве стран именно введение стимулирующего налогового режима дало толчок становлению и ускоренному развитию страхования жизни», — считает Андрей Бобров.

И все же именно ситуация на автомобильном рынке будет во многом определять положение отрасли на ближайшую перспективу. Без активных мер со стороны государства, уверены участники рынка, усилия отдельных страховщиков будут напрасными.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ