Вадим Репин: «Фестиваль стал для меня делом чести»

Вадим Репин
Фото Алексея Цилера

Транссибирский арт-фестиваль стал одним из ярчайших событий музыкальной жизни региона – может быть, не менее значимым для развития культуры, чем в свое время был Транссиб. Этой весной, с 22 марта по 5 апреля, мы встречаем фестиваль во второй раз, и встреча обещает быть яркой и насыщенной. О программе музыкального путешествия, на сей раз посвященного 175-летию со дня рождения великого Чайковского, в интервью «КС» рассказал его художественный руководитель, выдающийся скрипач ВАДИМ РЕПИН.

─ Вадим, какое у вас настроение накануне второго фестиваля?

─ Настроение прекрасное. В последний месяц у меня не было концертов, удалось побыть дома и уделить достаточно времени подготовке фестиваля. Все знают, какая ситуация сегодня сложилась, и как тяжело нам всем. Но фестиваль должен жить, поэтому мы стараемся находить новые выходы и варианты.

─ Насколько легко было найти взаимопонимание с зарубежными звездами в нынешней политической ситуации?

─ Мы не думаем о политике – для нас гораздо важнее курсы валют. Бюджет фестиваля формируется в рублях, а контракты с зарубежными исполнителями заключается в валюте. Тем не менее, музыканты всего мира сегодня очень сплочены и открыты к сотрудничеству.

— Будем надеяться, что светлые силы искусства помогут преодолеть все сложности. Программа второго фестиваля обширна и разнообразна, какие остановки в этом большом путешествии вам особенно важны?

─ Афиша разнообразная и многожанровая, это один из наших принципов. Например, для меня важно наличие в программе не только симфонической, но и камерной музыки, в том числе поистине гениальных и редко исполняемых сочинений. Детская программа на этот раз будет развернутой, пройдет два концерта, и один из них – с участием легендарного Захара Брона и нескольких поколений его учеников, включая самых молодых. Впервые я услышал их игру в Швейцарии, где недавно был с мастер-классами: некоторые вещи они играют так, что в это трудно поверить. В статусе почетного гостя на фестиваль приедет музыкант-легенда, 93-летний Иври Гитлис, который полон творческих сил и прекраснейшим образом играет на инструменте. Почувствовать энергетику такой личности, мне кажется, уже уникальное впечатление. Будет в программе и гостевой оркестр из Екатеринбурга под управлением Дмитрия Лисса, с которым нас связывают долгие отношения, мы друзья на сцене и за сценой. Уральский академический филармонический оркестр – замечательный коллектив, и один из его концертов состоится с участием знаменитого пианиста Рудольфа Бухбиндера. Это ярчайший представитель австрийской фортепианной школы, руководитель Зальцбургского фестиваля, одного из красивейших на этой планете. Создавая Транссибирский фестиваль, я во многом следовал его концепту программирования. Помню, когда много лет назад он приглашал меня на свой фестиваль, разговор был коротким: «Приезжай и сыграй то, что сегодня является твоим коньком». Мне кажется, это замечательный подход: музыканты с удвоенной радостью играют те произведения, в исполнении которых чувствуют себя героями дня.

─ То есть вы сами приглашаете исполнителей, но даете им возможность выбрать произведения?

─ Да, это действительно так для основной части программы. Кроме того, у нас есть разные концепты. Например, самостоятельный формат детского проекта или особый проект «Урал-Обь», в рамках которого оркестр из Екатеринбурга проедется по нескольким городам Транссиба. Камерный концерт программно основан на моих пожеланиях: мне очень хотелось исполнить уникальный Фортепианный квинтет Танеева, которому мы подобрали достойное обрамление. Надеюсь, публика оценит наши усилия по достоинству.

─ Какие концерты вы считаете приманкой для меломанов, а что готовы рекомендовать широкой публике?

─ Все зависит от вкусов наших слушателей. На мой взгляд, концерт с участием Захара Брона должен стать одной из вершин фестиваля. Закрытие будет замечательным: мы пригласили руководить оркестром главного дирижера Лондонского королевского филармонического оркестра Шарля Дютуа, вместе с ним на сцену выйдет выдающийся виолончелист Александр Князев, чтобы исполнить одно из самых гениальных симфонических произведений, Двойной концерт Брамса для скрипки и виолончели с оркестром. На открытие приедут три феноменальных певца мирового класса: Анна Самуил, Зоряна Кушплер, Дмитрий Попов. Проходных концертов я стараюсь избежать – каждый номер в афише должен быть конфеткой.

─ Один из ваших принципов – мировая премьера в афише. Что будет исполнено на этот раз?

─ На первом фестивале прозвучал концерт «Голоса скрипки» Беньямина Юсупрова, с которым мы чрезвычайно успешно выступили также в Париже, и который в этом году планируем сыграть в Берлине и на Корсике. В этом году мы представим публике Концерт для скрипки с оркестром №3 «De Profundis» Леры Ауэрбах. Можно сказать, что это результат пятилетней работы: впервые мы заговорили с Лерой на тему скрипичного концерта пять лет назад, и буквально на этой неделе я должен получить первый вариант скрипичной партии. Я крайне признателен Лере, которая нашла время и возможность для сотрудничества, ведь сегодня ее имя гремит в Европе: она пишет для лучших оркестров, театров и фестивалей, например, ей заказывают музыку Венская опера и Джон Ноймайер из Гамбургского оперного театра. Ее график расписан на несколько лет вперед. Если говорить о ее музыке, то могу вас уверить – она замечательная. Новосибирцам представится редкая возможность познакомится с творчеством композитора, что называется, с чисто листа, и я не хочу предварять это знакомство длинными комментариями. Уверен, что произведение будет логичным, чувственным и романтичным. Я его очень жду.

─ Будут ли в этом году эксперименты в области балета и кино?

─ Жанровое разнообразие по-прежнему остается одним из наших принципов. Фестиваль откроется концертом, посвященным Чайковскому, где будут исполнены малоизвестные арии из не так часто исполняемых опер Петра Ильича. Я тоже поддержу этот заход на территорию оперы, сыграю кое-что из одной оперы Чайковского, но пусть ее название станет для вас сюрпризом. Что касается балета, то частью фестиваля станет премьера «Спящей красавицы» в Новосибирском театре оперы и балета, в которой на сцену выйдет Светлана Захарова. Это совместный проект нашего фестиваля с Новосибирским театром оперы и балета, и мы очень благодарны за взаимопонимание, желание вместе сделать программу фестиваля более значимой и интересной. Тема оперы тоже будет иметь свое продолжение – мы начнем фестиваль с исполнения оперных арий на филармонической сцене, а вот инструментальное гала в честь Чайковского прозвучит со сцены оперного театра в исполнении симфонического оркестра НГАТОиБ. Оркестры лучших театров мира – на ум приходит Венская опера, Большой и Мариинка – едва ли не половину сезона играют симфонические концерты. Это означает, что музыканты поднимаются из оркестровой ямы на сцену и становятся главным действующим лицом. Мне кажется, будет замечательно, когда оркестр нашего оперного театра предстанет в составе фестивальной программы в роли виртуоза симфонической музыки. На закрытии фестиваля сыграет Новосибирский академический симфонический оркестр, который после опыта прошлого фестиваля я считаю одним из лучших коллективов если не планеты, то континента.

─ Музыка Чайковского для вас актуальна, или это скорее дань юбилейной дате?

─ Чайковский – абсолютный гений, его музыка никогда не потеряет актуальности, не утратит почтения, любви и восторга. Любое его произведение переполнено живым и эмоциями, которые делают нашу жизнь ярче.

─ Первый Транссибирский фестиваль многие запомнили по «Скрипкомании». Будет ли на сей раз в программе необычный концерт?

─ Формат «Скрипкомании» был опробован мной еще до Транссибирского фестиваля – Алексей Игудесман был режиссером концерта в Вербье, посвященного моему сорокалетию. В этом году мы решили показать действительно народную музыку другим способом. Народная музыка и скрипка – это, конечно, цыгане, Венгрия и Румыния. Йожеф Лендвай, на мой взгляд, превосходно владеет этим репертуаром, к тому же концерт в Новосибирске станет первым и для него, и для нашей публики. «Транссибирский табор» не обойдется и без виртуозного дуэта Андрея Романова и Андрея Кугаевского. Думаю, это направление стоит развивать, и надеюсь, что у музыкантов в рамках этого концерта получится интересный фьюжн. Безусловно, я тоже не останусь в стороне – слушать такую музыку, спокойно стоя за кулисами, просто мучение. Устоять будет невозможно, хотя я и не в афише.

─ Закрытие – еще один знаковый момент фестиваля. Насколько я понимаю, Валерия Гергиева как «прогульщика» на сей раз решили не звать?

─ Важный момент: у меня не было и не осталось никаких негативных чувств по отношению к маэстро, потому что я реально понимаю, что значит оказаться в такой сложной ситуации, и, слава богу, что не мне пришлось делать этот выбор. Поэтому его участие или неучастие в этом году никак не связано с финалом первого фестиваля. В этом году предпасхальный период у Гергиева расписан не просто по дням, а по часам, у него просто физически нет времени. К тому же в прошлом году маэстро все-таки побывал в Новосибирске. Мы поговорили, и может быть, в 2016 году что-нибудь получится. Мы решили, что в этом году постараемся пригласить других музыкантов.

─ Почему ваш выбор пал именно на именно Шарля Дютуа?

─ Мы признательны маэстро Дютуа, принявшему наше приглашение. Представьте себе, что значит для человека, который живет то в Сингапуре, то в Америке, приехать в Новосибирск на один день. Это очень сложно. Именно поэтому мы стараемся сделать наш фестиваль глобальным, ведь в таком случает он будет более интересен для выдающихся зарубежных артистов, особенно если мы сможет предлагать им три-четыре концерта. Чтобы провести четыре дня в самолетах ради одного выхода на сцену, нужен не только артистический интерес, но и какой-то человеческий авантюризм. Поэтому я очень благодарен Шарлю Дютуа, который своим авторитетом и талантом поддерживает наш фестиваль. Так же как и Леонарду Слаткину, который прилетит к нам по пути из Японии в Америку. С этим замечательным дирижером нас связывает многолетняя дружба на сцене. Замечательно, что по-настоящему дружеские отношения становятся определяющими. Это относится и к Жан-Иву Тибоде, который приедет на пару концертов. Действительно получается очень красиво: кроме выступления в Новосибирске мы с ним сможем представить наш фестиваль в Москве, в зале Новой филармонии с оркестром Дмитрия Юровского. Это – еще один пример географического расширения фестиваля. Одного взгляда на программу достаточно, чтобы понять – мы не хотим повторяться. Надеюсь, что с каждым годом фестиваль будет расти и развиваться.

─ Уже сейчас понятно, что Транссибирский фестиваль дал городу новые имена, новую волну интереса к музыке, привлек внимание музыкальной общественности. Что дал фестиваль вам, кроме огромных забот?

─ Хлопот действительно огромное количество. До того, как запрыгнуть в этот поезд, я даже не осознавал, насколько сложным будет путешествие. Но уже сейчас оно превратилось в нечто очень дорогое моему сердцу, в какой-то мере стало делом чести. Транссибирский фестиваль – проект, которым я живу весь год. Не проходит и дня без встреч, переговоров, размышлений. Моя жизнь изменилась. Например, в тот месяц, что был свободен от концентров, я каждый день несколько часов посвящал этому проекту. Подготовка фестиваля – серьезная, кропотливая работа, требующая полной самоотдачи. Но это мой стиль работы, точно так же складываются мои отношения со скрипкой и музыкой вообще. Иначе ничего невозможно добиться. Во многом такое отношение к профессии привито мне здесь, в Новосибирске.

─ Как складывается ваше сотрудничество с новым губернатором?

─ Подготовка второго фестиваля идет в постоянном контакте с губернатором Владимиром Городецким, и, несмотря на тяжелую ситуацию, мы находим общий язык и взаимопонимание. Это такая же важная составляющая фестиваля, как его программа, дирекция, концертный зал, администрация филармонии, зрители. Каждый делает свое дело.

─ Вы стали чаще бывать в Новосибирске. Где любите пройтись, есть любимые места?

─ Теперь я регулярно бываю в Новосибирске, и в новом возрасте и новом качестве воспринимаю его совсем иначе, чем в детстве. Это другой масштаб, другое настроение. Например, мы с вами сидим в Пивоfactory, приятном месте вполне европейского уровня, и такие места отдыха тоже нужны горожанам. В целом культурный уровень города, для которого мы работаем, весьма высок, здесь множество приличных театров, есть кинотеатр «Победа», который за несколько лет стал настоящим культурным центром. Радует, что в городе есть люди, которые выбрали его местом своей деятельности, преданы ему и полны желанием изменить его к лучшему, отдают ему свою энергию и фантазию. И, конечно, каждый раз, бывая в Новосибирске, я полон положительных впечатлений, потому что когда я вижу лицо моей мамы, все остальное становится неважно. Все становится на свои места.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ