Финансовых преступлений станет больше

… Но не от роста криминала, а потому что количество «пойманных с поличным» организаций и частных лиц возрастет. Это стало известно в ходе ставшей традиционной ежегодной пресс-конференции заместителя директора Федеральной службы по финансовому мониторингу (ФСФМ) Павла Ливадного и руководителя Межрегионального управления Росфинмониторинга (РФМ) по Сибирскому федеральному округу Александра Тимошенко, прошедшей в стенах ТАСС. Интересно, что Новосибирск как финансовый центр Сибири, продолжает лидировать по объемам вывода денежных средств за рубеж, в сравнении с 2013 г. они сократились на 65% или более чем на 5 млрд руб.

Для начала представители РФМ отчитались об итогах работы по противодействию финансовым преступлениям и финансированию терроризма и задачах Службы на 2014 год. Основная работа ведется по трем направлениям: анализ финансовых потоков, «выявление фактов «отмывки средств», сомнительных финансовых схем и типологий», и проведение системного анализа рисков.

Как рассказал Павел Ливадный, летом 2014 года в соответствии с ФЗ-213 ужесточены требования к финансово-хозяйственной деятельности стратегически важных организаций и предприятий, относящихся к ВПК, атомной отрасли и др. Чтобы сделать их деятельность более прозрачной и минимизировать финансовые риски, их счета теперь открываются только в уполномоченных ЦБ РФ кредитных организациях. Тогда как РФМ вправе получать информацию об их операциях по открытию (эакрытию) счетов, депозитов, покупке-продаже ценных бумаг и транзакциях, превышающих 50 млн рублей. Кроме того, с 1 января 2015 г. российское антиотмывочное законодательство распространяется на Крым и федеральный город Севастополь

Знаковый момент — интеграция России в американский закон, обязующий иностранные банки раскрывать информацию о действиях американских резидентов налоговым органам США. Хотя законами США установлено, что подобная информация может отправляться по соглашению с соответствующими службами других стран либо напрямую иностранными кредитными организациями, от российских банков требуют работать по последнему варианту. В связи с этим в целях обеспечения национальной финансовой безопасности российским банкам следует информировать о подобных требованиях РФМ, ФНС И ЦБ РФ, которые могут запретить передачу подобной информации. Также банки вправе расторгать отношения с американскими резидентами по своему усмотрению.

В качестве показателя эффективности работы Межрегионального управления РФМ по СФО Александр Тимошенко привел пример, что за 2014 год управлению удалось вернуть в бюджеты разных уровней около 15 млрд рублей, включая 420 млн руб. — возврат из оффшоров и 1,5 млн руб. — конфискованные преступные доходы. Несмотря на незначительность последней цифры, это неплохой результат. В УК РФ механизм конфискации предусмотрен только по составам преступлений в отношении доходов, полученных преступным путем. Поскольку создан судебный прецедент, ожидается, что в 2015 году показатель вырастет в разы.

Многое зависит от качества взаимодействия участников отечественной антиотмывочной системы. Например, комплексные проверки на исполнение налогового, валютного, таможенного, трудового законодательства проводятся при участии прокуратуры, налоговых, правоохранительных и других органов. В данной работе в СФО было задействовано более 9 000 коммерческих и государственных организаций.

Банки согласно ФЗ-115 обязаны сообщать в РФМ о подозрительных финансовых операциях. Хотя банковская система СФО в 2014 г. сократилась на 37 организаций, количество сообщений в РФМ по сравнению с 2013 г. возросло на 30% против 15% в среднем по России. Вдвое увеличилось количество сообщений от некредитных организаций, включая ломбарды, профучастники рынка ценных бумаг, лизинговые компании и (при превышении сделки суммы 3 млн. руб) риелторы.

Функционирующая на базе полпредства президента РФ в СФО межведомственная рабочая группа (МРГ) в минувшем году работала над снижением рисков незаконного использования платежных терминалов, средств материнского капитала и бюджетных средств, вывода за рубеж средств из моногородов и предприятий ЖКХ.

Межрегиональным управлением РФМ в 2014 г. проведено около 4,5 тыс. проверок. В 2,5 тыс. случаев информация отправлена в правоохранительные органы, возбуждено 222 уголовных дела, вынесено 15 приговоров, из них 11 — по статьям о легализации преступных доходов. Вследствие выявления в 2014 г. 21 факта особо крупных перечислений средств за рубеж, расторгнута сомнительная сделка и 420 млн руб. вернулись в г.Омск. Возбуждено уголовное дело против Новокузнецкого муниципального банка, в обеспечение иска арестовано здание ТЦ «Сити-Молл» рыночной стоимостью 3 млрд рублей. Хотя Новосибирск как финансовый центр Сибири, продолжает лидировать по объемам вывода денежных средств за рубеж, в сравнении с 2013 г. они сократились на 65% или более чем на 5 млрд руб. Что касается скандала с незаконной продажи в Новосибирске 1 500 муниципальных квартир, МРУ РФМ «был не в курсе», сейчас ведется проверка соблюдения риелторами ФЗ-115.

Важнейшими задачами на 2015 год РФМ были контроль за использованием средств гособоронзаказа, контроль за стратегически важными предприятиями и организациями, контроль за расходованием средств федеральной антикризисной поддержки и дальнейшая декриминализация финансовой сферы. Приоритетными направлениями деятельности считаются кредитно-финансовая сфера, сельское хозяйство, ВПК, наркоторговля. Тогда как основная часть запросов из правоохранительных органов относятся к сомнительным операциям в сфере финансов и хищениям бюджетных средств.

В качестве доказательства последнего были приведены данные о том, что операции по незаконному обналичиванию средств перемещаются из банковской в другие сферы. Есть данные, что платежные агенты получают безналичные средства, а наличные деньги продают. По результатам проверок выявлено 8,5 тыс. нарушений в деятельности платежных агентов, ЦБ РФ отозвана лицензия у «Сибирского Расчетного Центра».

Как резюмировал Александр Тимошенко, поскольку штат управления составляет не тысячи, а десятки людей, главное его оружие – уникальная база данных, в которой накоплены миллионы сообщений, позволяющие отслеживать и анализировать движение финансовых средств из СФО по всему миру. Также количество уголовных дел, возбужденных по ст.174 (отмывание преступных доходов) растет не оттого, что преступлений становится больше, а вследствие объединения усилий МРУ РФМ и правоохранительных органов. А поскольку ст.174 УК РФ непростая и доказать преступный умысел сложно, практике её применения будет посвящен специальный пленум Верховного суда.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ