Анатолий Юртаев: «Ситуацию, сложившуюся в экономике, я оцениваю как тревожную»

Рынок региональной авиации Сибири, как и остальные отрасли, ощутил на себе влияние экономических процессов. По словам генерального директора авиакомпании «Ангара» АНАТОЛИЯ ЮРТАЕВА, в сложившейся ситуации становится сложно прогнозировать, что будет дальше. В частности, «Ангара» в связи с этим в настоящее время прорабатывает разные сценарии дальнейшей деятельности, которые связаны в основном с оптимизацией расходов. Но делает это, не теряя умеренного оптимизма.

Авиакомпания «Ангара» — один из основных авиаперевозчиков на местных авиалиниях в Восточной Сибири. Выполняет регулярные пассажирские рейсы по Иркутской области, Сибири и Дальневосточному федеральному округу, а также чартерные рейсы по России. Компания была создана в 2000 году. Входит в ГК «Истлэнд». В 2010 году произошло слияние двух крупных авиаперевозчиков Восточной Сибири: авиакомпаний «Ангара» и «ИркутскАвиа». Парк воздушных судов АК «Ангара» насчитывает 32 единицы: в его составе — АН-148, АН-24, АН-26-100, АН-2, вертолеты МИ-8 различной модификации. Место базирования воздушных судов — аэропорт Нижнеудинск (МИ-8, АН-2), аэропорт Киренск (МИ-8), аэропорт Иркутск, где авиакомпания «Ангара» имеет развитую производственную базу — ангарный комплекс, места стоянок. Доля регионального рынка авиаперевозок авиакомпании составляет около 70%. В месяц «Ангара» выполняет около 140 рейсов и занимает первое место в аэропорту Иркутска по количеству самолетовылетов.

— Анатолий Федорович, как вы оцениваете нынешнее состояние авиакомпании «Ангара», в чем заключается стратегия ее развития?

Финансовое состояние авиакомпании «Ангара» на текущий момент я бы оценил как стабильное. Это значит, что мы выполняем все взятые на себя обязательства, у нас нет задолженности по налогам и заработной плате. Если говорить о стратегии развития, то здесь можно выделить несколько направлений: обновление парка воздушных судов, расширение географии полетов, выполнение международных полетов, увеличение объемов авиационных работ на воздушных судах малой авиации и доли рынка по предоставлению услуг по поддержанию летной годности воздушных судов.

— Сколько машин на сегодняшний день в авиапарке «Ангары»? Почему вы делаете ставку на отечественного производителя, какими факторами это обусловлено?

— В настоящее время парк воздушных судов авиакомпании «Ангара» состоит из 32 единиц техники: четырех самолетов АН-148, семи самолетов АН-24, двух самолетов АН-26-100, 15 вертолетов МИ-8 и четырех самолетов АН-2. Авиакомпания является оператором на внутреннем и межрегиональном рынках. В связи с этим наши воздушные суда должны подходить под технические возможности и особенности местных аэропортов, у 40% из которых грунтовые полосы. По опыту работы могу сказать, что отечественные воздушные суда максимально отвечают тем требованиям, которые мы предъявляем к нашему авиапарку.

— Насколько нам известно, ранее вы работали по договорам лизинга с компанией «Ильюшин Финанс Ко», однако последний АН-148-100 был приобретен через «Сбербанк Лизинг Норд». С чем это связано?

— Это связано прежде всего со стремлением авиакомпании как можно быстрее обновить парк воздушных судов. Для этого мы рассматриваем все предложения на рынке лизинга самолетов и выбираем те, которые подходят нам по срокам поставки и стоимости самолетов.

— В ходе конференции по развитию региональных авиаперевозок «Региональная авиация России и СНГ–2014», которая состоялась в сентябре 2014 года в Москве, была высказана мысль о том, что «сегодня развитию лизинга самолетов для региональной авиации мешают сложности с привлечением выгодного финансирования из-за санкций Запада против России и высокая степень кредитных рисков». Каково ваше мнение на этот счет и какой выход вы видите из сложившейся ситуации?

— Введение санкций в отношении ключевых банков России, безусловно, создает серьезные трудности с привлечением заемных средств. Однако в настоящее время при непосредственном участии заместителя председателя правительства Дмитрия Рогозина работает межведомственная рабочая группа, которая разрабатывает решения по субсидированию ставок по лизинговым платежам и компенсации затрат авиакомпаний на освоение АТ российского производства.

— Планируете ли в ближайшее время приобретение новых машин? Каких?

— В настоящее время на Воронежском авиазаводе идет приемка пятого самолета АН-148. Доставка лайнера в Иркутск намечена на 29 декабря 2014 года. Поставка самолета будет осуществляться в соответствии с договором финансового лизинга, который мы заключили с лизинговой компанией «Сбербанк Лизинг» в конце июня 2014 года.

— Насколько нам известно, «Ангара» также занимается вертолетным бизнесом. Какова его рентабельность? Какую долю он занимает в структуре перевозок?

— В общем объеме перевозок, выполняемых авиакомпанией «Ангара», вертолетные перевозки составляют в среднем 30%. Рентабельность таких перевозок в настоящее время варьируется в рамках 5%, а порой даже близка к нулю. Хотя еще пять лет назад рентабельность могла достигать и 20%. Такое снижение я связываю с тем, что вертолетные перевозки — вид бизнеса, на который влияет очень много факторов: это и стоимость топлива, и аэропортовые расходы, и затраты на дополнительное оборудование систем вертолетов. К тому же в последнее время сложилась такая ситуация, что стоимость летного часа несоизмерима с теми расходами, которые несет авиакомпания.

— Есть ли у вас уже какие-либо планы относительно международных рейсов? К примеру, в Китай? Насколько позволяет текущий авиапарк «Ангары» претендовать в том числе и на зарубежные маршруты?

— В сентябре 2014 года мы получили допуск к выполнению международных рейсов, а в октябре — четвертый самолет АН-148-100, судно, технические характеристики которого соответствуют всем международным стандартам. Таким образом, в настоящее время мы готовы к расширению географии полетов и выходу на международные направления. В частности, первый международный рейс был выполнен 20 октября по маршруту Иркутск–Улан-Батор–Иркутск. Сейчас идут процедуры аккредитации авиакомпании авиационными властями Китая с целью выполнения регулярных полетов.

— Расширится ли в ближайшей перспективе география полетов «Ангары» по России? По каким направлениям?

— Самолеты АН-148 хорошо зарекомендовали себя за время эксплуатации в условиях Сибири и Дальнего Востока, поэтому географию полетов мы планируем расширять за этих направлений. На текущий момент наиболее перспективными рейсами мы считаем маршруты из Иркутска и Новосибирска в Мирный, Полярный, Благовещенск и Якутск.

— Каких перевозчиков считаете своими конкурентами на авиарынке Сибири? Какую долю в региональных перевозках занимает «Ангара»?

Из федеральных перевозчиков, которые также осуществляют региональные рейсы, — это авиакомпания «ЮТэйр», помимо нее — региональные компании Красноярского края («Таймыр», «Красавиа», «Катэкавиа»), Иркутской области («Ираэро») и Республики Бурятии («Бурал», «ПАНХ»). Тем не менее между нашими авиакомпаниями существует не только конкуренция, но и сотрудничество, которое заключается в резервировании воздушных судов и перевозке пассажиров в особых ситуациях. Если говорить о доли рынка региональных перевозок, то «Ангара» занимает порядка 70%.

— Как смотрится аэропорт Иркутска на фоне других российских аэропортов? Хватает ли его ресурсов на текущий момент?

— На мой взгляд, аэропорт Иркутск — предприятие, которое отличается стабильным развитием. Ежегодно совершенствуется инфраструктура и увеличивается пассажиропоток, а существующие объемы авиаперевозок аэропорт обслуживает на достойном уровне. И высокий рейтинг нашего аэропорта среди авиапредприятий России подтверждает мои слова. К тому же в планах развития аэропорта значится строительство нового международного терминала.

— Анатолий Федорович, завершая интервью, хотелось бы узнать ваше мнение о том, как вы оцениваете текущую ситуацию в экономике. Многие бизнесмены говорили о том, что кризис 2009–2010 годов дал им возможность переосмыслить многие процессы, перестроить подходы к управлению. Чем для вас обернулось это время?

— Ту ситуацию, которая сегодня сложилась в экономике, я оцениваю как тревожную. Прежде всего потому, что становится сложно прогнозировать, что будет дальше. В связи с этим в настоящее время мы прорабатываем разные сценарии нашей дальнейшей деятельности, которые связаны в основном с оптимизацией расходов. Тем не менее уверен, что из любой ситуации можно найти выход. Главное в этом — эффективная работа предприятия, профессиональная команда и качественный продукт.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ