Когда вино играет

В том, какое игристое вино предпочитают бизнесмены и политики в Новосибирске, а также в том, за что они поднимут бокал в преддверии Нового года, разбирался «КС». Кроме того, эксперты поделились с корреспондентом «КС» свежими тенденциями из мира сверкающего и неспокойного вина.

Если определять долю игристого вина в общей «винной» структуре потребления россиян, то на шампанское приходится в среднем 30 млн декалитров (дал) в год, в то время как всего вина выпивается в два раза больше, по итогам 9 месяцев 2014 года — 78,3 млн дал (более подробно о винном рынке Сибири читайте в материале «Стаканы на стол и прочую посуду»). И стоит отметить, что 70% всего объема игристого приходится на слабый пол.

Ресторатор, создатель бара «Хороший год» Ян Скопин в целом констатирует рост рынка вина в 2014 году (происходит это и в федеральном масштабе). В том числе, по его словам, сохраняется тенденция роста доли белых вин в продажах. «Игристые вина в большинстве случаев остаются событийными. Мы стараемся развивать культуру аперитива, но это работает локально. Истинных ценителей хорошего игристого мало», — сетует Ян Скопин.

В свою очередь директор школы сомелье DiVino Ольга Дробынина добавляет, что в отличие от белого вина, спрос на которое в регионе возрастает летом, у игристого два сезона: лето и Новый год. Винный шеф бара Rubyотчасти со сказанным соглашается: «Тихих вин, конечно, пьется больше, чем игристых. К Новому году, конечно, спрос пойдет на игристые вина».

В сети ресторанов авторской кухни «Рестораны Дениса Иванова» доля потребления вина невелика, в том числе и игристого, так как в большей части ресторанов основными напитками являются пиво и кофе, говорит управляющий сети Артур Ганагин. В авторских ресторанах и ночных заведениях, например, в «Ухо и медведь», объем может возрастать до 40–45% от всего объема напитков, в том числе и безалкогольных, подсчитал собеседник «КС».

Игра вкуса

Как уже говорилось, на новосибирском рынке тихих вин на данный момент лидирующие позиции заняли итальянские напитки. В результате экспорт игристых вин из Италии до текущей экономической ситуации составлял 110 млн евро год.

Россия находится на 4-м меcте в мире по потреблению асти (сладкое игристое вино из северной Италии). В нашей стране выпивается порядка 30 млн бутылок такого игристого в год, что составляет 72% от всех импортируемых итальянских игристых, приводит статистику Ольга Дробынина.

«Но есть сегмент потребителей, которые уже предпочтут брют, — обнадеживает директор школы сомелье DiVino. — Самый простой вариант брют — просеко, чуть сложнее — это французский креман (игристые вина, сделанные по шампанскому методу, но не в Шампани и более бюджетные), и наиболее обеспеченные жители нашего города всегда предпочтут брют — кювье престиж, то есть самое дорогое кювье каждого винного дома», — уточняет собеседница «КС».

Примером таких кювье престиж могут быть блан де блан — это игристые вина, изготовленные из белого сорта винограда шардоне, либо миллезимные вина (вина выдающегося года урожая). От базового брюта его отличает более четкая структурированность, сложность и минеральность, говорит Ольга Дробынина.

Взрыв цен

По ожиданиям директора Центра исследования федеральных и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадима Дробиза, объем розничных продаж вина в будущем году по России будет падать. «Первая причина — это новый виток кризиса, в который Россия сознательно вошла за счет аннексии Крыма и так далее. Тем более чисто психологически основным антидепрессантом в такие времена становятся крепкий алкоголь, — рассуждает директор ЦИФРРА. — Вторая причина — демографический спад».

Сейчас, по словам эксперта, вина выпивается в разы меньше, нежели в советское время, когда государство занималось формированием структуры потребления. Несмотря на то что государство старается увеличить потребление вина, приняв соответствующий закон, и запускает рекламу российского вина (23 декабря Госдума РФ одобрила во втором и третьем чтениях закон, разрешающий рекламу российского винав периодических печатных изданиях, на радио и телевидении), серьезного роста ожидать не стоит, уверен Вадим Дробиз.

Кроме того, как рассказал директор ЦИФРРА, российское игристое вино производится практически полностью из импортного винного материала, а тихое вино — на 50–60%. Соответственно, в будущем году, учитывая валютные колебания, импорт подорожает на 30–40%, российский продукт — на 15–20%.

С наступающим Новым годом!

Корреспондент «КС» обратился к представителям региональной власти и бизнеса с вопросом, какой тост они произнесут за новогодним столом и что при этом у них будет искриться в бокале.

«Люблю шампанское, именованное в честь успешной французской предпринимательницы, — озвучивает предпочтения директор компании «БК Недвижимость» Олеся Бугрова. — В Новый год подниму бокал за достижение целей и за здоровье моих близких!».

Депутат Законодательного собрания Новосибирской области Андрей Панферов отмечает, что алкоголь не жалует, но, соблюдая традиции, в Новый год бокал с игристым вином все-таки поднимает. «Это либо брют российского производителя, либо итальянское асти», — рассказывает депутат.

«Желаю, чтобы в семье, кроме здоровья и уважения друг к другу, каждый член семьи видел в другом личность, принимал ближнего таким, какой он есть, умел беседовать друг с другом и, конечно же, побольше терпимости», — отметил Андрей Панферов.

«Сухое игристое вино — моя давняя любовь, — признается учредитель компании IPGroup Елена Паночевных. — Фавориты — блан де блан, розовый брют, брют винтаж известных винодельческих домов Шампани. Но это, конечно, напитки для особого случая — их цена и статус не позволят их употреблять в ординарных ситуациях. Поэтому я и большинство моих друзей, а особенно подруг, протестировали и полюбили достаточно много всевозможных спуманте, просеко, сек и кава».

Последнее открытие собеседницы «КС» — чилийский брют.

«А повод и тост для бокала хорошего игристого найдется всегда! А особенно сейчас — в это смутное время. Есть чего хотеть, чего желать и к чему стремиться!» — знает Елена Паночевных.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ