«Наша цель — стать известным в Сибири брендом»

Рынок автомобильных грузоперевозок в 2014 году испытывает стагнацию. При этом крупные региональные игроки пытаются не просто выжить в сложные времена, но и найти возможности для развития бизнеса. Своим мнением о ситуации на рынке, тарифах на грузоперевозки и прогнозами поделился директор ООО «Сиберон» ВИТАЛИЙ ГРАЧЕВ.

ООО «Сиберон» — транспортно-логистическая компания (ТЛК), занимающаяся перевозками навалочных грузов (песок, щебень, уголь и т. п.). Год основания — 2013. Входит в ГК «РосРазвитие Сибирь» (инвестиционно-строительный холдинг «РосРегион Развитие», г. Самара). В настоящий момент автопарк «Сиберона» насчитывает 50 единиц самосвалов и тягачей марки SCANIA. В 2014 году компания перевезла 1,7 млн тонн грузов. География перевозок — Новосибирская, Томская области, Кузбасс.

— ООО «Сиберон» — новое имя на рынке региональных грузоперевозок. Расскажите о вашей компании.

— Идея открытия ТЛК зародилась давно, какое-то время велась подготовительная работа, касающаяся технико-экономического обоснования, разработки финансово-инвестиционной модели. В итоге в апреле 2013 года мы эту модель защитили, а в сентябре первая партия транспортных средств поступила в эксплуатацию. Начинали мы с трех единиц техники, и к сентябрю 2014 года вышли на проектную мощность в 50 единиц. В планах на следующий год прирост еще на 50 транспортных средств. До конца 2020 года мы хотели бы увеличить свой парк до 400 транспортных средств.

— Предприятие создавалось для внутреннего обеспечения деятельности ГК «РосРазвитие Сибирь»?

— Изначально это был независимый проект. Предполагалось, что после выхода на определенные финансовые показатели мы должны «отпочковаться» и благополучно сотрудничать с группой компаний как генеральный перевозчик с генеральным заказчиком. До сентября этого года мы работали как одна из основных составляющих холдинга, обеспечивая практически всю логистику. Прицельной работы по активным продажам на тот момент не было. Сейчас мы вошли в стадию самостоятельности, и думаю, что этот процесс уже будет бесповоротным.

— Есть планы по освоению других регионов?

— Совсем скоро должна быть принята стратегия развития компании до 2020 года. В ней мы подробно формулируем наше единое понимание по выходу на новые региональные рынки и дальнейшему освоению тех из них, где мы уже работаем. Есть планы по развитию направления по перевозке угля в Кузбассе. Сейчас мы очень пристально смотрим на север Томской области. Связано это с тем, что мы хотим активно работать и в зимнее время. В приоритете — закрепить свои позиции в Новосибирской области. Хочется, конечно, охватить и Красноярский край.

— В 2014 году рынок автомобильных грузоперевозок, как и многие другие, переживает не лучшие времена. Это заметно и по сокращению объемов перевозок, и по уровню продаж грузовой техники. Как все эти кризисные явления отражаются на региональных и межрегиональных перевозках?

— Рынок грузоперевозок — это рынок B2B (бизнес для бизнеса). Если экономика пагубно сказывается на строителях, дорожниках, урезается субсидирование тех или иных проектов, сокращаются объемы потребления продукции, безусловно, и наш рынок потихоньку сжимается. Есть такая известная фраза про кризис как время возможностей. Мы готовы под ней подписаться. У крупных компаний достаточно люфта и ресурсов, чтобы пережить подобные моменты.

— За счет чего?

— В основном, за счет количества транспортных средств. В прошлый кризис наблюдался спад спроса на перевозки. В первую очередь он прошелся по средним и мелким перевозчикам, которых и сегодня на рынке хватает. Есть те, кто работает на крайне ненадежной технике. Есть те, кто недавно взял машины в лизинг в надежде развернуться. Ставки по кредитам становятся неподъемными, мелкие перевозчики начнут разоряться. По аналогии с 2008 годом мы помним, что когда было пройдено «дно» кризиса и начался рост, оказалось, что техники, которая этот рост может обеспечить, просто нет. То есть частники побоялись войти в этот бизнес, а у крупных компаний, которые выдержали напор, не хватило транспортных средств. Если история повторится в этот раз, мы будем не против. Мы к ней готовы!

— Как перевозчик навалочных грузов вы являетесь неким маркером того, что происходит в ведущих отраслях экономики региона — в строительстве и энергетике. По вашим ощущениям, насколько здесь ощутим спад, исходя из изменений в объемах перевозок?

— Объем перевозимой продукции по сравнению с предыдущим годом, действительно, сократился. Не только наша компания, но и основные игроки как в строительной отрасли, так и в сфере добычи руды испытывают одни и те же трудности. Есть нехватка денежных средств, увеличение дебиторской задолженности, переход на товарные, бартерные отношения, сокращение персонала. С учетом сокращения субсидирования реконструкции и строительства дорог понятно, что денег от государства будет меньше. А на этом завязано многое в цепочке поставок.

— Что в таком случае будет с тарифами на грузоперевозки?

— Сейчас наблюдается рост по ключевым расходным статьям. Цены на ГСМ будут расти. Скептики говорят про 50 рублей за литр на дизельное топливо к концу 2015 года. На запасные части цены поднялись на 70%, особенно, если мы говорим о европейской технике. Но самое интересное, что предпосылок к росту тарифов нет. Сегодняшние наши заказчики, наоборот, говорят о снижении тарифа: у нас кризис, давайте с учетом этого обсуждать цены. Поэтому я бы не стал делать прогнозов в сторону роста тарифов. Его, скорее всего, не будет. Наша задача — системно подойти к вопросу оптимизации издержек.

— Как в компании обеспечивается безопасность перевозок?

— В нашем случае правильнее говорить о сохранности грузов. Само понятие страхования навалочных грузов отсутствует. Стоимость одной тонны продукции зачастую ниже стоимости самой перевозки. И, если мы говорим о сохранности, то она обеспечивается оперативным контролем транспортного средства в пути. Каждый наш самосвал оснащен системой GPS. Мониторинг позволяет отследить, где был водитель в течение всего времени доставки. Для этих же целей на каждой нашей машине стоит видеорегистратор. При необходимости мы можем взять запись и проверить весь маршрут.

— Насколько я знаю, у вас в компании есть сервисная служба, что для ТЛК довольно необычно. Какая роль ей отводится?

— Для нас было неожиданностью в определенный момент осознать, что сервисная служба нужна компании. В обычном понимании в этом бизнесе нужны отдел продаж и отдел логистики. Но поскольку мы эти годы отвечали, по сути, за всю логистику группы компаний, то вопрос сервисного сопровождения возник сам по себе. Это позволяет не допустить искажения информации по заявкам. Я считаю, что сервис должен стать нашим конкурентным преимуществом. Мы хотим, чтобы культура сервиса распространилась на все подразделения. Поэтому сейчас мы идем по пути систематизации этого понятия и интеграции его во всю компанию через стандарты ISO.

— Вы упомянули про стратегию развития компании до 2020 года. Как вы видите себя на рынке грузоперевозок через пять лет?

— Речь не идет про лидерство, оно-то как раз необязательно. Мы хотим стать известным брендом в СФО. Под этим я понимаю именно репутацию, отношение к нам заказчиков, потребителей и производителей навалочных грузов. Если говорить о более конкретных вещах, то мы рассчитываем, что за это время стоимость наших активов составит 2 млрд рублей.

В ближайшее время будет осуществлена автоматизация процессов управления транспортом и финансовыми потоками, управления взаимоотношениями с клиентами. Планируем создать рабочий сайт с удобными онлайн-сервисами. Внедряются процедуры управления качеством Total Quality Management. В будущем году будем сертифицироваться по ISO. Наши клиенты ждут от нас качественный материал в согласованный срок и в согласованном объеме. И компания Сиберон делает все, чтобы соответствовать этим ожиданиям.

ООО «СИБЕРОН»

630108, Новосибирск, ул. Станционная, 17/2

Контакт-центр: 8 800 500 50 40

На правах рекламы

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ