Мобильный рынок 2014 – экраны растут, цены падают

По итогам третьего квартала 2014 года, ведущие мировые производители мобильных гаджетов поставили в Россию меньше устройств, чем в прошлом году, однако продано их оказалось больше. И вовсе не потому, что ритейлеры подчистили свои закрома — на освободившееся место тут же пришли новые игроки. А отдельные ритейлеры предпочли выставить на полки побольше устройств собственного изготовления.

Мировой опыт: рынок в точке перехода

В конце ноября авторитетная исследовательская компания IDC выпустила очередной отчет о продажах мобильных устройств, где было констатировано первое в истории снижение продаж линейки Apple iPad. В целом продажи гаджетов, по их данным, в течение 2014 года продолжали расти, но гораздо медленнее, чем раньше: если за 2013 год было продано на 52,5% планшетов больше, чем в 2012-м (а в России такой рост составил 125%), то в уходящем году рост составил всего 7,2% (с учетом прогнозов на декабрь). И, судя по всему, он продолжит снижаться: всего, по сведениям IDC, в 2014 году было (и будет) продано 235,7 миллионов планшетов, а в 2018 году эта цифра составит 285,9 миллионов, то есть темпы роста снизятся еще в два раза — до 3,8%. Также они отмечают, что тенденция к росту популярности Windows Phone в ближайшие годы сохранится главным образом за счет iOS. Но в целом участники тройки лидеров останутся теми же, как и занимаемые ими места.

В целом спад интереса к новым планшетам сюрпризом не стал. По мнению аналитиков, концепция планшетов, как замены ПК, для тех, кому нужна мобильность, ранее бывшая основным драйвером роста их популярности, потихоньку перестает действовать. «На ранних этапах развития рынка планшетов, — считает директор IDC Worldwide Quarterly Mobile Device Tracker Райан Райт, — жизненный цикл этих устройств был сравним с таковыми у смартфонов, которые менялись, в среднем, раз в два-три года. Сейчас ситуация меняется, многие владельцы планшетов пользуются ими больше трех или даже, в некоторых случаях, четырех лет. Мы считаем, что основными драйверами для такого удлинения жизненного цикла стали поддержка устаревшего ПО для старых устройств, в первую очередь, это касается платформы iOS, а также все более широкое использование смартфонов для различных вычислительных задач».

Данную ситуацию комментирует старший аналитик IDC Наталья Виноградова:

— Те, кто ранее имел возможность купить планшет, сейчас не спешат заменять уже имеющиеся, а те, кто все еще планирует покупку, все чаще склоняются к альтернативным вариантам: если основной критерий выбора — мобильность и о полной замене ПК гаджетом речи нет, покупатель скорее отдаст предпочтение «фаблету» или, как его называют в России, «планшетофону»— смартфону с большим экраном (от 5,5 до 7 дюймов). Этот гаджет способен при меньшем весе и размере исполнять практически те же самые задачи, что и планшет, а стоит он, как обычный смартфон или чуть дороже. Ну, а те, кому важнее производительность, скорее предпочтут ноутбук — падение их продаж, отмеченное в конце 2013 года, постепенно замедляется.

То есть, речь идет уже не о том, что может заменить собой планшет, чем можно заменить сам планшет. И, как показывает опыт развитых стран, заменить есть чем.

Российский опыт: четыре гаджета из пяти – «бюджетные»

Что касается России, то здесь, по данным IDC Quarterly Tablet Tracker, наблюдается уже не снижение роста, а падение. Так, по их статистике, за второй квартал 2014 года в Россию было поставлено около 1,72 миллиона планшетов, это на 9,8% меньше, чем за аналогичный период 2013 года. Крупнейшими поставщиками в первом полугодии стали Lenovo (14% рынка планшетов), ASUS (11,1%), Samsung (8,8%) и Apple (7,6%). Таким образом, Samsung и Apple к середине года лишились лидерских мест (в 2013-м они занимали 1-е и 2-е место соответственно), зато в третьем квартале, после выхода таких новинок, как GalaxyAlpha и iPhone 6, ситуация изменилась к лучшему.

Но в статистике IDC речь идет именно о поставках, а не о продажах и спросе. И снижение поставок привело не к падению продаж, а к снижению доли крупнейших производителей (A-брендов), особенно в штучном выражении. Подводя итог третьего квартала, компания МТС отметила в своем отчете, что общая доля пятерки A-брендов (Samsung, Apple, Nokia, Sony, LG), год назад составлявшая 63,6%, этой осенью просела до 49,3 в штучном выражении по РФ. Здесь положительной динамики удалось достичь лишь Apple — 8,5% против восьми годом ранее. По мнению директора розничной сети «МегаФон» Михаила Сахнова, причиной этому могут быть достаточно лояльная аудитория у марки Apple и грамотная маркетинговая политика самой компании, в частности, одновременные продажи устройств трех-, четырехлетней давности с понижением цены (как это было в случае с iPhone 4/4S). «Если компания продолжит эту стратегию и дальше, ее продажи будут стабильными и даже смогут вырасти, вопреки снижению покупательской активности», — добавил он.

По словам представителей МТС, снижение роли крупных брендов связано, в первую очередь, с появлением на рынке недорогих, но при этом достаточно мощных устройств таких марок из категории B-брендов, как Lenovo, Digma, Fly, Explay и других. Их доля, по оценке руководителя управления по связям с общественностью «М.Видео» Антона Пантелеева, увеличилась за год с 31% до 45%: «Скорее всего, в следующем году эта тенденция продолжит свое развитие. А покупатели будут обращать внимание на демократичные бренды», — считает он. Также, по мнению Михаила Сахнова, А-брендам может угрожать выход в офлайн-розницу т.н. «премиального» Китая — марок Meizu, OnePlus и OPPO. Пока эти марки представлены только в интернет-магазинах, но уже не уступают по своим потребительским свойствам традиционным премиальным производителям из ЮВА: Samsung, Sony и LG.

Среди ритейлеров особое место занимают фирменные магазины операторов сотовой связи. Если другие продавцы стараются уделять разным сегментам более-менее равное внимание, то они большие ставки делают на «первые» и «пробные» устройства с расчетом на тех, кто зашел в салон без намерения купить «умный» гаджет (просто выбрать аксессуар к своему телефону или новый аккумулятор) — и все же купил, увидев, что он стоит всего раза в два дороже аккумулятора. Выпуск устройств под собственной маркой себя оправдал, и в этом году «большая тройка» выпустила новые модельные линейки «бюджетного» уровня, вновь занявшие первые места в списках продаж. Так, 67% от общего объема продаж планшетов в салонах связи «МегаФон» приходились в 2014 году на фирменные планшеты МегаФон Login 2 и Login 3. «Основную «погоду» на рынке делают те клиенты, которые впервые покупают смартфон, и более состоятельные семейные пользователи, которые покупают устройства классом чуть повыше, — комментирует Михаил Сахнов. — Первая категория обеспечивает высокие продажи операторских смартфонов и других бюджетных устройств в ценовом диапазоне от 2 до 4 тысяч рублей, вторая обеспечивает продажи B-брендов до 7–8 тысяч рублей».

В целом, из пяти проданных в 2014 году смартфонов четыре относились к ценовой категории «до 5 тысяч руб.» — с июля по сентябрь текущего года, по словам директора департамента маркетинга МТС в Сибири Виктора Сатышева, было продано 3,5 миллиона таких устройств, что почти вдвое больше, чем в третьем квартале 2013 года. Для планшетов самым быстрорастущим сегментом стал «до 10 тысяч». Общий объем продаж мобильных устройств в России достиг 66,54 миллиарда рублей, что на 9,7% превышает аналогичные показатели годичной давности. Или на 25,8% продажи второго квартала 2014 года. По итогам второго квартала, рынок демонстрировал аналогичные темпы роста: 9,6% и 23,7% соответственно. В штучном выражении в третьем квартале рост продаж составил 5,8% по сравнению с прошлым годом, или 31,2% — с прошлым кварталом.

Тем не менее, лидером российских продаж в 2014 году по-прежнему остается Samsung — в третьем квартале их доля на рынке планшетов составила 16,9%, однако стоит отметить некоторое его снижение — во втором квартале было 21,9%. На втором месте с совсем небольшим отставанием оказались планшеты компании Lenovo с долей на рынке 15,5%. Интересно, что во втором квартале 2014 года им удалось обогнать Samsung на 5,2%. На третьем месте, с долей 9,1%, расположились планшеты Apple, на четвертом с разницей всего в 0,1% — планшеты Asus, на пятом — Digma (6,8%).

Пожалуй, главным сюрпризом года стал неожиданный триумф отечественного бренда Explay, сумевшего занять этим летом ведущие позиции по количеству проданных устройств. Согласно данным, опубликованным в августовском отчете «Связного», на 23-й неделе (со 2 по 8 июня) Explay занял вторую позицию, уступая только Samsung, на 24-й — почти сравнился с лидером рынка, а на 25-й — с 16 по 22 июня — обошел и его. По данным «Связного», с 23 по 30 июня каждый пятый планшет, проданный в РФ, носил марку Explay. В целом, по итогам второго квартала 2014 года Explay вошел в тройку наиболее продаваемых планшетов в стране в натуральном выражении, потеснив на этой позиции Prestigio, занимавший третье место годом ранее. В денежном обороте Explay тоже удалось войти в тройку лидеров, вместе с Samsung и Apple. Всего «первая тройка» продолжала в 2014 году контролировать порядка 50% рынка в денежном выражении, а доля Explay в ней варьировалась от 4% до 7,2% в зависимости от недели.

Если оценивать продажи в деньгах, то здесь безусловным хедлайнером остается Apple, его доля достигла 24%, против 18,2% в прошлом году. Причин тому несколько: открытие в России новых сервис-центров Apple, согласование с «большой тройкой» использования 4G на устройствах с iOS и, конечно, долгожданный выход «яблочных» новинок. «Выход iPhone 6 стал для нас особенно знаковым: для самых преданных поклонников бренда Apple мы открыли ночные продажи. Жители Новосибирска, наряду с двенадцатью городами страны, в числе первых приобретали iPhone 6 и 6+ в ночь с 25 на 26 сентября, спустя всего неделю после мировой премьеры. При этом мы наблюдаем достаточно высокий интерес российских потребителей к новой линейке. В ночь с 18 на 19 сентября на нашем сайте открылся предзаказ на новые модели, и спрос превзошел все наши ожидания», — отмечает коммерческий директор по развитию массового рынка Сибирского региона компании «ВымпелКом» Павел Зенков. С коллегой согласен и директор региона «Сибирь» группы «Связной» Тимур Славин. «В этом году интерес к смартфону в нашей стране гораздо выше, чем в прошлом. Количество предзаказов в три раза превысило прошлогоднее. В ночь старта продаж в нашей сети мы продавали один iPhone в минуту», — отмечает собеседник «КС».

Средняя цена смартфона в России, несмотря на колебания курсов валют, продолжала снижаться, достигнув к осени отметки 7,7 тысячи рублей, что на 15% ниже показателей годичной давности. Средняя цена планшета — 10,5 тысячи рублей (удешевление за год — 8%). Самой популярной операционной системой для гаджетов продолжает оставаться Android — ее доля составила 89,7%. iOS принадлежит 7,6%, а доля устройств на Windows увеличилась до 2,7% среди планшетов, но сократилась с 6,2% до 4% среди смартфонов.

Что касается обычных телефонов, их доля на рынке продолжает таять — за минувший год она сократилась еще на треть. Согласно тому же отчету МТС, в третьем квартале количество простых телефонов упало до отметки 38,4%, в то время как год назад находилось на уровне 52,3%. Аналогично снизилась и выручка от их продаж: с 11 до 7,6 миллиарда рублей.

Сибирский опыт: нам еще есть, куда расти

Если оценивать итоги продаж смартфонов в крупных городах России, то сибирские «города-миллионники» займут в этом рейтинге первое место — и последнее тоже. Согласно данным GfK, подтвержденным аналитиками группы «Связной», лидером по продажам мобильных гаджетов не только в СФО, но и по всей стране в 1–3 кварталах 2014 года стал Красноярск — с начала года там было продано 216 тысяч смартфонов (то есть по одному на 8 жителей города) общей стоимостью 1,8 миллиарда рублей. Последнее место (тоже по РФ) занял Омск.

В целом темпы роста продаж гаджетов в Сибири аналогичны среднероссийским — 40–50%. В Новосибирске этот показатель по смартфонам чуть ниже (по оценке МТС), главным образом за счет насыщенности рынка, а по планшетам — такой же и даже чуть выше (по оценке «Связного»). «Всего по итогам 9 месяцев в регионе продано более 2,2 миллиона «умных» телефонов на сумму 16,6 млрд рублей, — подводит итог первых трех кварталов Тимур Славин. — Рынок смартфонов увеличился на 47% в натуральном выражении и на 22% в денежном обороте. Более скромный рост в рублях обусловлен растущей популярностью недорогих смартфонов и, в частности, доминирования сегмента менее 5 тысяч рублей. Продажи планшетных компьютеров в Сибири выросли на 50% в штуках и на 5% в рублях. Всего в регионе за 9 месяцев продано 700 тыс. устройств на сумму 5,44 миллиарда рублей».

«Преимущественный тип поведения покупателей смартфонов условно можно охарактеризовать, как «чтобы было все», — говорит Михаил Сахнов. — Абоненту нужен смартфон на Android, с фотокамерой, с экраном 4 дюйма и выше, GPS, Bluetooth. Совокупность этих потребительских свойств он может обнаружить как в устройстве 4,5 тыс. рублей, так и 10 тыс. рублей. Естественно, что он делает выбор в пользу более доступного B-бренда. При этом такой аспект, как различие в качестве дисплея или производительности процессора, зачастую является вторичным и субъективным для покупателя».

Запросы покупателей в Сибири, в основном, повторяют общероссийские и местами общемировые тренды. Это и повышенный интерес к так называемым «фаблетам» (Тимур Славин отметил, что своим ростом продажи смартфонов обязаны именно им, а продажи устройств с экраном менее 4 дюймов в 2014 году не росли вообще), и увеличение срока службы планшетов, и быстрый рост интернет-продаж, и повышенное внимание к сервису с гарантией. Есть и различия — так, возвращения интересов к ноутбуком до нас пока не дошло. Интересы к ним по-прежнему падают, как и к «обычным» телефонам. «В середине года мы полностью перенесли продажи ноутбуков в онлайн-канал, а освободившееся место на полках заняли планшеты, — говорит Тимур Славин. — Такое решение увеличило ассортимент и продажи, благодаря чему динамика реализации планшетных компьютеров превосходит среднерыночные показатели в регионе».

Еще одной региональной особенностью стал повышенный интерес к LTE-устройствам. Покупатели хотят быть всегда онлайн и не зависеть при этом от Wi-Fi покрытия (которое у нас развито пока не так хорошо, как в столицах). «Пока проникновение LTE-смартфонов не очень велико из-за их высокой цены, однако налицо тенденция снижения средней стоимости LTE-смартфона за счет как появления новых моделей, так и более бюджетных аналогов дорогостоящих устройств», — считает Павел Зенков.

По итогам трех кварталов, пока только 4% LTE-смартфонов стоят менее 10 000 рублей. Однако эта ситуация может измениться в четвертом квартале, который, как известно, считается ключевым для результатов года, самым «горячим» сезоном с точки зрения продаж — мобильные гаджеты остаются популярными подарками на новогодние праздники, несмотря на кризис.

Все более востребованными в современном информационноми мире становятся сервисы СМС-информирования, оповестить клиентов о скидках, поздравить с днем рождения, или пригласить на событие, любая задача решается с наименьшими издержками и в срок.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ