Недостроенное наследие

«Континент Сибирь» продолжает цикл публикаций о состоянии крупных инфраструктурных проектов Сибирского федерального округа, проводимый при поддержке аппарата полномочного представителя Президента РФ в Сибирском федеральном округе. Часть рассматриваемых проектов реализуется по государственным программам, часть — в сотрудничестве федерального, региональных бюджетов и частных инвесторов. Примечательно, что ряд проектов представляет собой продолжение масштабных строек, начатых еще в прошлом столетии. Одним из них является сооружение международного аэропорта «Омск-Федоровка».

Напомним, что в первом материале нового цикла публикаций «Крупнейшие бизнес-проекты Сибири» мы составили обзор первоочередных инвестиционных проектов СФО, включенных в перечень, утвержденный председателем правительства РФ еще в 2010 году. Во втором материале мы рассмотрели крупный инвестиционный проект «Комплексное развитие Нижнего Приангарья», который был утвержден распоряжением правительства Российской Федерации 30 ноября 2006 года и сейчас близится к завершению.

На этот раз «КС» решил рассмотреть проект, имеющий важное значение для транспортной сферы региона, а именно сооружение международного аэропорта «Омск-Федоровка». Строительство этого объекта имеет долгую историю, что вполне позволяет выделить три этапа длительного процесса: во-первых, советский, с начала 80-х до 90-х годов прошлого века, во-вторых, ранний российский, включающий первые девять лет 2000-х годов, в-третьих, современный, без очевидных перспектив окончания.

Наиболее эффективным, с точки зрения достигнутых результатов, оказался именно первый этап. К началу 80-х годов двадцатого века город Омск уверенно входил в список «городов-миллионеров» и подавал хорошие надежды дальнейшего роста. Поэтому неудивительно, что сооружение нового аэропорта в дополнение, а в перспективе — взамен уже действующего «Омск-Центральный», началось именно в эти годы. Ожидавшийся рост промышленности и населения Омска и Омской области должен был быть обеспечен современным аэроузлом с долгосрочной возможностью увеличения объемов пассажирских и грузовых перевозок, которая, как виделось в те далекие времена, окажется не под силу аэропорту «Омск-Центральный». Расположение этого аэропорта практически в городской черте, невозможность обеспечивать в большом объеме грузовые перевозки и принимать новейшие и перспективные широкофюзеляжные самолеты были главными и вполне логичными аргументами против модернизации «Омск-Центрального». Все эти проблемы снимались при возведении нового аэропорта, для которого было выделено место в двадцати километрах от городской черты, на северо-западе от Омска по направлению Тюкалинского тракта — автодороги Р-402 «Омск — Ишим — Тюмень». Будущий аэропорт получил название «Омск-Федоровка», сохраняя память о близ расположенной деревне.

Начало строительства относится к 1983 году, и за последующие десять лет было сооружено более 60% планируемых объектов — аэродромные сооружения, подъездные железнодорожные пути, водовод протяженностью более 20 км, котельная, электрическая подстанция. Всего на этом этапе было освоено почти 50 миллионов рублей (в ценах тех лет), однако к середине 90-х годов темпы строительства резко упали из-за бюджетного дефицита, и «Омск-Фёдоровка» замер в ожидании лучших времен.

В течение последующего десятилетия тема окончания строительства аэропорта постоянно возрождалась на самых разных уровнях и обсуждалась под различными углами зрения. Омская область, возглавляемая губернатором Леонидом Полежаевым, пыталась изыскивать собственные средства для завершения строительства, и в период с 1996 года по 1999 год финансирование составило 29,4 млн. рублей, с 2002 по 2004 год область выделила еще 17 млн. рублей. Однако этих средств в ранний период становления рыночной экономики оказалось явно не достаточно для завершения проекта.

По информации Министерства развития транспортного комплекса (Минтранс) Омской области, предоставленной «КС», ограничение финансирования, вызванное политико-экономическими факторами периода 1990-х годов, привело к приостановке и последующему прекращению работ по строительству нового аэропорта. Впоследствии правительством Омской области предпринимались попытки возобновить работы по достройке аэропорта. Однако завершения работ не последовало, более того, объекты незавершенного строительства аэропорта «Омск-Федоровка» не были законсервированы в соответствии с техническими требованиями, что привело к крайнему ухудшению их состояния.

К началу двухтысячных годов стало очевидно — областной бюджет не в силах обеспечить полноценное финансирование проекта без привлечения сторонних инвесторов. Новые, в отличие от советского этапа, отношения собственности заставляли тщательно анализировать весь комплекс проблем, появляющихся вокруг строительства аэропорта Простые инвестиции в строящийся аэропорт казались малопривлекательными, зато со временем повышался интерес к действующему аэропорту «Омск-Центральный», точнее, к его земельным участкам, расположенным в удобном для будущей застройки месте. По первоначальным планам, открытие «Омск-Федоровки» должно было привести к окончанию эксплуатации «Омск-Центрального», при этом практически в городской черте могли высвободиться значительные земельные ресурсы. Ценность этой земли во многом усиливала намерение администрации Омской области всеми силами способствовать продвижению строительства нового аэропорта, что в определенный момент руководством «Омск-Центрального» стало расцениваться, как попытка получить контроль над собственностью действующего аэропорта с намерением распорядиться ею в интересах возможных будущих инвесторов «Омск-Федоровки». В то же время руководство «Омск-Центрального», не отвергая в принципе идею строительства нового аэропорта, предлагало обратить первоочередное внимание на модернизацию существующего аэропредприятия. Такое положение дел усугублялось самыми разными оценками капитальных вложений, которые требовалось изыскать для завершения строительства.

Так, компания «Аэропорт Хохтиф» (Германия) в 2007 году определила объем предполагаемых инвестиций в размере- 5,3 млрд. рублей со сроком строительства 4 года. В долгосрочной целевой программе (ДЦП) Омской области «Развитие объектов транспортной инфраструктуры Омской области (2010–2016 годы)», принятой в 2009 году, стоимость выполнения работ по завершению строительства аэропорта «Омск-Федоровка» составляет уже 6 899 031 000 рублей, в том числе внебюджетные средства 3 799 031 000 рублей. Однако эксперты скептически оценивали эти цифры. По оценке генерального директора аэропорта «Омск-Центральный» Сергея Круглова, данной в том же 2009 году, для завершения строительства будет недостаточно и 13 миллиардов рублей.

Вызывали вопросы и планы по пассажиропотоку и грузообороту. В той же ДЦП «Развитие объектов транспортной инфраструктуры Омской области (2010–2016 годы)» приводятся плановые цифры, которые должны быть достигнуты аэропортом «Омск-Федоровка» по итогам реализации программы: в 2015 году пассажиропоток увеличится до 700 тыс. человек, объем грузовых перевозок составит 4,5 тыс. тонн в год, а в конце 2016 года пассажиропоток увеличится до 900 тыс. человек, объем грузовых перевозок вырастет до 8,4 тыс. тонн в год. Но Сергей Круглов годом раньше принятия этой программы выражал скепсис по поводу достижения таких показателей.

Время все расставило по своим местам — по итогам работы за девять месяцев 2014 года в Омском аэропорту было обслужено 824,5 тыс. пассажиров, в том числе на внутренних воздушных линиях — свыше 592,2 тыс. человек, на международных воздушных линиях — свыше 232,3 тыс. человек, обработано почты и груза 2 542 тонны. Цифры пассажиропотока даже превышают прогноз на 2015 год, однако эти результаты достигнуты аэропортом «Омск-Центральный», а не «Омск-Федоровка».

2009 год стал очередной вехой на нелегком пути строительства нового аэропорта. Идея привлечения инвесторов под перспективы использования земель «Омск-Центрального» получила мощную федеральную поддержку — указом Президента РФ Дмитрия Медведева от 11 июня 2009 г. № 660 было принято предложение правительства РФ и правительства Омской области о передаче в собственность региона находящихся в федеральной собственности 85,265% акций ОАО «Омский аэропорт». При этом предполагалось, что правительство Омской области привлечет на условиях государственно-частного партнерства инвестиции в размере не менее 7476,75 млн. рублей для завершения к 2012 году строительства аэропорта «Омск-Федоровка» в расчете на увеличение пассажиропотока до 700 тыс. пассажиров. Сергей Круглов, до последнего не принимавший такое развитие событий, подал в отставку с поста генерального директора ОАО «Омский аэропорт», выступив с открытым письмом в адрес Президента РФ Дмитрия Медведева и премьер-министра Владимира Путина с изложением своего видения ситуации.

Нельзя сказать, что решение о передаче акций действующего аэропорта из федеральной собственности в областную стало панацеей от всех неудач «Омск-Федоровки», однако с тех пор вектор движения — привлечение сторонних инвесторов за счет возможного будущего использования территорий «Омск-Центрального» — стал единственным направлением движения. В этих условиях новое руководство «Омск-Центрального» успешно сочетает модернизацию действующего аэропорта и развитие аэропортовой инфраструктуры с «формированием производственного, экономического и кадрового потенциала для переноса основной деятельности в аэропорт «Омск-Федоровка». При этом на первом направлении «Омск-Центральный» продолжает добиваться успехов. Так, 26 ноября 2014 года аэропорт получил допуск на прием широкофюзеляжного воздушного судна типа Boeing 767-300ER., а ранее были получены допуски к приему двух модификаций данного типа воздушного судна — Boeing 767-200, Boeing 767-300.

Что касается многострадального аэропорта «Омск-Федоровка», то к нему был применен максимально серьезный подход. В марте 2010 года немецкий консорциум в составе компаний Hochtief Aktiengesellschaft, Cushman & Wakefield и ООО «Руфаудит-Омское бюро» был признан победителем открытого конкурса на разработку бизнес-плана строительства аэропорта «Омск-Федоровка». Итоги были подведены через год — к апрелю 2011 года участники немецкого консорциума разработали бизнес-план строительства международного аэропорта «Омск-Федоровка». Были выполнены проектные работы по теме «Обоснование объемов и средств осуществления капитальных вложений, а также описание практических действий по осуществлению внебюджетных инвестиций строительства аэропорта «Омск-Федоровка». Инвестиционная емкость проекта была оценена в $120–150 млн, при этом пропускная способность нового аэропорта составит не менее 1,15 млн пассажиров в год.

Дальнейшие события только подтверждали намерения правительства Омской области как можно скорее претворить проект в жизнь. Уже 31 августа 2011 года издается Распоряжение № 116-рп «Об участии Омской области в создании ОАО «Омский аэропорт «Федоровка», в котором область соглашается с предложением ООО «НПО «Мостовик» о совместной реализации проекта по проектированию, реконструкции, строительству и эксплуатации объектов аэропорта «Омск-Федоровка» и принимает участие в создании ОАО «Омский аэропорт «Федоровка» с долей находящихся в собственности Омской области обыкновенных акций, составляющей 49% от общего числа обыкновенных акций. Возглавили новое предприятие бывшие топ-менеджеры того же «Мостовика».

Кроме непосредственного участия в ОАО «Омский аэропорт «Федоровка», Омская область продвигала строительство аэропорта и по другим направлениям. Так, Казенным учреждением Омской области «Дирекция по строительству аэропорта «Омск-Федоровка» (заказчик) и ООО «НПО «Мостовик» (исполнитель) был заключен государственный контракт № 10 от 14.11.2011 на выполнение комплекса работ по сносу (демонтажу) объектов незавершенного строительства на территории аэропорта «Омск-Федоровка» со стоимостью работ в размере 35 076 477 руб. В ходе исполнения этого контракта возникли некоторые трения между сторонами, которые пришлось разрешать в Арбитражном суде.

Но, пожалуй, снос ранее построенных сооружений оказался самым масштабным действием на пути строительства аэропорта.

«Кроме того, по результатам технической проработки проекта установлено, что на сегодняшний день площадь и расположение зданий не соответствуют ожидаемому объему перевозок, что в будущем повлечет значительное увеличение операционных затрат. Завершение строительства инфраструктуры в ее текущем состоянии не рекомендуется по техническим, финансовым и эксплуатационным причинам. В связи с этим на данной стадии работ при формировании юридических условий реализации проекта рассматриваются вариант реконструкции аэродромного комплекса и демонтаж практически всех имеющихся объектов недвижимого имущества аэропортового комплекса аэропорта «Омск-Федоровка», пояснили «КС» в Минтрансе Омской области.

После того, как было уничтожено всё, что за десятилетия утратило свою ценность, на площадке будущего аэропорта воцарилось затишье, а центр всего процесса переместился в кабинеты власти и финансов. Инвесторов так и не нашлось, несмотря на (а может, благодаря) изменение схемы партнерства — земельные участки под «Омск-Центральным» перестали рассматриваться Омской областью как плата инвесторам за участие в проекте. В итоге губернатор Омской области Виктор Назаров в августе 2012 года объявил о приостановке строительства «Омск-Федоровки» из-за нехватки бюджетных средств и о намерении модернизировать действующий аэропорт «Омск-Центральный».

Но точка в инфраструктурном проекте «Международный аэропорт «Омск-Федоровка» еще не поставлена. В последние два года правительство Омской области предпринимало немало усилий для поиска потенциальных инвесторов. Однако наиболее заметным событием стала смена соучредителя областного правительства в ОАО «Омский аэропорт «Федоровка» — в марте 2014 года пакет НПО «Мостовик» (51%) с согласия правительства Омской области был выкуплен омским же ОАО «Межгосударственная корпорация развития». Не исключено, что эта сделка была совершена в ожидании заключения Внешэкономбанка по второму этапу контракта, заключенному с Омской областью в отношении проекта «Омск-Федоровка».

Как сообщили «КС» в Минтрансе Омской области, «в целях привлечения внебюджетных инвестиций по реализации инвестиционного проекта «Строительство и эксплуатация аэропорта «Омск-Федоровка» 31 мая 2013 года между правительством Омской области и государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» (Внешэкономбанк) заключен государственный контракт на оказание услуг инвестиционного консультирования для государственных нужд Омской области.

Результатом оказания услуг является инвестиционный проект «Строительство и эксплуатация аэропорта «Омск-Федоровка». Завершение работ по государственному контракту ожидается в декабре 2015 года. По предварительным расчетам, представленным Внешэкономбанком в отчете по I этапу, суммарная стоимость строительства нового аэропорта «Омск-Федоровка» составляет 16 848,0 млн рублей в ценах 2013 года. На период до 2038 года прогнозируется достижение объемов пассажиропотоков до уровня 3 млн пассажиров и 6 тыс. тонн груза. Эффективность реализации проекта и его окупаемость возможны при условии организации эффективной неавиационной деятельности аэропорта «Омск-Федоровка».

Контракт, заключенный Внешэкономбанком с Омской областью, предполагает три этапа. Первый этап — разработка экономической модели, второй — учет логистической составляющей и логистических центров вокруг аэропорта, и третий — собственно процедура привлечения инвесторов и подготовка конкурсной документации. Сейчас проходит второй этап, который должен завершиться в декабре 2014 года. В соответствии с этими планами Омская область в 2015 году должна выйти на третий этап — поиск инвесторов и работу с конкурсной документацией. Внешэкономбанк комментировать ситуацию с проектом «Омск-Федоровка» отказался, а Минтранс Омской области считает, что очевидным является факт отсутствия на сегодняшний момент финансовых ресурсов бюджета для завершения строительства нового аэропорта. Следовательно, учитывая потребность региона в скорейшем вводе в эксплуатацию нового аэропорта, организационно-правовую схему реализации проекта возможно рассматривать лишь на условиях привлечения средств частного инвестора, и реализация данного проекта предполагается в форме государственно-частного партнерства по концессионной схеме.

Перспективы Омской области в области авиационных перевозок прокомментировал на пресс-конференции в начале апреля 2014 года генеральный директор ОАО «Омский аэропорт» («Омск-Центральный») Виктор Титарёв. По его словам, Омская область оказалась в достаточно сложной конкурентной среде для развития авиаперевозок. Если Екатеринбург и Новосибирск являются центрами крупных агломераций, в радиусе 500–600 км имеющих порядка 10 млн человек, то зона охвата Омского аэропорта — регион с численностью 2 млн человек, сообщил генеральный директор.

Министерство транспорта Российской Федерации также изложило свою позицию по проекту строительства международного аэропорта «Омск-Федоровка», обратив внимание на то, что правительство Омской области до настоящего времени не определилось с выбором инвестора для реализации данного проекта. Минтранс РФ отметило: Федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)» финансирование на реализацию указанного проекта за счет средств федерального бюджета не предусмотрено.

Однако современная экономическая ситуация делает успешный поиск инвесторов в 2015 году достаточно маловероятным, практически невозможным, вне зависимости от выводов и рекомендаций ВЭБа. Судя по всему, проекту «Омск-Федоровка» предстоит пройти еще многие годы и кабинеты прежде, чем оживет пустующая строительная площадка. А пока жителей Омской области и их гостей продолжит обслуживать действующий и успешно развивающийся аэропорт «Омск-Центральный».

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»:

— Естественно, что этот аэропорт нужен городу и области. В первую очередь, потому, что действующий аэропорт исчерпал возможности для развития, и его нужно менять. Во-вторых, у региона есть планы по развитию авиаперевозок, и только новый аэропорт сможет с ними справиться. Кроме того, в стране принята программа развития региональных авиаперевозок и вообще поставлена цель увеличения количества перевозимых пассажиров и объемов грузов в стране, и для этого региону необходим новый аэропорт. В-третьих, новый аэропорт позволит улучшить безопасность полетов, качество обслуживания пассажиров, условия труда для всех работников авиационной отрасли. Можно привести еще массу аргументов в пользу нового аэропорта, но вряд ли это необходимо, так как давно понятно, что новый аэропорт жизненно необходим Омской области и Омску. Вряд ли новый аэропорт сможет именно изменить транспортные потоки в регионе. Скорее всего, речь может идти об увеличении числа рейсов, которые будут
выполняться в/из Федоровки, а также о появлении новых городов, в которые можно будет долететь из нового аэропорта.

Ситуация с новым аэропортом настолько запутанная, что нельзя однозначно сказать, какие проблемы решены, а какие — нет. К тому же его строительство фактически начиналось еще во времена СССР, что лишь усложняет анализ текущего положения дел. Ясно одно, что после того, как решение о строительстве будет принято, придется провести анализ огромного количества информации: юридической, технической, экономической по данному проекту, чтобы понять, в каком состоянии он находится, что уже сделано, что только предстоит сделать, а что нужно переделать. Так что, несмотря на то, что проект был запущен несколько десятилетий назад, можно говорить, что он еще в начале пути и сделать предстоит много. С учетом этого и объем требуемых инвестиций для достройки аэропорта, и сроки его строительства будут определяться после полномасштабного анализа всего проекта.

И сейчас нет никакой ясности с проектом: ведутся ли какие-то работы, что с финансированием и тому подобное? Поэтому и возможный ущерб от прекращения финансирования и строительства аэропорта оценить практически нереально. Здесь гораздо важнее другое. После принятия решения о реализации проекта нужно, чтобы финансирование не прекращалось и было ритмичным, чтобы строительные работы велись постоянно, тогда будут все шансы на успешную реализацию всего проекта и скорейшее начало работы аэропорта «Омск-Федоровка».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ