«Компания года» / «Персона года». Авто: накопив запас прочности, выйти на рынки соседних регионов

Как уже замечал «КС», уходящий год совершенно по-разному отразился на компаниях сферы авторитейла. Одни игроки продолжили сворачивать свое присутствие на рынке, замораживая проекты, другие, напротив, в ожидании будущего роста готовы уже сейчас закладывать значительные инвестиции с длинным сроком окупаемости. Кто стал хедлайнером авторынка в текущем году, выяснял «КС».

Среди критериев выбора «Компании года» по версии «КС» — наиболее динамичные темпы развития, сопровождаемые ощутимым укреплением позиций компании на рынке, наиболее высокий прирост финансовых показателей: прибыли, выручки, оборота, наиболее заметная маркетинговая политика на рынке, активное экспансионное развитие в течение года, результативная управленческая политика, приведшая к заметным для рынка результатам, и т. д.

Основным критерием выбора «Персоны года» является заметный личный вклад в достижение результатов компании.

Основой для анализа являются имеющаяся в распоряжении «КС» статистика независимых агентств по соответствующим рынкам, данные финансовой отчетности компаний, а также события, происходившие с организацией за год и нашедшие отражение на страницах издания и бизнес-портала.

Всего по итогам 2014 года «КС» планирует выделить «Компании года» и «Персоны года» более чем в десяти различных отраслях.

Среди крупных игроков рынка, которые в этом году, несмотря на падение, продолжали подписывать новые дилерские контракты и открывать салоны, можно выделить лишь несколько участников — новосибирскую ГК «МАКС Моторс», красноярские ГК «Крепость» и «Медведь-Холдинг», а также кузбасскую «Картель Авто». К этому списку добавляется и монобрендовый «СТС-Автомобили», запустивший в 2014 году сразу два новых полнофункциональных салона Mercedes-Benz — в Кемерове и Новосибирске.

По версии «КС», «Компанией года» в сфере авторитейла в 2014 году становится красноярская ГК «Крепость» Александра Кангуна. За Александр Кангунпоследний год эта организация стала одной из наиболее динамично развивающихся компаний в своем секторе на рынке. Значительно расширять свое присутствие на рынке ритейлер начал после разделения бизнеса между двумя своими соучредителями — Александром Кангуном и Виктором Поддубным. И хотя по количеству брендов, последнему достался более весомый «кусок пирога», именно компаниям Александра Кангуна удалось заняться экспансией. Насегодняшний день автобизнес ГК «Крепость» представлен девятью дилерскими центрами: Toyota (два салона в Красноярске, Абакан, Ачинск), Lexus (Красноярск), Volvo (Красноярск), Skoda (Красноярск), Mazda (Абакан), представительством всех марок в Иркутской области — мультибрендовым салоном ООО «ТЦ Братск». Амбициозным анонсированным проектом «Крепости» стал выход в Иркутск с запуском там второго дилерского центра Toyota. По этому бренду красноярская компания будет плотно конкурировать с действующим многолетним дилером Toyota — «Иркут БКТ». Также «Крепость» продолжит развитие в Хакасии с запуском в Абакане дилерского центра KIA. Однако самым заметным экспансионным шагом «Крепости» должен стать выход в Новосибирск. Среди брендов, которые будут формировать портфель организации в этом городе, пока подтвержден только Land Rover, и то неофициально, однако, безусловно перечень не будет исчерпываться им. Еще одним заметным шагом «Крепости» в этом году стал запуск собственного производства. Речь идет о компании Arctic Trucks Russia — эксклюзивном дистрибьюторе и производителе внедорожников повышенной проходимости на территории России и СНГ. Продукция, выпускаемая на заводе в Красноярске, представлена у дилеров Toyota по всей России. Наконец, среди проектов «Крепости», выходящих за рамки автобизнеса, можно отметить строительство первой в Красноярском крае пятизвездочной гостиницы Marriott.

Говоря о принципах, лежащих в основе такой политики, член совета директоров «Крепости» Илья Кангун отмечал «КС», что компания рассчитывает на восстановление и дальнейший рост рынка. При этом, по словам дилеров, несмотря на это, «Крепость» всегда исходит из негативного прогноза развития рынка с точки зрения подсчетов сроков окупаемости и других прогнозных финансовых показателей.

Кстати, грядущий выход «Крепости» в Новосибирск достаточно показателен и хорошо иллюстрирует разницу между рынками соседних регионов. «КС» уже писал о том, что новосибирский рынок за 2009-2014 годы пережил процессы кардинальной смены расстановки сил, в ходе которого закрылись почти все ключевые предприятия отрасли от крупных игроков («Автолэнд-Сибирь», группа предприятий А.Э.Соловьева, и.т.д.) до монобрендовых («Автостарт», «Воронцов Моторс», и.т.д.). В то же время красноярский рынок за тот же самый период таких пертурбаций не испытывал. Старейшие игроки в сегменте автобизнеса — «Крепость» и «Медведь Холдинг» лишь планомерно расширяли свое присутствие на рынке, укрепляя позиции и выходя в соседние регионы, причем друг за другом. ««Крепость» и «Медведь» — серьезные «ребята» и в интеллектуальном плане, и в компетенциях, и в ресурсах. Сильные игроки с сильным менеджментом, хорошей финансовой подушкой», — характеризует красноярских дилеров глава ассоциации «Российские автодилеры» (РОАД) Владимир Моженков.

И действительно, в этом году не меньше, чем про «Крепость», поводов для разговоров давал Николай Бяков, «Медведь-Холдинг»и другой крупный красноярский игрок — «Медведь Холдинг». Учредитель компании Николай Бяков отмечал в интервью «КС», что «выигрывает тот, кто может быстро принимать своевременные решения». И действительно, как и в случае с «Крепостью», «Медведь-Холдинг» также нацелился на Новосибирск. Авторитейлер стал утвержденным кандидатом в дилеры BMW в Новосибирске и сейчас ведет переговоры о покупке одного из дилерских центров, который и планируется использовать под салон немецкой марки. В «родном» Красноярске «Медведь Холдинг» получил второе дилерство Mitsubishi. Помимо этого, еще три крупных проекта в течение 2014-го холдинг развивал в Хакасии. В конце ноября в Абакане был открыт новый дилерский центр «Медведь-Юг», представляющий в регионе марку Skoda. 11 числа состоялся торжественный запуск полноценного дилерского центра марки Volkswagen. 18 декабря начнет работать центр BMW. Таким образом, «Медведь Холдинг» получает второе место в проекте «Компания года». А его руководитель и основатель Николай Бяков — статус «Персоны года» в автобизнесе, по версии «КС», за личный вклад в развитие позиций холдинга.

В свою очередь «бронзы» удостаивается «МАКС Моторс». За последние годы у предприятия Владимира Сафронова нет равных в Сибири по количеству представляемых автобрендов. Впрочем, в текущем году темпы прироста портфеля у «МАКС Моторс» были скромнее. В этом году группа компаний получила дилерство Audi в Новосибирске, открыв временный салон марки на Станционной. Кроме того, текущие результаты по бренду Mitsubishi подвигли компанию на выход с этой японской маркой в Омск, где «МАКС Моторс» уже сейчас представляет Mazda. Сейчас новосибирская компания — один из двух дилеров Mitsubishi, однако, по мнению участников рынка, в перспективе «МАКС Моторс» может остаться единственным партнером японской марки в Омске.

Также стоит выделить еще двух игроков сибирского рынка за пределами ТОП-3. Так, наиболее заметным на кузбасском рынке игроком в этом году стал не «Сибинпэкс», не группа предприятий Александра Щукина, а молодая и амбициозная «Картель Авто» Сергея Малянова. Начиная свой бизнес с Nissan в Кемерове, «Картель Авто» пополнила портфель Subaru, а позже начала осваиваться в Новокузнецке. В 2013 году, воспользовавшись уходом с рынка компании «Ситроен Кузбасс», она подхватила Citroen, год спустя — Honda у «Аккурат-Авто». Теперь «Картель Авто» посматривает на Mercedes-Benz в Новокузнецке. Пока остается лишь строить догадки, удастся ли амбициозному игроку получить этот бренд и реализовать то, что в свое время не удалось в этом регионе новосибирской «СТС-Автомобили».

В свою очередь сама компания «СТС-Автомобили» также в этом году отметилась запуском сразу двух полнофункциональных дилерских центров – в Кемерове и Новосибирске, что можно считать высоким достижением для монобрендового дилера, особенно с учетом текущей ситуации на рынке. Основанной Андреем Бецем компании «СТС-Автомобили» все же удалось пережить кризис 2009–2010 годов и удержаться на плаву, не пойдя вслед за «Престиж Авто» (Audi) и «Баварским Моторным Центром» (BMW). В результате компания вернулась к реализации своих долгосрочных проектов и дошла в этом процессе до финиша. Время сыграло на руку, и в то время, пока Audi сменила уже двух дилеров и две площадки в Новосибирске, Mercedes-Benz заполучил в городе два полнофункциональных салона.

Наконец, нельзя не отметить и запуск в 2014 году первого в Новосибирске мотоцентра Harley Davidson. Официальным дилером стало ООО «Мототрейд», главой которой является Ирина Гречухина (Лащева), ранее занимавшая пост управляющего директора «Евро-Спорт-Моторс» (официальный дилер Porsche в Новосибирске). Салон был выполнен в соответствии со стандартами Harley Davidson, а на его открытие приезжал глава марки в России Антон Прохоров. Вопреки мнению скептиков о том, что погодные условия Новосибирска и текущая макроэкономическая ситуация не позволят мотосалону выполнить намеченные планы, первая партия мотоциклов уже распродана.

«Компания года» в сфере автобизнеса 2014 — «Крепость»

«Персона года» в сфере автобизнеса 2014 — Николай Бяков.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ