Пятилетка за два месяца

«КС» начинает серию материалов об уровне и качестве информатизации регионов СФО. Насколько успешно смотрятся в этом аспекте одни регионы относительно других? Чей подход на практике оказался наиболее жизнеспособным? Насколько эффективно расходуются государственные деньги в этой сфере? Начать рассмотрение вопроса «КС» решил с Забайкальского края. За автоматизацию этого региона взялись разработчики из новосибирского Академпарка, обещающие за несколько месяцев завершить проект, на который раньше уходили годы. Возможно ли это реализовать на самом деле, и что по этому поводу думают другие участники рынка, разбирался «КС».

Компания «AT Сonsulting Сибирь» (ООО «ЭйТи Сибирь») вышла на рынок в июле 2011 года в качестве сибирского филиала федеральной компании AT Consulting. Уже в марте 2012 года филиал был преобразован в дочернюю компанию. Основателем и главой компании является Дмитрий Гоков, известный в ИТ-кругах Сибири топ-менеджер и бывший глава сибирского подразделения крупного федерального системного интегратора «Энвижн Груп». Уйдя из «Энвижн Груп», Дмитрий Гоков возглавил «AT Сonsulting Сибирь», фокус основных интересов которой находится не в поставках оборудования и софта, как у обычных системных интеграторов, а в сфере ИТ-консалтинга. Вслед за Дмитрием Гоковым в «AT Сonsulting Сибирь» ушел и ряд других сотрудников «Энвижн Груп», многие из которых работают в компании до сих пор. При этом стоит отметить, что «AT Сonsulting Сибирь» обладает значительной степенью автономности от Москвы, поэтому этого игрока можно на рынке вполне уверенно рассматривать как самостоятельного. Более того, еще в апреле 2012 года компания стала резидентом технопарка новосибирского Академгородка. Также «AT Сonsulting Сибирь» принимает активное участие в проекте электронного правительства. Речь идет как о комплексном сопровождении инфраструктуры этого проекта, так и о переводе госуслуг в электронный вид, организации электронного межведомственного взаимодействия, автоматизации деятельности МФЦ.

На нужды Забайкалья

Автоматизация государственного сектора — важное, нужное и приоритетное дело. Но кроме того, дорогостоящее и трудозатратное, а потому требующее существенных временных ресурсов. Так было до недавнего времени, уверяют специалисты подрядчика по автоматизации Забайкалья, компании «AT Сonsulting Сибирь».

О самом проекте информатизации Забайкальского края с помощью инновационной технологической платформы Smart-Kit, разработанной в недрах Академпарка компанией «AT Сonsulting Сибирь», стало известно в октябре текущего года. К слову, Забайкальский край первым в России внедрил эту платформу и является своего рода «испытательным полигоном». Как уверяют разработчики, возможности платформы позволят региону уже к концу года автоматизировать работу целого ряда ведомств, создав для каждого из них собственную информационную систему. Это означает, что, благодаря новым технологиям, за считанные недели может быть реализовано то, на что раньше уходили годы.

Почему именно Забайкальский край? Причина в том, что в Забайкальском крае по инициативе регионального департамента информатизации и связи стартовал проект по общему совершенствованию госуправления посредством ИТ. Одна из заявленных целей проекта — интегрировать лучший мировой опыт, в частности, технологии электронного государства Сингапура, чья система госуправления считается одной из наиболее эффективных в мире.

Как пояснил «КС» заместитель руководителя департамента информатизации и связи Забайкальского края Виктор Редров, специфика информатизации связана, в первую очередь, с тем, что Забайкальский край относится к дотационным субъектам. Региональные программы информатизации, реализуемые с 2004 года, финансировались в среднем на 19% в год (2012 год — 27,68%, 2013 год — 12,13%, 2014 год — 17,29%), что составляет порядка 0,04% от общего объема расходов бюджета края. В связи с этим при внедрении ИКТ внимание уделяется поиску оптимальных решений, позволяющих исполнять поставленные перед регионом задачи в сфере развития информационного общества и формирования электронного правительства, неся при этом минимальные расходы.

Что касается платформы, то выбор в пользу нее был обусловлен проведенным 11 сентября 2014 года тендером. По данным его протокола, в нем принимали участие две компании: «AT Consulting Сибирь» (ООО «ЭйТи Сибирь») и уже упомянутая «Энвижн Груп» (ЗАО). Начальная цена лота составляла 28,6 млн руб. Такую сумму предложила «AT Consulting Сибирь». В свою очередь «Энвижн Груп» заявил стоимость 22 989 940 руб. Согласно методологии, принятой к рассмотрению заявок, «AT Consulting Сибирь» набрала больше баллов и была признана победителем. По мнению участника рынка, знакомого с ситуацией, но пожелавшего остаться неназванным, одним из факторов победы ООО «ЭйТи Сибирь» стало предоставление информации о большем количестве сотрудников (34 против 18): «Оценка была просто формальная, но, на мой взгляд, обоснованная и в полном соответствии с текущим законодательством. И критерии, и сами результаты— совершенно формальные и легко проверяемые, кроме того, имеют логическое объяснение. Больше участников не было, скорее потому, что срок реализации первого этапа был 5 календарных дней, мало кто готов ввязываться в битву в незнакомой обстановке на таких условиях», — поясняет собеседник «КС». В «Энвижн Груп» подтвердили «КС» свое участие в тендере, однако отказались от более развернутых комментариев, посчитав это нецелесообразным.

Техническое решение

Каковы главные проблемы, связанные с информатизацией задач государственного сектора? Едва ли мы промахнемся, если в первую очередь назовем дефицит бюджета и дефицит квалифицированных кадров. Именно эти задачи позволяет в первую очередь и призвана решить платформа. Как поясняют в Академпарке, за счет автоматизации типовых повторяющихся операций происходит сокращение трудозатрат до 80%, что, безусловно, экономит бюджет и время. При этом главным является то, что основной объем работ по созданию ведомственных ИТ-систем могут осуществлять люди, не имеющие специального технического образования, не программисты, а «простые смертные», прошедшие краткий курс по освоению платформы. Что весьма важно в условиях дефицита ИТ-кадров, свойственного многим региональным органам власти. В этом аспекте можно утверждать, что Smart-Kit — это программа для создания программ, доступная даже для дилетантов.

«Образно говоря, Smart-Kit — это автоматическая линия по выпуску программного обеспечения. Как известно, задача любой автоматизации состоит в сокращении ручного труда и ускорении производства. То же самое имеем в случае Smart-Kit с той особенностью, что тут автоматизируется, пожалуй, самый дорогостоящий труд в экономике — работа программистов», — поясняет идею Дмитрий Гоков.

Значимость разработки для госструктур также подчеркивает генеральный директор Академпарка Дмитрий Верховод: «Еще одним важным моментом является то, что они все делают на свободном программном обеспечении. Это самое важное преимущество. Это то, к чему стремится наше государство, — избавиться от необходимости платить лицензионные сборы крупным корпорациям и делать ИТ-продукты исключительно на базе свободного ПО, потому что это самые дешевые решения, не требующие затрат на их поддержание. Кроме того, это открытые решения, то есть любой желающий может в дальнейшем их дорабатывать и совершенствовать. Таким образом, должны создаваться все ИТ-продукты для органов государственного и муниципального управления».

Вместе с тем некоторые другие участники рынка, конкурирующие с «AT Consulting Сибирь», более скептически оценивают преимущества продукта. Так, директор компании «Госкомсофт» Алексей Шовкун, ранее также имевший опыт работы в «Энвижн Груп», подчеркивает, что на рынке есть схожие продукты, созданные на основе открытых платформ и не требующие лицензирования, позволяющие решить все задачи, возникающие в госсекторе, начиная от автоматизации бизнес-процессов и заканчивая геоинформационными системами. Среди таких решений он называет и продукт «Госкомсофта», в то же время отмечая, что в самом тендере компания напрямую не участвовала. «Компания «AT Consulting Сибирь» в данной ситуации скорее является догоняющим, поскольку на рынке достаточно готовых платформ для автоматизации ведомств. Насколько мне известно, исходя из открытых источников информации об этом продукте, Smart-kit — это очередная платформа, разработанная с нуля и обладающая вытекающими из этого недостатками. Думаю, развитие этого продукта в текущей ситуации будет непозволительно дорого. Пример Забайкалья только подтверждает мои догадки. Фактически внедрение ведомственной информационной системы за практические 30 млн рублей — это новый рекорд стоимости для подобных работ», — поясняет собеседник «КС».

Также Алексей Шовкун усомнился в том, что платформа Smart-Kit сможет решить полный спектр задач в Забайкалье:«Причем по факту полную, комплексную автоматизацию без использования геоинформационных систем в министерстве имущественных и земельных отношений провести нельзя, в Smart-Kit, насколько мне известно, этой подсистемы нет, и что получится в результате — не очень понятно. Давайте дождемся следующего года, после завершения исполнения контракта я съезжу в Читу, пообщаюсь с рядовыми пользователями этой системы. Я надеюсь, мне ее покажут в действии. Хорошим продуктом же будут гордиться и стараться его показать всем заинтересованным, и тогда можно будет делать какие-то выводы».

С этим категорически не согласен технический директор «AT Consulting Сибирь» Сергей Кашин: «Если мы говорим про аналоги, то мы вынуждены обратиться к таким компаниям, как SAP, Oracle, 1C, ЦФТ. Я затрудняюсь ответить, во сколько эта платформа нам уже «вкатилась», но речь идет о миллионах долларов. Можно просто задаться вопросом: во сколько самим компаниям обошлось создание данного инструмента? Если кто-то говорит, что сделает дешевле — пусть делает, мы с удовольствием на это посмотрим. Кроме того, интеграция системы — лишь часть работы, другая часть — глубокий реинжиниринг процессов». Также он не согласен с тем, что данная стоимость является рекордной по рынку, ссылаясь на московские тендеры с более высокими суммами контрактов, а также на то, что в стране еще не было прецедентов заказов на подобный инструментарий.

Более благосклонно оценивает продукт руководитель регионального направления «Сибирь» компании CTI Станислав Титов, также наряду с обозначенными выше спикерами в свое время имевший опыт работы в «Энвижн Сибирь». «Да, компания «AT-Consulting Сибирь» узнаваема, работает во многих регионах, является экспертной организацией по внедрению информационных систем, но конкретно в подробности этого проекта я не погружен. Я не знаком с данной платформой, но думаю, что у «AT-Consulting» в области внедрения информационных систем больше опыта, чем у нас. У нас основная специализация — это разработка IT-коммуникации и сетей передачи данных, а у «AT-Consulting» — это именно разработка софтверных приложений, интеграция информационных систем, государственных сервисов».

Впрочем, сам заказчик также вполне доволен. Как говорит заместитель руководителя Департамента информатизации и связи Забайкальского края Виктор Редров, «у данного решения множество преимуществ. Прежде всего — это его универсальность и адаптивность, поскольку систему можно использовать для дальнейшей автоматизации деятельности других ведомств. Также из немаловажных преимуществ можно выделить экономичность — отсутствие необходимости приобретения лицензий, так как решение выполнено на базе свободного ПО, и оперативность. В целом работой подрядчика мы довольны, все работы выполняются быстро, качественно и в установленные сроки. Все наши предложения в процессе реализации проекта всегда находят отклик».

Человеческий фактор

При разговоре об информатизации административных процессов главный вопрос кроется не столько в том, какая компания и на основе какой платформы осуществляет работы, а в том, какие задачи при этом решаются, и какие проблемы и сложности можно уверенно прогнозировать. Например, будут ли рядовые сотрудники государственных органов с должным старанием пользоваться данной системой, или это будет «информатизация ради информатизации»?

Алексей Шовкун высказывается по этому поводу довольно оптимистично: «Информатизация ради информатизации нигде не приживается. Любая автоматизация должна упрощать какие-то задачи, тогда она не будет вызывать отторжения. Если она упрощает задачи руководителя, любой саботаж достаточно просто пресекается им же. Хотя один нюанс я все-таки упомяну. В последнее время информатизация упрощает жизнь не сотруднику органа власти или местного самоуправления, а гражданам. У рядовых специалистов появляется дополнительная работа, из-за чего возникают ситуации «вплоть до увольнения». Однако такая ситуация, по его словам, возникает достаточно редко. «С учетом внимания контролирующих органов (как внутренних, так и внешних), а также большой востребованности работы госслужащими в настоящее время не могу сказать, что возникают ситуации, когда что-то используется не в полной мере. Обычно перед стартом проекта очень много думают, и мало кто берется за реализацию проектов без требований со стороны законодательства, т.е. по своей инициативе», — резюмирует собеседник «КС».

Впрочем, в самой администрации Забайкалья ситуацию оценивают более скептически: «Эффективность работы в целом будет, в том числе, зависеть от готовности органов власти работать по-новому. Необходимо учитывать, что первое время мы можем столкнуться с сопротивлением сотрудников органов власти, вызванным нежеланием менять сложившийся порядок. Отметим неготовность чиновников к каким-либо переменам в сложившемся и устоявшемся принципе их работы, и некомпетентность большинства сотрудников в сфере информационно-телекоммуникационных технологий, а также огромные трудности финансирования государственной программы по информатизации Забайкальского края», — пояснил «КС» Виктор Редров.

Также он обращает внимание и на то, что именно от человеческого фактора будут зависеть сроки окупаемости проекта: «Касаемо срока окупаемости проекта можно совершенно точно утверждать, что информатизация сама по себе не дает мгновенного эффекта. Реализация данного проекта в Забайкалье создаст огромный резерв для дальнейшего роста экономики и притока инвестиций, однако как этот резерв будет использован, и превратится ли он в реальный рост экономики, зависит от эффективности менеджмента и готовности работать по новым правилам».

Цели и задачи

Говоря об основных целях информатизации, Виктор Редров отметил, что этот процессносит не только технологический характер, но и сопровождается оптимизацией административных процессов. Это позволяет повысить прозрачность и обеспечить открытость деятельности региональных и муниципальных органов власти, исключить коррупционную составляющую и снизить административные барьеры между гражданами и государством при предоставлении государственных и муниципальных услуг, а также обеспечить гражданам доступность различных каналов получения услуг».

Как утверждают в компании «AT Сonsulting Сибирь», в Забайкальском крае до конца текущего года предстоит автоматизировать деятельность ряда госорганов в сфере имущественно-земельных отношений, природопользования, ЖКХ. Причем работа не ограничивается только техническими нововведениями.

Одна из главных задач — реинжиниринг рабочих процессов органов власти. Это связано с тем, что для эффективного функционирования ИТ-систем необходима соответствующая организационная настройка работы ведомств. Должны быть устранены все ручные операции, теряющие смысл при применении информсистем, а количество используемых бумажных документов должно быть сведено к минимуму. Для этого осуществляется тщательный анализ действующих административных регламентов и прочих нормативных актов. В них вносятся соответствующие изменения, после чего производится обучение служащих работе по новым правилам. Как подчеркивает Дмитрий Гоков, «регион стремится избегать пути «информатизации хаоса», который часто приходится видеть. Имеется в виду такое состояние дел, когда автоматизации подвергаются неэффективные процессы, требующие предварительного преобразования. Отдача от «информатизации хаоса», как правило, нулевая, а то и вовсе отрицательная. Поэтому проект в Забайкальском крае включает в себя общий пересмотр действующих процедур и приведение их в такой вид, когда все промежуточные операции по максимуму переводятся в электронный формат».

На текущий момент, по словам Виктора Редрова, в Забайкалье реализованы следующие проекты: внедрение и доведение до уровня поселений системы электронного документооборота, создание и введение в эксплуатацию государственной информационной системы «Портал государственных и муниципальных услуг Забайкальского края», создание единого информационного пространства органов власти и органов местного самоуправления, а также создание и доведение до уровня поселений системы межведомственного электронного взаимодействия.

Прогнозируемые трудности

Что касается прогнозируемых трудностей, то наиболее распространенным тормозом для совершенствования регионального госуправления Дмитрий Гоков считает федеральное законодательство: «Изменять его регионы, к сожалению, не могут, и вынуждены приспосабливать свою работу под неэффективные, зачастую потерявшие актуальность нормы и требования».

С ним солидарен Станислав Титов: «У госорганов здесь возникают большие сложности, начиная от необходимости разделять на отдельные договоры услуги и работы и заканчивая неожиданными итогами государственных торгов».

Однако в самой администрации Забайкалья прогнозируют и другие трудности. К основным проблемам, препятствующим эффективному процессу информатизации, Виктор Редров относит неготовность органов государственной власти и органов местного самоуправления к изменению сложившейся системы работы и процесса предоставления государственных и муниципальных услуг населению; дублирование и закрытость информационных ресурсов, отсутствие упорядоченных информационных потоков между органами власти; низкое материально-техническое оснащение муниципальных образований, а также дефицит бюджетных средств.

Возникает еще один резонный вопрос: если случится ситуация, что в одном или нескольких регионах часть госструктур будет информатизирована на основе платформы Smart-Kit, а другая часть — на основе технологий других компаний, смогут ли эти технологические решения стыковаться?

Как уверяют специалисты, сложностей с этим не будет. «Состыковать можно все что угодно, было бы желание всех заинтересованных сторон. Минкомсвязи проделало большую работу по созданию инфраструктуры, обеспечивающую интеграцию решений. Это такие государственные информационные системы, как СМЭВ, являющаяся «шиной передачи данных», и ЕСИА, позволяющая авторизовываться гражданам и сотрудникам органов власти в единой системе. Если все взаимодействующие стороны будут придерживаться этих правил, все можно объединить», — говорит Алексей Шовкун.

Его поддерживает Станислав Титов: «Если ты пытаешься интегрировать свое решение с информационной системой, разработанной другим системным интегратором, то данный системный интегратор должен предоставить информацию для способа изменения этой информационной системы (коды). Это происходит не всегда, но, я думаю, две IT-компании при наличии взаимных интересов всегда могут договориться и сделать так, чтобы в конечном итоге именно заказчик получил то, что ему нужно».

Текущий проект рассчитан на два с половиной месяца и, как уверяет Дмитрий Гоков, будет завершен в декабре. Уже проведено техническое развертывание платформы на региональной базе, проведен анализ нормативных актов, завершается внесение изменений в регламенты. По словам Дмитрия Гокова, подобный организационный консалтинг занимает львиную долю времени, а собственно разработка и запуск систем производится в гораздо более короткие сроки, что, собственно, и обеспечивается возможностями платформы. «Если говорить о полной автоматизации госорганов Забайкалья на платформе Smart-Kit, включая все оставшиеся ведомства, то, учитывая возможности платформы и уже произведенные работы, она вполне может быть осуществлена в течение первого полугодия 2015 года».

Более осторожно высказывается о сроках Виктор Редров: «Определить конкретные сроки автоматизации нашего края довольно проблематично, т.к. данный процесс зависит во многом от социально-экономического состояния субъекта, в частности, от объема средств, выделяемых на реализацию проектов развития информационного общества, а как мы знаем, наш край является дотационным субъектом».

В настоящее время проект с использованием Smart-Kit идет также в Алтайском крае, где осуществляется информатизация муниципалитетов. По словам специалистов «AT Сonsulting Сибирь», также проведены переговоры о внедрении Smart-Kit в следующем году в еще одном регионе — Калужской области, и есть заинтересованность в платформе со стороны ряда других субъектов РФ — ЯНАО, Челябинской, Мурманской и Тамбовской областей.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ