«Мы хотим услышать всех заинтересованных»

На вопросы «Континента Сибирь» о политической ситуации в Новосибирской области, отношениях с деловым сообществом и недавних назначениях в областном правительстве ответил губернатор НСО ВЛАДИМИР ГОРОДЕЦКИЙ.

Когда летом вы инициировали создание региональной программы реиндустриализации, никто не предполагал, каким будет конец года. Экономическая обстановка не меняет приоритеты? Следующий год будет годом выживания или прорывов и движения вперед?

– Консолидированный бюджет области системно защищает текущие расходы, бюджетные зарплаты, социальные проекты и меры соцподдержки. Он ограничен в возможностях развития. Но жить только тем, чтобы поддерживать существование – не та цель, которая должна стоять перед Новосибирской областью. В экономике вообще нельзя стоять на месте и отказываться от задач развития и роста. Мы должны найти решения, которые обеспечат более высокую конкурентоспособность региона.

Мы сейчас находимся в числе двадцати субъектов РФ со стабильным экономическим положением, но впереди 10 регионов с валовым продуктом больше триллиона. А у нас по году будет около 780 миллиардов рублей. Если говорить о ВРП на душу населения, то мы далеко ниже двадцатого места. Вот резерв роста. Требуется более активная позиция правительства, всех органов власти по привлечению инвестиций для создания благоприятного, открытого, мотивационного инвестклимата.

Разработку государственной программы реиндустриализации поддержали и научное, и промышленное, и бизнес сообщества. Предлагая взяться за такую программу, я прежде всего опирался на опыт, который у нас уже есть. В 2003 году мы разрабатывали программу «Стратегический план устойчивого развития города Новосибирска до 2020 года». Полтора года этим занимались. Можно было, конечно, дать заказ Институту экономики СО РАН, они аналогичный документ разработали бы за полтора месяца. Но мы пошли по другому пути, по пути диалога с городским сообществом, вовлекая экспертов, промышленность, малый бизнес, спрашивая их, какие точки роста у нас есть. В итоге получили общий документ, формулирующий единое видение будущего Новосибирска властью, бизнесом, реальным сектором экономики. Не концепцию или идеологию развития вообще, но прикладной план мероприятий, по которому город развивался и развивается. В 2005 году городской совет принял эту программу, уже девятый год многие показатели, которые мы тогда закладывали, подтверждаются и перевыполняются.

Аналогичным образом, нам необходимо сегодня получить документ, содержащий дорожную карту, в каких отраслях, в каких сегментах мы будем прирастать и за счет чего, какие технологии появятся, какие научные разработки будут внедрены и где. Каков механизм реализации конкурентных преимуществ Новосибирской области, связанных с наукой и инновациями.

Мы уже провели первое рабочее совещание совета по реиндустриализации, в него вошли 76 человек, созданы 12 рабочих групп по отраслям. Мы хотим создать условия, максимально благоприятные для того, чтобы услышать всех заинтересованных. Поэтому когда я вижу в «Континенте Сибирь» специально созданную рубрику, посвященную реиндустриализации, и выступления по этой теме – меня это радует, это хорошо дополняет деятельность совета и рабочих групп. Я надеюсь на объединение усилий, чтобы в результате к середине 2015 года подготовить документ, по которому и будет выстраиваться наша работа.

Из последних выступлений в «КС», как вы относитесь к идее Валерия Червова раскрутить экономику через строительный комплекс?

– Мы с Валерием Дмитриевичем Червовым много раз встречались и когда я был мэром города, «Сибирь» – это успешная перспективная компания, которая всегда вводила большие объемы, и в этом году, наверное, они сдадут по области и по городу самые большие площади жилья. Эффект мультипликативности, который возникает в строительном комплексе, заметен, для меня показатель – развитие сегмента среднего бизнеса. Новосибирск пятый год подряд строит более миллиона квадратных метров. Кроме Москвы и Санкт-Петербурга, а это другая категория городов, никого нет рядом с нами по масштабам строительства. И вот посмотрите, как потребности строительного комплекса вызывают к жизни новые индустриальные проекты. Возводятся новые заводы: завод кабеленесущих систем, завод сухих строительных смесей, в первом квартале «Первый строительный фонд» введет завод крупнопанельного домостроения. И это еще не всё. Строительная отрасль развивается, у нас прекрасный задел, в разных стадиях на 3,7 млн квадратных метров. На момент, когда мы с вами разговариваем, мы уже выполнили годовой план ввода жилья по области, а он очень немалый, 1 727 тыс. квадратных метров. Важно отметить равномерность ввода. Не на декабрь всё приходится, а распределяется по году.

Идея продажи Промышленно-логистического парка (ПЛП), где строит завод Майис Мамедов, у многих вызывала сомнения и беспокойство. На какой срок она отложена?

– Надо вывести ПЛП на максимальный уровень развития по всему сегменту, дальше посмотрим.

В Новосибирской области применены различные формы стимулирования научного и инновационного потенциала, который вы назвали конкурентным преимуществом региона: наукограды, технопарки. Как вы оцениваете их значение и позволяет ли бюджетная ситуация развивать эти проекты в 2015 г.?

– Мы за три-четыре последних года прошли очень приличный путь освоения пилотных проектов развития экономики. Технопарк Академгородка – великолепный пример, когда за короткий срок мы получили действующий механизм, когда от научных разработок идей до внедрений. 279 резидентов, 13 млрд валовый оборот, 8200 высокотехнологичных рабочих мест.

Заслуживает упоминания феномен развития медицинского технопарка на базе НИИТОс уникальным сочетанием усилий частного инвестора с государственной поддержкой. Путь от новых технологий максимально сокращен, прежде всего по наноматериалам для суставных протезов.

Еще пример – «Биотехнопарк» Кольцово, может быть, не такой яркий и заметный, но и там есть предпосылки для успеха. В проект уже упоминавшегося ПЛП, может быть, мы и не совсем удачно входили, без якорного резидента, но сама идея ПЛП великолепная. По признанию экспертов Минэкономразвития это сегодня лучший по объему, по специфике технопарк России. Уже 19 резидентов ведут на территории ПЛП свою деятельность, осваивая 28 млрд инвестиций, в этом году четыре предприятия начнут работать. Требуется еще два-три года, чтобы ПЛП проявил себя в полной мере. Для нас это проект – источник опыта, который нужно тиражировать. Сейчас соответствующие службы работают над еще одним парком – логистическим, выбирая, где его развернуть с учетом доступа к транспортным узлам.

Для инноваций требуется и определенная социальная городская среда. Сибирское отделение Академии наук не могло развиваться без особой атмосферы Академгородка. Сейчас интенсивно растет наукоград Кольцово, но известно, что в его инфраструктуре не хватает, например, хорошего дома культуры.

– Тот же технопарк призван формировать социальную среду для молодых ученых. Эта задача решается вместе с обеспечением их жильем. В около села Ложок для технопарка отведена зона строительства арендных и малоэтажных домов. Мы будем продолжать работать в этом направлении, в том числе на базе наукограда Кольцово. Дом культуры – да, знаю, он был бы там далеко не лишним. Сейчас пока трудно принять такое решение. Уверен, что мы придем к этому, но не сегодня.

Политическая стабильность – одно из наиболее существенных условий экономического успеха территорий. Новосибирская область теряла в темпах развития вследствие политических конфликтов и скандалов конца 2013 и начала 2014 годов. Согласитесь ли вы с тем, что отношения города и области, мэрии и областной власти являются осью внутриполитической ситуации в Новосибирской области?

– Все мои 14 лет работы мэром взаимоотношения областного центра, самого крупного в стране муниципального образования, и области образовывали ось, стержень стабильности, вокруг которого формировалась динамика позитивных изменений. Я рад, что с моими коллегами-губернаторами, с которыми мне пришлось работать, мне удавалось находить условия взаимодействия, опираясь на один простой принцип: перед нами люди, мы несем перед ними ответственность за то, чтобы им было комфортно работать и жить в городе, в области. Я прошел эту школу. Хорошо понимаю, насколько все взаимосвязано, знаю, что без развития города не может быть развития области, прежде всего экономического, социального, научного, а без развития сельских территорий не будет успешным город Новосибирск.

Весной и летом часто утверждалось, что в области устанавливается обстановка консолидации и объединения. Осенью стали преобладать упреки, в том числе и из здания мэрии, что те или иные вещи делаются неправильно.

– Не раз говорил и еще раз повторю, что управлять городом – это большое искусство. Это наука, которой никто не учит с детства, и в институте не учат, к сожалению. Эта наука приходит по жизни. Эта наука и к мэру города придет.

Вы будете терпеливо ждать?

– Я буду способствовать, чтобы понимание пришло быстрее. Надо освоить и понять, что это такое – управлять городом. За два месяца, за 100 дней – пока рано подводить итоги. Но принципы должны быть заложены сразу понятные и конструктивные. Что не устраивает? А не устраивает одно, что сегодня при принятии обыкновенных управленческих решений, ну, взять, например, в эпизоде с перераспределением НДФЛ, вопрос сразу политизируется. Он переводится из хозяйственного в политическую плоскость, где начинается выяснение, кто в какой партии, кто в какой команде, кто кому проиграет и так далее. Вот этого не должно быть. А это сегодня уже ощутимо присутствует. Меня это настораживает. Поэтому ждать не будем.

Вы с Локтем пробовали обсудить эту ситуацию напрямую?

– Обсуждаем. Он участвует во всех моих аппаратных совещаниях, у него есть возможность чувствовать атмосферу и видеть проблемы управления регионом и самому решать, насколько я объективен. Ждать не будем, будем работать на консолидацию, чтобы люди не почувствовали разобщенность в системе управления.

Иногда высказывается мнение, что курс на эскалацию противоречий не столько от самого Локтя исходит, сколько от окружения мэра.

– Точно.

Лично от мэра вы чувствуете встречное стремление к диалогу?

– Я могу сказать, что Анатолий Евгеньевич осваивает свою должность мэра, хозяйственную прежде всего, видит проблемы, не боится их видеть. Пока он не всё изучил и не всё в полной мере представляет, и это нормально… Ну не было этого в его жизни до недавних времен, он не виноват в этом. Но некоторые люди в его окружении пытаются этим злоупотреблять, политизировать ситуацию и играть на ней. Это правда. Но, я думаю, Анатолий Евгеньевич во всем разберется.

Избрание Дмитрия Асанцева председателем городского совета прошло с вашего согласия. Вероятно, вы учитывали аргументы критиков такого выбора, основанные на утверждении, что Асанцев – человек, связанный с первым вице-мэром Виктором Игнатовым, однако отклонили их. Почему?

– А причем здесь Игнатов? Дмитрий Владимирович Асанцев несет персональную ответственность перед людьми. Он публичный руководитель, председатель Новосибирского Совета депутатов и в этом качестве он поймет очень быстро свою персональную ответственность за системность, за благополучие и за спокойствие, за социальный климат, который он своими действиями, как председатель совета, должен обеспечивать. Я высказал свое мнение, когда мы обсуждали кандидатуру на президиуме регионального политсовета партии «Единая Россия». Я сказал, что правильно было бы его поддержать. Человек заместителем проработал уже 8 лет, опыт имеет.

На страницах «КС» еще весной анализировалась возможность реорганизовать систему местного самоуправления в Новосибирской области и в том числе на территории областного центра. Уже тогда на эту тему выступали депутаты Законодательного собрания, например, Юрий Шпаков, которые оценивали позитивно такой вариант. Как вы относитесь к этой идее, есть ли у нее перспектива?

– На данном этапе мы определились. Федеральное законодательство оставляло на усмотрение субъекта РФ принять модель, при которой в городе формировалось несколько муниципальных округов каждый со своим депутатским корпусом, своим бюджетом, они из своих представителей формируют городской совет, а уже из городского совета избирается глава города, после чего назначается сити-менеджер. Мы эту систему не поддержали, сохранили выборность мэра. В то же время в пяти сельских районах главы районов будут избираться из состава представительных органов. И трое глав райцентров избираются через представительные органы. Было желание опробовать эту модель, она покажет со временем свои плюсы, минусы. Конечно, федеральный центр формирует тренд перехода на систему сити-менеджеров. В нашей компетенции вернуться к этому решению. Не исключаю, что вернемся.

Какие задачи поставлены при формировании областного министерства строительства во главе с Сергеем Боярским? Среди руководителей мэрии Новосибирска высказывались опасения, что существуют намерения изменить правила работы с землей на территории Новосибирской области – передать все полномочия на областной уровень.

– Печально, если есть такие мнения, и кто-то в городском руководстве видит угрозу в работе людей, которые перешли в правительство области. Я сформировал команду не для угроз, а для интенсивного развития области. Не случайно разделил министерство ЖКХ и строительства, явно перегруженное по функциям, на два самостоятельных ведомства. По каждому направлению есть перспективные сложные вопросы, которые надо системно решать. ЖКХ, к примеру, входит в новую систему капитального ремонта по накопительной системе. Сложнейшую проблему, объективно так сложилось, представляет снос ветхого аварийного жилья в Новосибирской области. В тоже время и в строительстве важно поддержать динамику развития… Поэтому разделил. Сергей Владимирович Боярский как профессионал, который умел и миллион квадратных метров жилья, и 14 детских садиков в год вводить, нужен на том месте, куда он назначен. Думаю, что высокий уровень профессиональной работы, ему присущий, он реализует на своей новой должности.

Будут ли меняться правила, закрепленные ФЗ-131? ФЗ позволяет взять управление земельными отношениями на уровень области. Когда закон вводился, я категорически был против этого, и убедил, что не надо этого делать, и Виктора Александровича Толоконского, и впоследствии Василия Алексеевича Юрченко. Мы потеряем в динамике принятия, если пойдем на это. Важнее при развитии новосибирской агломерации найти принципы координации управления земельным ресурсом на стыке большого города с пригородами. Создавая агломерацию, мы формируем перспективные транспортные коридоры, которые должны усилить потенциал Новосибирска как центра логистики, центра транспортного узла. Для этого нужно научиться согласовывать земельные решения различных муниципалитетов. Это непросто, есть трудности, но нельзя пытаться преодолеть их административными методами.

Могли бы прокомментировать распределение полномочий в решении экономических вопросов между вашими первыми заместителями: Соболевым (первый вице-губернатор) и Знатковым (первый вице-премьер областного правительства)?

– Давайте поясню. Анатолий Константинович Соболев как первый заместитель губернатора отвечает за вопросы жизнеобеспечения Новосибирской области, включая работу транспорта, действия в чрезвычайных ситуациях. Также его задача – курировать развитие промышленности, разработку программы реиндустриализации.

У Владимира Михайловича Знаткова другие полномочия – координация планового экономического инвестиционного развития: бюджет, доходы, инвестиционные расходы. Без взаимодействия этих двух направлений невозможно выстроить управление. Они должны быть сопряжены, находиться в диалоге, но компетенция у каждого своя. Я рад, что с приходом Ольги Витальевны Молчановой в Министерство экономического развития, мне удалось объединить усилия специалистов такого уровня, как она, как опытный финансист, министр финансов Голубенко, и Владимир Михайлович Знатков, человек, знающий межбюджетные отношения, умеющий чувствовать хозяйство через экономическую составляющую. Мы налаживаем более системную работу по увеличению инвестиционной привлекательности Новосибирской области. Задача ставилась и прежде, работа велась, сомнений нет, но сбалансированности порой не хватало.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ