Опыт компании. 1 млрд руб. — на технологии

До 2020 года «Газпром нефть» в лице своего дочернего предприятия «Газпромнефть — Терминал», отвечающего за перевалку и хранение нефтепродуктов, планирует вложить 32 млрд рублей в комплексную реконструкцию принадлежащих компании российских нефтебаз. В Омске был реализован пилотный проект реконструкции стоимостью 1 млрд рублей. Первый опыт оказался успешным, и руководство компании намерено транслировать его на все остальные объекты своего нефтебазового хозяйства.

Реконструкция Омской нефтебазы завершилась осенью текущего года.

После модернизации объем резервуарного парка Омской нефтебазы, построенной в 1970 году, увеличился с 14 до 20 тысяч кубометров. При объеме перевалки в 800 тысяч кубометров в год предприятию удалось добиться целевых показателей по оборачиваемости.

«КС» решил воочию убедиться, как реконструкция сказалась на конечном продукте. Генеральный директор «Газпромнефть — Терминала» Павел Полищук лично провел экскурсию по модернизированному объекту для региональных журналистов, среди которых был и корреспондент «КС».

Обслуживание

Экскурсияначалась с зала, который ежедневно посещают водители сотен автоцистерн. На Омскую нефтебазу приезжают за топливом как бензовозы, обслуживающие региональную сеть АЗС «Газпромнефть», так и представители компаний, закупающих топливо оптом.

«Количество бензовозов и необходимый им объем нефтепродуктов заранее известны, — объяснил Павел Полищук. — В автоматизированной системе аккумулируется вся информация о бензовозе: его вместимость, дата проведения калибровки и проверки, и так далее. Также у нас имеется вся информация о водителе. Сам водитель идентифицируется в системе с помощью электронной карты».

Задачей модернизации было сократить время пребывания водителя на нефтебазе и увеличить суточный объем отпускаемого нефтепродукта. Исходя из этой цели и возникла необходимость перевести процесс на автоматизированную систему самообслуживания.

Налив

Процесс отпуска нефтепродуктов на новой станции налива (АСН) также полностью автоматизирован. Отгрузка топлива не начинается, пока не сработают все защитные датчики.

На АСН могут одновременно загружаться до восьми бензовозов, а ее производительность составляет 1200 кубометров в час. В месяц Омская нефтебаза отпускает порядка 70 тысяч тонн топлива. Станция оснащена системой нижнего налива. На нее переведены и практически все бензовозы «Газпром нефти» в регионе.

Хранение

Все резервуары Омской нефтебазы оснащены контролирующими датчиками, системой противоаварийной защиты. Уровень выбросов углеводородов в атмосферу на объекте сведен к минимуму, за счет применения установки рекуперации паров. Причем данная система имеет замкнутый цикл: нефтебаза — бензовоз — АЗС — нефтебаза.

В процессе модернизации также была построена новая насосная станция, позволяющая значительно повысить производительность процесса приема и отпуска нефтепродуктов. Включаясь в работу, мощность и тактовая частота насосов увеличивается, в зависимости от количества наливаемых цистерн. Таким образом в компании пытаются добиться энергоэффективности. Как следствие, увеличить долговечность насосов.

Кадры

В настоящий момент на Омской нефтебазе работает 58 человек. Несмотря на автоматизацию всех процессов, сокращения рабочих мест на предприятии не прогнозируют. Изменится его кадровая структура — на нефтебазах увеличится число инженерного персонала, который будет обслуживать современное оборудование.

«Для «Газпромнефти» этот проект ключевой, на опыте его реализации будут поэтапно модернизироваться и другие объекты нефтебазового хозяйства», — отметил Павел Полищук.

На комплексную реконструкцию нефтебазы в среднем уходит 2,5 года и, в зависимости от объема перевалки, тратится от 1 до 2 млрд рублей. В компании признаются, что замкнуть и автоматизировать весь цикл, тем более без остановки рабочего процесса, было непросто. Это потребовало большой проектной и организационной работы и усилий персонала.

Общий уровень автоматизации Омской нефтебазы позволил повысить эффективность системы производственных процессов на объекте, сократить затраты на услуги перевалки и хранения топлива, усилить безопасность технологических процессов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ