Компания года/Персона года. Ритейл: Есть и строить

«КС» подводит итоги в сфере ритейла на территории Сибирского федерального круга. На первый план в 2014 году на нем вышли продовольственный и строительный сегменты: их участники показали наибольший рост в сравнении с другими отраслями. Несмотря на то, что ритейл переживает сейчас не лучшие времена, сибирский рынок пополнился новыми игроками, а уже ведущие на нем деятельность компании значительно расширили свое присутствие. Кто из участников в этой ситуации стал «Компанией года» и «Персоной года» — в материале «КС».

Среди критериев выбора «Компании года» по версии «КС» — наиболее динамичные темпы развития, сопровождаемые ощутимым укреплением позиций компании на рынке, наиболее высокий прирост финансовых показателей: прибыли, выручки, оборота, наиболее заметная маркетинговая политика на рынке, активное экспансионное развитие в течение года, результативная управленческая политика, приведшая к заметным для рынка результатам, и.т.д. Основным критерием выбора «Персоны года» является заметный личный вклад в достижение результатов компании. Основой для анализа являются имеющаяся в распоряжении «КС» статистика независимых агентств по соответствующим рынкам, данные финансовой отчетности компаний, а также события, происходившие с организацией за год и нашедшие отражение на страницах издания и бизнес-портала. Всего по итогам 2014 года «КС» планирует выделить «Компании года» и «Персон года» в 12 различных отраслях.

«Компания года»

FMCG

Наиболее динамичные показатели развития в 2014 году на территории Сибири в сегменте FMCG (Fast Moving Consumer Goods — товары повседневного спроса) показала федеральная сеть «Магнит». Владелец — компания «Тандер» бизнесмена Сергея Галицкого. Самого крупного ритейлера России ждали в регионе достаточно давно, и вот в 2014 году «Магнит» реализовал свои намерения, тихо, но уверенно выйдя на сибирский рынок. По данным сети, за 10 месяцев текущего года в Сибирском федеральном округе было открыто 83 магазина различных форматов розничной сети «Магнит».

Из них в Алтайском крае — 14 магазинов, в Кемеровской области — 16, в Новосибирской области — 27 торговых точек, в Омской области— 14 и 12 магазинов в Томской области. На 31 октября 2014 года в СФО работает 203 торговых точки сети: 183 магазина в формате «у дома», 3 гипермаркета, 2 магазина «Магнит Семейный» и 15 магазинов «Магнит Косметик». В частности, в Новосибирске первый «Магнит Косметик» открылся в ноябре 2014 года на улице Дуси Ковальчук. Он специализируется на продаже товаров бытовой химии, парфюмерии и косметики.

Как отметили «КС» в пресс-службе сети, компания «Магнит» рассматривает населенные пункты СФО, как и другие округа РФ, в качестве потенциальной территории для развития сети. Однако свои планы по открытиям на 2015 год не раскрывает.

Таким образом, появление крупного федерального игрока с амбициозными планами развития способно оказать заметное влияние на рынок. Вместе с тем уже текущие показатели по количеству запущенных точек обеспечили «Магнит» статусом «Компании года» в сфере ритейла по версии «КС».

Говоря об альтернативных кандидатах, стоит отметить, что схожую динамику показала сеть «Мария-Ра», открыв на текущий момент, по собственным данным компании, 80 новых точек в Алтайском крае, Республике Алтай, Новосибирской, Томской и Кемеровской областях. И это при том, что ранее на рынке говорилось о том, что часть магазинов «Мария-Ра» перешла «Магниту».

Усилила собственные позиции в 2014 году сеть «Лента», запустив на территории Сибири сразу четыре гипермаркета — в Новосибирске, Красноярске и два магазина в Новокузнецке. Площадь точек в среднем составила по 12 000 кв. метров. В Новосибирске сеть открыла шестой по счету гипермаркет на улице Мясниковой и приступила к строительству седьмого объекта на Бердском шоссе, тем не менее, когда он будет сдан в эксплуатацию, пока сказать сложно. С разрешением на возведение здания возникли вопросы, о чем недавно писал «КС». По словам менеджера по связям с общественностью сети «Лента» Яны Могилевой,до конца года в планах компании — открытие магазинов также в Омске, Новокузнецке и Тобольске.

Наконец, еще одним претендентом можно назвать сеть «МЕТРО Кэш энд Керри», которая в декабре обещает открыть третий торговый центр в Новосибирске. Размер нового магазина будет существенно меньше первых двух, расположенных на улицах Большевистской и Северной — их площадь составляет по 12 000 кв. метров и 14 000 кв. метров соответственно. «Помимо вышеозвученного объекта в Новосибирске, на сегодняшний день в планы компании не входит открытие новых торговых центров на территории СФО в ближайшей перспективе», — уточнила «КС» руководитель по корпоративным и внешним коммуникациям «МЕТРО Кэш энд Керри Россия» Оксана Токарева.

В то же время такие крупные игроки на рынке продовольственного ритейла, как «АШАН» и «О’Кей», за нынешний год не открывали точек на территории Сибири, поэтому оказались за рамками номинации. Тем не менее уже в следующем году они могут наверстать упущенное. «К концу декабря планируем запустить гипермаркет в торгово-развлекательном центре «Праздничный» в Барнауле общей площадью 2 193 кв. метров, рассказал руководитель отдела внешних коммуникаций сети «О’Кей» Артем Глущенко. А в2015 году откроется гипермаркет в Иркутске, в торговом центре «Комсомол», более 10 300 кв. метров».

В отделе по внешним коммуникациям сети «АШАН» сообщили, что в 2015 году планируются к открытию магазины в Барнауле и Красноярске, формат — классический гипермаркет, в Новосибирске — формат «АШАН Сити». Последний из них откроется в строящемся на улице Танковой торговом центре «Европейский».

Стройматериалы

Ведущие позиции в данном сегменте на территории СФО в 2014 году заняло ЗАО «Левобережное» во главе с Владимиром Кальченко. В марте 2014 года девелопер ввел в эксплуатацию четырехэтажный «Калейдоскоп комфорта и уюта» на площади Маркса, который стал вторым по счету «Калейдоскопом» в Новосибирске.

Строительство комплекса на площади Маркса стартовало в январе 2013 года. Его общая площадь — 54 000 кв. метров, из них торговая — 42 500 кв. метров. В нем представлены строительно-отделочные материалы, мебель и предметы интерьера. В строительство объекта было инвестировано порядка 1,5 млрд рублей. Использовались как собственные средства девелопера, так и заемные, предоставленные Сбербанком и Райффайзенбанком. Предполагаемый срок окупаемости — пять лет.

Кроме этого, в текущем году ЗАО «Левобережное» также осуществило запуск проекта «СтройПарк Н54» на месте торгово-выставочного комплекса «Калейдоскоп на Сибиряков-Гвардейцев». Торговый мегаполис, площадью более 20 тысяч кв. метров на территории порядка 7 га, объединил под своей крышей линейку строительно-отделочных материалов и интерьерных товаров от фундамента до декорирования пространства. Якорные арендаторы «СтройПарк Н54» — компании «Фанерный мир», «Ливна» и «Феникс К».

Среди других игроков рынка стройматериалов и DIY в 2014 году «прирос» площадями в СФО «Леруа Мерлен»: «В 2014 году на территории Сибири нами были открыты два новых гипермаркета — 25 сентября в Новосибирске (18 000 кв. метров) и 2 декабря в Красноярске (16 000 кв. метров)», — уточнила руководитель направления по работе с региональными поставщиками «Регион Сибирь» ООО «Леруа Мерлен Восток» Елена Зинченко. В 2015 году ритейлер планирует также зайти в Барнаул, Кемерово и Новокузнецк.

Отметим, что в следующем году к выходу на новосибирский рынок стройматериалов анонсированы два проекта — «Малая медведица» на Мочищенском шоссе и торговый центр на улице Планетной, строительством которого занимается компания «Электроагрегат». Площадь объектов — 8 000 кв. метров и 10 000 кв. метров соответственно.

Fashion-ритейл

Пальму первенства в данном сегменте в СФО уже несколько лет подряд держит ГК «Обувь России». В 2014 году компания открыла в СФО 40 магазинов по всем брендам в таких городах, как Улан-Удэ, Лесосибирск (Красноярский край), Бийск, Новокузнецк, Ленинск-Кузнецкий, Абакан, Иркутск, Норильск, Омск, Братск, Чита, Кемерово, Красноярск, Новосибирск и Прокопьевск. Безусловно, нельзя не упомянуть и про крупнейшую сделку на рынке обувного ритейла — состоявшуюся покупку сети «Россита».

Однако в связи с неблагоприятной экономической ситуацией компания не планирует активное развитие розничной сети в 2015 году. Возможно открытие небольшого числа магазинов, не более 20–30 точек в регионах присутствия розничной сети по всей России, а также перенос части магазинов в более проходимые места.

«С весенне-летнего сезона 2015 года мы ожидаем падение потребительского спроса на обувном рынке, — пояснил директор ГК «Обувь России» Антон Титов.Оно не будет столь существенным, как в других сегментах, поскольку обувь по уровню востребованности стоит на втором месте после продуктов питания и имеет ограниченный срок службы 1–1,5 года. Тем не менее сокращение спроса будет, но неравномерно по рынку».

Более устойчивыми, по словам господина Титова, являются эконом- и среднеценовой сегмент, больше же всего пострадает верхний ценовой. «В целом по рынку падение спроса будет на уровне 10–15%, что вызвано как уменьшением доходов населения, так и ростом цен. В среднем цены увеличатся на 20% из-за девальвации рубля, поскольку рынок достаточно сильно зависит от импорта (70% объема рынка приходится на импортную обувь). С учетом этой ситуации основные задачи на следующий год — повышение эффективности работы магазинов, развитие наиболее высокомаржинальных направлений и повышение качества обслуживания с целью расширения аудитории лояльных покупателей», — уточняет Антон Титов.

К высокомаржинальным направлениям в компании относят сопутствующие товары и одежду. На данный момент их доля приближается к 25%, маржа на них в среднем в два раза больше, чем маржа на обувь. В частности, проект верхней одежды Snow Guard стартовал летом 2014 года, сегодня продажи одежды достигают 10% от розничной выручки. Также ГК «Обувь России» намерена развивать форматы дистанционной торговли, поскольку они не требуют дополнительных затрат в виде аренды торговых площадей, найма торгового персонала, это продажа товаров для дома по каталогам под брендом Westfalika Home (запуск осенью 2014 года), интернет-магазины.

БТиЭ (бытовая техника и электроника)

Наибольшее количество точек в этом году открыла динамично развивающаяся федеральная сеть электроники и бытовой техники «М. Видео»: за 9 месяцев 2014 года ритейлер открыл 28 новых магазинов, из них три – в Сибири (Красноярске, Ачинске и Новосибирске).

Другой крупной игрок сегмента БТиЭ — немецкая сеть Media Markt в нынешнем году открыла только один гипермаркет в Красноярске. Его торговая площадь составила 3033 кв. метра. Однако в планах компании до конца года — открытие еще одного магазина в Барнауле, в торгово-развлекательном центре «Арена».

Что касается сегмента цифрового ритейла, то в нем выделить хедлайнера по итогам года сложно, и «Евросеть», и «Связной», и монобрендовые розничные сети сотовых операторов продолжили в этом году дальнейшее органичное развитие.

«Персона года»

По версии «КС», «Персоной года» в сфере ритейла в 2014 году стал директор ГК «Обувь России» Антон Титов. Как уже упоминалось, за год компании удалось открыть 40 новых розничных точек продаж в Сибири, более того, в сентябре «Обувь России» приобрела обувную компанию «Россита», состоящую, в свою очередь, из 83 точек. Эта сделка стала крупнейшей на данном рынке.

Достаточно весомое значение имел и первый рублевый контракт, заключенный Антоном Титовым в октябре 2014 года с китайским поставщиком Sichuan New Rise Imp & Exp Co., Ltd. Стоит отметить, это одно из крупнейших экспортных агентств в Китае, которое находится в городе Ченду, провинция Сычуань. Сумма контракта составила 400 млн рублей. Благодаря заключенному контракту, «Обувь России» стала первой компанией в стране, которая ведет внешнеэкономическую деятельность в рублях.

Все это в совокупности и позволило Антону Титову стать «Персоной года» по версии «КС».

 

«Компания года» в ритейле 2014 — «Магнит»

«Персона года» в ритейле 2014 — Антон Титов

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ