Отпуск отменяется

Один из старейших игроков новосибирского туристического рынка – «Акрис» прекратил свою деятельность на текущей неделе. Управляющий директор компании Владимир Коуров пока не готов ставить точку в истории туроператора, которая берет свое начало в 1991 году, однако осознает, что вновь вернуться на рынок компании будет практически невозможно.
Один из старейших игроков новосибирского туристического рынка – «Акрис» прекратил свою деятельность на текущей неделе. Управляющий директор компании Владимир Коуров пока не готов ставить точку в истории туроператора, которая берет свое начало в 1991 году, однако осознает, что вновь вернуться на рынок компании будет практически невозможно.

Крупный новосибирский туроператор «Акрис», основанный супругами Владимиром и Светланой Коуровыми, 3 декабря уведомил своих партнеров о приостановке деятельности. Информацию об этом подтвердил «КС» сам Владимир Коуров, отметив, что пока не готов рассуждать о том, является ли данное событие конечной точкой в деятельности компании. Другие участники туристического рынка Новосибирска, впрочем, уверены, что «Акрису» не суждено возродиться, и выражают сомнения в том, что опытнейший игрок попал в ситуацию непреднамеренно. Тем не менее, негативный опыт старожилов не отпугивает от выхода на рынок новых участников.

О приостановке деятельности туроператор «Акрис» сообщил 3 декабря, разместив на своем сайте объявление следующего содержания: «В настоящее время продажи новых путевок не ведутся. Разъясняем, что туроператор «Акрис» сегодня сообщил о невозможности выполнить обязательства по ранее заключенным договорам реализации турпродукта. Но туроператор не остановил свою деятельность — мы продолжаем находиться на своих рабочих местах, продолжаем заниматься урегулированием ситуации с клиентами и партнерами».

Информацию о том, что деятельность «Акриса» действительно приостановлена, подтвердил в разговоре с «КС» управляющий директор туроператора «АКРИС» Владимир Коуров. В числе причин, которые привели к такому печальному для компании исходу, господин Коуров называет, во-первых, отсутствие нормального законодательного регулирования туристической отрасли, провалы и пробелы, которые приводят к существованию на рынке различных диспаритетов. «Во-вторых, всем нам хорошо известно, насколько кардинально изменился курс доллара по отношению к рублю за последние полгода, и тем более — за последнюю неделю. Когда тур бронировался за 35 рублей, а выполнять обязательства приходится по курсу в 54 рубля — это не бизнес. Третье — резко снижающийся потребительский спрос. Четвертое — бессмысленный и беспощадный демпинг, присутствующий на туристическом рынке: путевки продают по 15 тысяч рублей. Это примерно $250 по нынешнему курсу, когда одна только себестоимость авиабилета оценивается в среднем в $650. Данная совокупность факторов и привела к последним событиям», — говорит Владимир Коуров.

По словам собеседника «КС», 706 человек купили у «Акриса» турпакеты и авиабилеты с заездами с 4 декабря. В основном, это туры на декабрь, Новый год, Рождество и единичные продажи на период до апреля 2015 года. Некоторые источники также утверждают, что у 25 туристов, находящихся за границей на данный момент, на руках остались неоплаченные билеты домой. Сам господин Коуров опроверг данную информацию: «Все туристы «Акриса», находящиеся за рубежом, обеспечены возвратными билетами. Они либо уже оплачены, либо в авиакомпаниях зарезервированы депозиты, которые направлены именно на оплату билетов».

Перед теми туристами, которые купили путевки, но не успели вылететь, финансовые гарантии «Акрис» обещает выполнить в полном размере. Сумма страхового покрытия ЗАО «Акрис-Интурист» и ЗАО «Акрис трэвел» — 60 млн рублей, при этом объем финансовых обязательств, которые предположительно будут требовать возмещения по обеим фирмам, составит около 45 млн рублей, уточнил Владимир Коуров.

Информацию о страховании рисков туроператора подтвердила «КС» руководитель пресс-службы Федерального агентства по туризму Ирина Щеголькова: «Под брендом «Акрис» работало два юридических лица — ЗАО «Акрис-Интурист» и ЗАО «Акрис трэвел», суммарная финансовая ответственность оператора — 60 млн рублей. По предварительным подсчетам, сумма претензий может составить около 45 млн рублей, хотя точная цифра будет ясна только после того, как все пострадавшие туристы заявят о своих требованиях».

Ответственность туроператора застрахована в ОАО «Либерти Страхование». Срок действия финансового обеспечения — с 1 июня 2014 по 31 мая 2015 года. По данным мэрии Новосибирска, туроператор, со своей стороны, уже уведомил ОАО «Либерти Страхование» о невозможности исполнять свои обязательства перед туристами и заказчиками по договорам, а также о наступлении страхового случая.

Напомним, что компания «Акрис» была создана супругами Владимиром и Светланой Коуровыми в 1991 году. По данным портала STI, в группу компаний «Акрис», президентом которой является Владимир Коуров, изначально входили ЗАО «Акрис трэвел», ЗАО «Акрис-Интурист» и ЗАО «Акрис Райзен». Их учредителем являлось ООО «Компания СТИКС», основанное, в свою очередь, двумя физическими лицами — Светланой Коуровой (90% уставного капитала) и Олегом Марковским (10%). ЗАО «Акрис Райзен» в октябре 2014 года прошло перерегистрацию и расширило состав учредителей: 80% компании перешло к Владимиру Коурову.

К аналогичным «компаниям-мастодонтам» новосибирского рынка эксперты относят «Гларус-турс», «Глобус-тур», «Олимпию-Райзен», «Полярную звезду» и «СКАТТ».

По мнению члена правления Новосибирской Ассоциации туристских организаций (НАТО) Игоря Соловьева, туроператор «Акрис» прекратил продажу путевок и вряд ли их начнет. «Иллюзий на этот счет я не питаю, еще ни одна фирма, которая приостановила свою деятельность, не начала ее снова после банкротства. На рынке это, безусловно, отразится негативно, доверие к туристическим компаниям и так в последнее время было на нуле, сейчас оно станет еще хуже. Появится еще большая утрата доверия со стороны потенциальных клиентов», — говорит Игорь Соловьев.

При этом, по словам эксперта, уход с рынка туроператора «Акрис» не повлияет существенным образом на перераспределение сил: «Во-первых, глобальная расстановка игроков произошла еще в 2008 году, когда на рынок Новосибирска вышли такие крупные федеральные компании, как Pegas Touristik, Coral Travel, Natalie Tours и другие. Именно тогда новосибирские туроператоры потеряли свои доминирующие позиции, которыми ранее обладали. С тех самых пор их влияние только снижалось, и на момент текущих событий, по сути, местных туроператоров оставалось всего два: «Акрис» и «Глобус-тур». Сейчас остался один «Глобус-тур». Поэтому, на мой взгляд, уход «Акриса» не станет большой потерей для рынка, это в большей степени вопрос потери бренда», — считает господин Соловьев. Тем не менее, для внутреннего рынка уход «Акриса» является существенной потерей.

Что касается страхового возмещения, то господин Соловьев выразил уверенность, что у «Акриса» с этим все в порядке — туроператор возместит туристам все издержки: «Стоит отметить, что это одно из преимуществ местных операторов перед федеральными: финансовые гарантии практически у всех одинаковые, а возможность возместить убытки у местных гораздо больше вследствие существенно меньшего турпотока».

Несколько иной позиции относительно «внезапного» ухудшения дел у «Акриса» придерживается председатель правления Регионального отраслевого союза туриндустрии Сибири (РОСТ) Наталья Куцевол, которая также является руководителем туристической компании «Африка».

«Внешних признаков банкротства турсообщество не наблюдало — со стороны «Акриса» не было ни демпинга, ни необоснованного расширения продуктовой цепочки, партнерские отношения выстраивались грамотно, в соответствии с действующим законодательством и документооборотом, — говорит Наталья Куцевол. — Банкротство «Акриса» я бы в большей степени связала с обострением управленческого кризиса в туризме: рынок до 2008 года был более-менее стабильным и какая-то «подушка безопасности» была всегда, а когда живешь в хороших условиях, то немного расслабляешься».

Кризис 2008 года, как утверждает Наталья Куцевол, прошел для туротрасли гораздо в более мягких условиях, чем для всей страны. «И многие фирмы, которые работали на рынке с конца 90-х, практически не изменились, не перестроили свою экономику на современный лад. Если вдуматься, 20 лет — это невероятный багаж знаний и опыта в туризме, который формирует определенные управленческие привычки у руководства. И по всей вероятности, руководством «Акриса» была утрачена связь с реалиями рынка, он работал в традициях старой школы. Быть хорошей, правильной фирмой — перехлестнуло существующее положение, и «Акрис», в конце концов, не выдержал конкуренции. У потребителя вряд ли была возможность заподозрить «Акрис» в недобросовестности. И в одночасье фирма схлопывается. Мне же, как руководителю туристской компании, сложно признать, что данный поступок является благородным. Я склоняюсь к мнению, что все было заранее просчитано. «Правильная компания» грамотно подвела себя к банкротству», — рассуждает Наталья Куцевол.

В кризисной ситуации, как правило, компании, прежде всего, оптимизируют расходы и, как минимум, сокращают штат сотрудников, переезжают в офисы меньшей площади, снижают заработную плату, ведут переговоры с поставщиками услуг, отказываются от излишних блоков мест на перелет, в отелях.

«Сейчас все этим занимаются, и это нормально в условиях кризиса отрасли. «Назвался груздем… — …держи руку на пульсе». К тому же финансовые сложности не падают кирпичом на голову, они имеют хотя бы какой-то след. Получается, господин Коуров — вовсе не «груздь»? Верится с трудом. Для меня непонятно, почему многое из вышеперечисленного не было сделано. Невозможно допустить столько ошибок в управлении, имея за плечами более чем 20-летний опыт работы в туризме. Поэтому не исключаю, что уход данного игрока с рынка был умышленным», — говорит госпожа Куцевол.

Дальнейшая ситуация, по ее мнению, непредсказуема в плане потерпевших. К тому же турагентства будут вынуждены взять основной удар на себя. Страховые выплаты будут возмещены только тем туристам, которые приобрели пакет полностью — перелет и проживание, а это в основном прямые клиенты. Те же, кто бронировал через «Акрис» отдельные услуги (только отель или только перелет), могут не получить ничего.

«Не уверена, что компания сможет вновь выйти на рынок. Все будет зависеть от действий руководства, и, если у них это получится, я лично сниму перед ними шляпу», — заключает Наталья Куцевол. Сам Владимир Коуров пока не готов рассуждать о будущем «Акриса»: «На данный момент наша первая задача — урегулировать все проблемы с туристами и партнерами. Тем не менее, абсолютно четко понимаю, что после подобной ситуации возрождение «Акриса», как бренда, из пепла, наверное, будет сопряжено с большим трудностями».

Напомним, что нынешний осенне-зимний сезон ознаменовался для новосибирских туроператоров и турагентств падением спроса на заграничные путевки. Как отмечает руководитель правовой службы Ассоциации туроператоров России (АТОР) Надежда Ефремова, спрос в среднем по рынку на сегодняшний день упал не менее чем на 50%. Гораздо хуже, чем в прошлом году, бронируются путевки на новогодние праздники.

Летом текущего года свою деятельность остановил другой крупный игрок туристического рынка Новосибирска — «Ольга Райзен». В целом по России операции остановила крупнейшая и старейшая туристическая компания «Нева». «Основной причиной возникновения неплатежеспособных туроператоров является то, что в этой отрасли многие компании используют средства, уплаченные клиентом, для бронирования билетов и отелей для дальнейшей их продажи, но спрос упал. С завершением же туристического сезона турфирмы существенно сокращают такую активность, что снижает риск банкротства», — считает аналитик «Инвесткафе» Роман Гринченко.

«На мой взгляд, в сложившейся ситуации виноваты сами туристы, которые постоянно искали, где дешевле путевки, и такими действиями опустили доходность участников рынке. На практике встречались случаи, когда оператор продавал недельный тур в Египет за $500. Клиент приходил и спрашивал: а за $450? Туроператор был вынужден идти навстречу, иначе если у тебя стоимость будет на отметке в $500, а рядом $400, ты не продашь ни одного тура. Но вы мне скажите, как можно неделю жить в Египте за $500 в топовом отеле? В такой ситуации для того, чтобы генерить денежный поток, турфирмы демпинговали, оттягивая расчеты с контрагентами на потом. В итоге пришли к тому, что мы имеем сегодня. Так вот, описанное поведение туристов – это маленький потребительский экстремизм. Дайте скидку, а дальше хоть трава не расти», — сетует глава ассоциации «Российские автодилеры» Владимир Моженков.

Тем не менее, на этом фоне на рынок не боятся выходить и новые игроки. В частности, в октябре 2014 года агентство «Реклама Онлайн» объявило о запуске турагентства «Свобода Трэвэл». Мотивы в компании поясняли тем, что «выбирался такой рынок, на котором много мелких игроков, которые будут прогнозируемо закрываться и за счет которых можно сформировать себе какой-то поток с помощью рекламы». Еще более необычным можно считать запуск летом текущего года турагентства «МАКС Моторс Тур», дочерней структуры автодилера «МАКС Моторс». В компании отмечали «КС», что их услуги предназначены в первую очередь для собственных клиентов, которые обращаются за покупкой и обслуживанием автомобилей, а также для сотрудников компании.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ