Не наш метод

Последние годы мир испытывает настоящий креативный бум, запрос на нестандартное мышление и поставленное на конвейер производство инноваций. Каждый год появляются десятки книг на тему, как быть креативным на работе, дома, в быту и на производстве. Служба исследований компании HeadHunter выяснила, какие личностные качества, которые требуют работодатели от претендентов на должность, в России самые популярные. Больше всего руководители ценят коммуникабельность, ответственность и мобильность. Креативность не входит в этот список. Мода на креативность до Сибири еще не добралась. Это не значит, что подразумеваемый под этим подход к своим должностным обязанностям не актуален и не востребован.

Исторические периоды имеют свои понятия-маркеры. Наша эпоха — эпоха инноваций. Помимо прочего, это подразумевает некую идеологию и ключевые ценности. Как базис и надстройка, если угодно. В настоящее время мир переживает настоящий креативный бум. Нестандартное мышление, способность генерировать новые идеи и смыслы на постоянной основе востребованы как ни одно другое качество.

Другое дело, что креативность — это пока скорее жанр западной культуры и отдельных «передовиков» экономической мысли в России. Понятие закрепляется в национальном сознании после того, как попадает в обиход на одном из элементарных уровней языка. В этом отношении понятийный аппарат объявлений о найме на работу и резюме является очень ценным источником.

Согласно исследованию HeadHunter, посвященному личностным качествам, которые наиболее востребованы у работодателей в различных профессиях, креативность не входит в их число. Всего было проанализировано около одного миллиона российских вакансий в период с января 2014 года по настоящее время.

Самые популярные личностные качества в России, которые прописываются работодателями, это коммуникабельность — каждое третье резюме, или 32%, ответственность — 30%, мобильность — 17%, стрессоустойчивость — 12% и внимательность — 12%. Также в топ-10 самых популярных качеств вошли исполнительность, аккуратность, открытость, целеустремленность, самостоятельность и активная жизненная позиция.

Глава Гильдии рекрутеров, президент корпорации агентств кадровых решений Business connectionИльгиз Валинуров считает, что личные качества в объявлениях о найме не несут никакой смысловой нагрузки. «В описании вакансии работодатель рисует некий портрет «идеального кандидата», который на самом деле ему и не нужен. По его замыслу, подобные «метки» помогут привлечь к нему достойных кандидатов. Этого не произойдет. Потому что в действительности кандидатам надоело читать «воду» про «активные-динамично-развивающиеся-компании-с-высокой-з/п-по-договоренности», — комментирует специалист.

В разных профессиональных сферах список топовых качеств может варьироваться. Но все определения хорошего работника сосредоточены скорее вокруг его умения быть усердным и трудолюбивым исполнителем. Навыки нестандартного мышления, инициативность, креативность чаще занимают нижние строчки рейтинга или вовсе не упоминаются.

Лишь в сфере искусства, развлечений и массмедиа креативность заняла первую позицию с 31% упоминаний. В области маркетинга, рекламы и PR — третью позицию с 14%. В сфере IT-технологий — только восьмую с 6%. Для топ-менеджеров важнее всего лидерские качества и все, что с этим связано. Про характеристики, относящиеся к творческому мышлению, речь не идет. Работодатели пока больше делают акцент на исполнительские качества кандидата, чем на его творческие способности. Это не значит, что в производственном процессе, при принятии конкретных решений с него не спрашивают за креативность, нестандартный подход и инициативность.

Существуют полярные мнения, насколько важны личностные качества при отборе кандидатов на ту или иную работу. И как можно оценить характеристики претендента, не затрагивающие его профессиональные навыки, в частности креативность. В первом случае это понятие наполнено смыслом и играет определенную роль в процессе отбора. Во втором — оно, как и остальные качества, не играет никакой роли, потому что не может быть измерено и учтено.

В западных странах мода на креативность увязана с проблемой самореализации. Речь в первую очередь идет о мотивации в повседневной жизни на индивидуальном уровне, уровне семьи и социальной группы. Что касается этого качества применительно к трудовым способностям человека, то здесь же впервые были разработаны методы его измерения.

Американский психолог Дж. П. Гилфорд, разработавший тесты, позволявшие выявлять подходящих новобранцев для службы в авиации, в 1967 году предложил тест, определяющий уровень «креативности». Тестируемого спрашивают, сколько альтернативных применений он может назвать для обыденного предмета — скрепки и кирпича, к примеру. Другой тест Марии Конниковой основан на ассоциациях, в нем испытуемого просят назвать слово, сопряженное по смыслу с тремя другими словами. Например, «манеры», «круглый», «теннис». Ответ — «стол». Оба варианта не оценивают креативность человека напрямую, скорее, общий уровень интеллектуальных способностей. Но вполне могут быть взяты на вооружение кадровыми службами компаний, нацеленными на поиск креативного кандидата.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Елена Остапенко, директор кадрового агентства по талантам в сфере продаж SalesPeople:

— Под креативностью я как в первую очередь профессиональный коуч понимаю нестандартный подход к решению задач, когда человек смотрит намного шире на выполнение своих обязанностей, чем это привычно для большинства людей. Это особый тип мышления, когда человек делает сверх того, что предписано должностными инструкциями. Благодаря креативному подходу к работе он больше интересуется всеми процессами, владеет большей информацией, коммуницирует с большим количеством людей. Одним словом, креативный подход к решению повседневных задач, усиливает вовлеченность, инициативность, энергичность и многое другое. Лично я беру в свою команду только людей с креативным, неординарным подходом к работе. Иначе развития в компании не будет».

Ильгиз Валинуров, глава гильдии рекрутеров, президент корпорации агентств кадровых решений Business connection:

— Креативность в жизни и в описании вакансии никак не связаны. Она есть у каждого. Разбудить ее, когда понадобится — это задача грамотного руководителя. Я провел более 15 тысяч собеседований за 15 лет в рекрутинге. Более тысячи раз присутствовал на собеседованиях работодателей с моими кандидатами. Нет там никакой креативности. И даже ожидания ее нет.

Единственное исключение — когда я искал креативного директора в event-агентство. Работодатель — лидер event-рынка со средним бюджетом за мероприятие 5 млн рублей и штатом более 100 сотрудников. Искали «лучшего в России». И даже они креативность пытались оценить по заранее присланной презентации в PowerPoint, не задавая нужные вопросы на собеседовании.

«Креативность» в объявлении о найме — такое же слово-паразит, как «обучаемость», «коммуникабельность», «нацеленность на результат» и так далее. Вспомните сейчас любого «креативного» сотрудника в вашем окружении. С вероятностью 100% вы не доверите ему самый важный проект в вашем бизнесе.

Если Вы не знаете по какой статье увольняют работника по собственному желанию, то на сайте ipinform.ru есть подробная публикация, с описанием всех ньюансов ТК РФ связанных с этой процедурой.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ