Потребительское кредитование — драйвер надежды

За последние годы потребительское кредитование прошло эпоху бурного роста, за которым последовал предсказуемый спад. Теперь важнейшая задача — верно определить приоритеты будущего развития. Время для этого самое подходящее — согласно последним данным, в Сибирском федеральном округе объем просрочки населения перед банками достиг рекордного значения.

«Хедлайнер» или «аутсайдер»?

Совсем недалеко ушло то время, когда потребительское кредитование гордо именовалось «драйвером рынка» и считалось чуть ли не основным инструментом, с помощью которого можно добиваться поступательного роста отечественной экономики. И в этом не было большого преувеличения — достаточно сопоставить объёмы выданных кредитов населению с динамикой макроэкономических показателей России. Стопроцентной корреляции, конечно, нет — но очевидно, что интенсивное наращивание потребительского спроса существенно сказывалось на экономическом росте. За последние годы вклад расходов домашних хозяйств, подогреваемых доступными банковскими ресурсами, составлял около половины всего ВВП страны, поэтому этот потенциал потребительского кредитования казался еще достаточно большим — сравнение закредитованности россиян с жителями Европы и США говорило о том, что емкость кредитного потребительского рынка России далеко не исчерпана. Внушал оптимизм и тот факт, что со времени последнего кризисного 2008 года прошло уже пять лет — этот срок заметно превышает средний срок потребительского кредитования, так что можно было рассчитывать на формирование «кредитной модели поведения» россиян — приобретение необходимых услуг или имущества с использованием заемных банковских средств с их последующим возвратом и возвращением в банк для оформления нового кредитного договора.

Эта идиллия начала рушиться в начале 2013 года, когда стали проявляться тенденции экспоненциального роста объемов ссудной задолженности физических лиц и заметного увеличения доли просроченной задолженности. Поведение заемщиков перестало укладываться в хорошую схему «кредитной модели поведения» — начали отмечаться особенности национального кредитования — получение второго и последующего кредитов без гашения предыдущих. Это привело к возрастанию цены каждого последующего заимствования, и попыткам выстроить собственную кредитную «пирамиду» — брать все более и более дорогие кредиты с тем, чтобы загасить ранее взятые. Такие действия в самые короткие сроки приводили к образованию все нарастающего кома просроченной задолженности, а в перспективе сулили встречу с сотрудниками служб безопасности банков, коллекторских агентств, и как закономерный итог — судебное решение и исполнительное производство.

К такой ситуации — каждый со своей стороны — шли и заемщики, и сами банки. Многократно повторяемый призыв «жить по средствам» не был услышан значительной частью клиентов кредитных организаций. А ведь этот призыв ни в коем случае не подразумевал отказ от кредитов, а лишь призывал к разумному подходу и планированию собственного бюджета. Недостаточная финансовая грамотность заемщиков, когда основным аргументом является не расчет, а надежда на то, что все как-то обойдется, привела к «проблемам роста» отечественного рынка потребительского кредитования. Управляющий Филиалом «Муниципальный» ПАО «Ханты-Мансийский банк Открытие» Сергей Сутормин добавляет, чтос учетом неблагоприятного экономического фона заемщики стали придерживаться более осторожной линии поведения и предпочитают без крайней необходимости не увеличивать нагрузку на личный бюджет.

С другой стороны, высокая активность розничных банков по активному продвижению своих услуг, попытка части из них нарастить доходность включением дополнительных комиссионных и процентных вознаграждений способствовала быстрому росту закредитованности и снижению платежеспособности населения.

Все эти проблемы были достаточно очевидны, и с середины 2013 года ЦБ РФ, исполняя свои функции регулятора финансового рынка, начал применять разнообразные меры для снижения темпов роста потребительского кредитования. Надо признать, что предпринятые действия возымели желаемый результат. Однако можно предположить, что он был достигнут не только мерами принуждения, но и политикой убеждения. Да и сами банки трезво оценили сложившуюся ситуацию. Практически все участники рынка потребительского кредитования изменили приоритеты, снизив интерес к необеспеченным кредитам сторонних клиентов в пользу кредитов под залог и работе с собственной клиентской базой.

Что имеем?

Результатом такой политики стало значительное снижение темпов роста объемом потребительских кредитов как в целом по России, так и по Сибирскому федеральному округу. По данным, предоставленным «КС» коллекторским агентством «СЕКВОЙЯ КРЕДИТ КОНСОЛИДЕЙШН», на 1 ноября 2014 года на балансах банков в Сибирском федеральном округе числятся выданные кредиты физическим лицам на общую сумму около 1,639 трлн рублей. При этом рост за год составил всего 14,5%, а за предыдущий период (01.11.2012 — 01.11.2013 гг.) рост кредитования был более 28,4%. Свою оценку рынка потребительского кредитования в 2014 году дает директор управления продаж и обслуживания в филиальной сети Сибирского банка ОАО «Сбербанк России» Елена Бородина. На протяжении 2014 года колебания процентных ставок в сторону увеличения были незначительными, говорит она. И добавляет, что потребительские кредиты пользуются большим спросом среди клиентов Сибирского банка Сбербанка России, по состоянию на октябрь прирост кредитного портфеля с начала года составил более 15%. Заместитель управляющего филиалом «Новосибирский» банка «ГЛОБЭКС» Ольга Анциферова видит, что бурный рост на рынке потребкредитования закончился. Банки, которые вели последовательную политику в этом сегменте, чувствуют себя нормально, продолжая предоставление кредитов в обычном режиме, а остальные наводят порядок в своей кредитной политике, меняют процедуры, добавляет банкир.

Банковская система во главе со своим регулятором пытается реагировать на накапливающиеся риски, предпринимая адекватные воздействия. А эти риски достаточно серьезны — на 1 ноября 2014 года в Сибирском федеральном округе объем просрочки населения перед банками достиг показателя в 106,044 млрд рублей, показав рост за год более 57,2%. По данным аналитиков «СЕКВОЙЯ КРЕДИТ КОНСОЛИДЕЙШН», это рекордный показатель за последние несколько лет. Кредитные организации, ведомые Банком России, стараются ювелирно лавировать между Сциллой «потребительского пузыря» и Харибдой стагнации потребительского рынка

Меры регулятора

Для достижения равновесия между рыночным спросом и регулируемым предложением ЦБ РФ ввел ежеквартальный мониторинг среднерыночных значений полной стоимости потребительских кредитов (ПСК) с целью установления предельных значений такой стоимости на каждый последующий период — они не должны превышать ранее рассчитанные величины более чем на одну треть. Первая публикация таких индикаторов прошла две недели назад, 14 ноября. Так, к примеру, потребительские кредиты с лимитом кредитования от 30 тыс. руб. до 100 тыс. руб. стоят сегодня 22,7% годовых, а с 1 января они должны быть не дороже 30,267% годовых. При этом регулятор тщательно проанализировал процентные ставки не только банков, но и других участников рынка, кредитующих население — микрофинансовых организаций, кредитых потребительских кооперативов и ломбардов, установив для них предельные значения стоимости по аналогичной схеме. Здесь цифры оказались существенно выше, по некоторым позициям превосходя банковские показатели в десятки раз. Популярные кредиты «до зарплаты» — потребительские микрозаймы без обеспечения сроком до 1 месяца и суммой не свыше 30 тысяч рублей сегодня обходятся заемщикам в 686,089% годовых, а в первом квартале 2015 года смогут приблизиться к четырехзначной цифре, остановившись на отметке 914,785% годовых. У ЦБ РФ есть объяснения таким цифрам — по мнению регулятора, столь высокие ставки по отдельным категориям займов некредитных финансовых организаций, выявленные на текущий момент, обусловлены спецификой ценообразования такого кредитного продукта, как займы до зарплаты (payday loans), что также отмечается во многих странах мира.

Банки далеко не единодушно приняли такую новацию — уже через неделю после публикации в Ассоциации российских банков (АРБ) состоялось рабочее совещание по вопросу ограничения полной стоимости кредита при потребительском кредитовании.

Участники совещания обсудили ситуацию, складывающуюся в сфере потребительского кредитования с учетом опубликованных 14 ноября 2014 года среднерыночных значений ПСК, и проект письма в ЦБ РФ, содержащего предложения по исправлению текущей ситуации, а также проект федерального закона, уточняющий порядок расчета среднерыночного значения ПСК. Судя по всему, этот проект будет содержать предложения отделить расчет ставок для крупнейших банков с госучастием от остальных, и соответственно, скорректировать предельные значения полной стоимости кредита. Маловероятно, что Центробанк воспримет такие предложения — хотя бы потому, что закону № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)», в соответствии с которым действовал регулятор, скоро исполнится год — он был принят 21 декабря 2013 года, и с тех пор было немало времени для внесения конструктивных предложений. Так что реакция АРБ выглядит несколько запоздало.

Но на этом борьба Центробанка за идеалы потребительского кредитования не закончилась — через десять дней после публикации действующих и прогнозируемых ставок на свет появился документ, который можно считать посланием другой стороне по кредитному договору — заемщикам — в целях повышения их финансовой грамотности. Документ именуется «О деятельности «финансовых агентов», предлагающих услуги рефинансирования или софинансирования кредиторской задолженности», и в нем регулятор предупреждает о деятельности так называемых «финансовых агентов», предлагающих услуги рефинансирования и/или софинансирования задолженности перед банками и микрофинансовыми организациями (МФО) и имеющих признаки «финансовой пирамиды». Такие «агентства» заключают договор, в котором они обязуются погасить задолженность физического лица по кредиту перед банком или МФО. Взамен клиент передает агенту деньги в объеме 20–35% от общей суммы долга. Однако «финансовый агент», как правило, производит несколько платежей в счет погашения долга для демонстрации «добросовестного» выполнения своих обязательств и привлечения новых клиентов, а впоследствии он перестает выполнять свои обязательств. Обратившиеся к его услугам заемщики остаются с непогашенной задолженностью, что дает право банку или МФО досрочно истребовать с заемщика сумму оставшегося долга.

Прогноз развития

Так Банк России пытается, и пока достаточно успешно, проводить свою политику как среди подведомственных ему кредитных учреждений, так и среди потребителя их услуг — российского населения. Хочется надеяться, что результат таких действий обеспечит стабильность на сложном рынке потребительского кредитования и позволит заглянуть вперед, прогнозируя его развитие в скором 2015 году. Президент «СЕКВОЙЯ КРЕДИТ КОНСОЛИДЕЙШН» Елена Докучаева считает, что если макроэкономические условия будут такими же, как в 2008–2010 годах, то через год можно ожидать улучшения положения заемщиков; а если же геополитическая напряженность отразится на экономической ситуации в стране, то надо ждать дальнейшего ухудшения. Елена Докучаева надеется, что платежеспособность останется на нынешнем уровне, а если и снизится, то не больше чем на 10%.

По мнению экспертов, можно уверенно предположить еще большую направленность банков на работу с обеспеченными кредитами и проверенными заемщиками. Этому же будут способствовать нововведения ЦБ РФ по ограничению стоимости кредитов, что станет дополнительным стимулом для банков снижать риски, в том числе — за счет наличия залогов и лучшего знания своих клиентов. При этом можно ожидать совершенствования алгоритмов оценки платежеспособности. Ольга Анциферова подтверждает: реакцией банков будут более развитые алгоритмы оценки финансового состояния заемщика, более строгие регламенты подготовки выдачи кредитов и их сопровождения, а также использование дифференцированных по товарным группам, срокам и суммам систем лимитов кредитования и процентных ставок.

Ожидается более плотная работа с Бюро кредитных историй (БКИ). На начало октября 2014 года в России насчитывалось 25 организаций, официально входящих в Государственный реестр бюро кредитных историй и представляющих различные российские регионы, в том числе Сибирь («Сибирское бюро кредитных историй», «Зауральское Бюро кредитных историй», «Красноярское Бюро кредитных историй»). Нет сомнения, что информация, накопленная в этих БКИ, позволяет существенно снижать риски банков и небанковских кредитных организаций.

Возрастет роль сегментации существующей и перспективной клиентской базы со значительным дифференцированием предложений разным сегментам — от льготных условий и бонусов для надежных заемщиков до заградительных мер в отношении клиентов «с улицы». При этом общая численность заемщиков замедлит прирост, а новым клиентам станет труднее и дороже нарабатывать положительную кредитную историю. В условиях ограниченного потенциала роста качественных заемщиков большое внимание будет уделяться программам, позволяющим привлекать их из конкурирующих банком — например, путем предложений выгодного рефинансирования кредитов. Сергей Сутормин подтверждает растущий интерес к программам рефинансирования, а также к оформлению кредитных карт вместо разовых потребительских кредитов, что, по мнению банкира, свидетельствует о росте финансовой грамотности заемщиков и более квалифицированном подходе к личному финансовому планированию.

Усилится и без того немалое внимание к формированию потенциальной клиентской базы потребительского кредитования — привлечению физических лиц на безрисковые продукты и услуги, в первую очередь — на корпоративные «зарплатные проекты». Регулярное зачисление заработной платы на банковскую карту обеспечивает «прозрачность» клиента для банка и позволяет максимально точно оценить кредитные риски. При этом в столь желанном для всех банков сегменте обострится конкуренция — как за счет снижения стоимости обслуживания, так и за счет повышения сервиса, внедрения новых технологий удаленных расчетов.

Вполне ожидаемым будет дальнейшее совершенствование технологий потребительского кредитования, адаптирующихся к потребностям клиентов. Предварительное одобрение лимитов кредитования первоклассным заемщикам с возможностью дистанционного использования средств, плавающие даты частичного и полного гашения кредитов, снижение процентных ставок при безукоризненном исполнении заемщиком обязательств по кредиту — эти опции, сегодня доступные в ряде банков, могут стать нормой в ближайший год.

Как и во все другие отрасли, потребительское кредитование вступает в непростую пору. Но именно такие периоды дают стимул к дальнейшему развитию, мобилизации всех потенциальных возможностей. Банковское кредитование на потребительские нужды успело доказать значимость своего вклада в развитие отечественной экономики, и это позволяет с надежной смотреть в будущее — где банкиры и заемщики под бдительным присмотром регулятора достигают понимания на взаимовыгодных условиях.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ