Не просто подарок

Камни для охлаждения виски как новый тренд сезона

По мнению участников рынка промопродукции, в Новосибирске уже который год подряд в топе наиболее популярных корпоративных сувениров значатся флешки, ручки, текстиль, зарядные устройства и ежедневники. Новинка и парадокс нынешнего сезона-2014 — камни для виски. О том, какой бюджет тратят на новогодние сувениры новосибирские компании, сколько составляет средний чек заказов и когда лучше всего обращаться за изготовлением промопродукции — в материале «КС».

Корпоративные новогодние подарки — неотъемлемая часть рабочего процесса. В этом году предпочтения заказчиков складываются по аналогичному с 2013 годом сценарию. «В топе-10 сувениров, которые уверенно держатся в числе наиболее популярных, уже несколько лет подряд держатся флешки, ручки, текстиль, пледы, зонты, термосы, сумки, зарядные устройства, ежедневники и блокноты-портобелло», — рассказывает директор компании «Кьюти-дизайн» Валерий Бинкин.

Помимо этого, к трендам эксперты относят различные наборы, когда, сочетая обычные сувенирные артикулы в одной красивой индивидуальной упаковке, получается необычный «подарок с историей». «Второй год подряд спрашивают набор камней для охлаждения виски! — делится наблюдениями Валерий Бинкин. — Ценители виски знают, что если добавить в стакан лед, то вкус и крепость падают по мере таяния. Чтобы этого избежать, используют набор из специальных камней, которые обладают правильной темплоемкостью (их хранят в морозильной камере). Использовать их можно бесконечное количество раз».

Очень важный тренд — это демократичность и динамичность подарка. Имеется в виду, что под одним и тем же названием может скрываться, как недорогой подарок, так и весьма дорогостоящий. «Тот же плед может стоить и 200 рублей, и 10 тысяч рублей. Зонты, как и пледы, могут быть разных ценовых категорий. Особой популярностью пользуются экземпляры, монохромные сверху и интересные внутри — в виде среза апельсина, киви, солнца насыщенных ярких цветов в противовес серой дождливой погоде», — говорит господин Бинкин.

По его словам, в 2014 году наиболее ярко себя проявили также функциональные подарки — компьютерные аксессуары, зарядные устройства: «На сегодняшний день у всех есть куча гаджетов — планшеты, смартфоны, требующие дополнительной подзарядки или дополнительной памяти. Уверен, что в ближайшей перспективе популярность данной категории подарков будет только возрастать. Удивительно, но на этом фоне не сдают своих позиций и ежедневники — ежегодный прирост в данном сегменте составляет порядка 10–15%», — добавляет Бинкин.

Примечательно, что порядка 40% сувенирной продукции «Кьюти-дизайн» продает по каталогам, 60% приходится на индивидуальные заказы, размещаемые как в России, так и за рубежом.

По данным «МЕТРО Кэш энд Керри», наибольшим спросом среди покупателей в этом году пользуется сезонная новогодняя коллекция посуды от французского бренда Luminarc, коллекции Celebration и Sparkle, а также тарелки с парижскими видами этого же производителя. «Как всегда хорошо продаются мелкие сувениры с символом года до 300 рублей – кружки, магниты, открывалки для бутылок, — рассказывает руководитель по корпоративным и внешним коммуникациям «МЕТРО Кэш энд Керри Россия» Оксана Токарева. — Стабильный спрос на подарочную продукции из богемского стекла Bohemia – вазы, салатники, бокалы, подарочные наборы, сочетающие алкоголь и кондитерскую продукцию либо бакалейную группу премиум сегмента, красиво и удобно упакованные от 599 до 8450 рублей».

В случае с сувенирами непродовольственной группы, поставщиками в «МЕТРО Кэш энд Керри» выступает Китай и Европа (соотношение порядка 70 % к 30%). Если говорить о продовольственных подарочных наборах, то их наполнение — продукция из Италии, Бельгии, Португалии, Франции и других стран ЕС.

Как констатирует исполнительный директор компании «Мягкий подарок» Юлия Дрокова, разработка и производство необычных сувениров требуют большего времени, чем заказ каталожных позиций. «Цикл, в зависимости от сложности задачи и тиража, длится от 2–3 недель до нескольких месяцев. Оптимально приступать к подготовке новогодних подарков (на стадии определения концепции, выбора идей, дизайна) весной или летом, чтобы в конце лета — начале осени уже можно было начинать собственно производство», — говорит Юлия Дрокова.

Однако, согласно ее наблюдениям, к сожалению, многие новосибирские компании вспоминают о Новом годе только в октябре-ноябре.

Сами сибирские организации, каждый год прибегающие к закупке сувенирной продукции, также готовы делиться своим опытом с коллегами. Так, маркетологи холдинга «Российские мясопродукты» советуют перед поздравлением коллег и партнеров предупреждать их об этом хотя бы за день, чтобы человек был готов к встрече. Помимо этого, дорогие подарки, безусловно, нужно вручать прямо в руки, не через водителей или через секретарей, а специально ехать на встречу. Также все подарки стоит дарить именно в конце декабря, потому что в середине января — это уже не подарок, это напоминание, что вы забыли оказать внимание человеку вовремя.

Стоит помнить и о том, что если клиенты находятся в разных городах, желательно озаботиться проблемой логистики еще в начале декабря, чтобы все подарки успели дойти до клиентов в срок.

Интересно, что средний чек заказа в этом году, по данным «Кьюти-дизайн», держится на уровне 38 тысяч рублей. В 2011-м он составлял 39 тысяч рублей, в 2012-м — 43 тысячи, в 2013-м — 36 тысяч рублей. «Заказы идут в обычном режиме. Хотя часть клиентов резко урезали годовой и новогодний бюджеты», — уточнил Валерий Бинкин.

Порядка 50% клиентов закладывают на «сувенирный» бюджет к Новому году сумму до 100 тысяч рублей, 30% — более 100 тысяч и оставшиеся 20% — более 1 млн рублей.

«Отмечу, что суммарный объем рынка промопродукции в РФ, по данным АКАР (Ассоциация коммуникационных агентств России), в 2013 году составил 11,5 млрд рублей, для примера: в Европе это 13 млрд евро. Притом, что население России только в три раза меньше Европы — 150 млн против 500 млн. Российский рынок сувенирной и промопродукции пока не развит, ему есть куда расти. Состояние рынка бизнес-сувениров и подарков напрямую зависит от состояния экономики. Никаких радужных надежд на следующий год у нас нет. Но сидеть, сложа руки, не будем. Уже готовим новые коллекции», — резюмирует Валерий Бинкин.

Сами сибирские компании пока не готовы отказываться от сувенирной продукции, даже если не видят в расходах на нее целесообразности. Впрочем, и здесь возможны варианты. Так, коммуникационное агентство «АГТ-Сибирь» в прошлом году в порядке эксперимента вместо привычных сувениров презентовало своим партнерам письма, в которых говорилось о том, что деньги, которые планировалось потратить на подарки, передавались на благотворительность для покупки игрушки конкретному ребенку (его имя указывалось в письме). Пример такого подхода, озвученный директором «АГТ-Сибирь» Егором Егошиным на отраслевой конференции PRDAY, вызвал активные дискуссии среди участников, что, впрочем, не удивительно, ведь он способствует сокращению рынка сувенирной продукции. Однако очевидно, что в текущей ситуации у компаний есть выбор, как подойти к вопросу дарения корпоративных подарков.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ