Казахская «Лада»

Прошло уже два месяца с момента объявления «АвтоВАЗом» о создании совместного предприятия с казахстанской компанией «Бипэк авто — Азия авто» для продвижения автомобилей марки LADA в СФО. Речь в том числе шла о переходе под контроль новой структуры сразу нескольких крупных сибирских дилеров Lada, которые ранее принадлежали напрямую «АвтоВАЗу». После появления первой информации об этой сделке участники регионального рынка высказывали различные опасения, в том числе предполагая, что новый дистрибьютор начнет демпинг, и это скажется на расстановке сил на местном автомобильном рынке. Как по факту изменится структура дилерской сети Lada в Сибири, станет ли сложнее работать независимым дилерам завода, выяснял «КС».

Напомним, что создание СП «АвтоВАЗом» и казахстанским «Бипэк авто» преследует цель продвижения LADA в СФО. Как было объявлено 1 октября, у «АвтоВАЗа» в СП будет 25%, у «Бипэк авто» — 75%. По предварительной информации, ряд дочерних предприятий «АвтоВАЗа» перейдет под контроль нового СП. Речь идет, в частности, об «Омск Ладе», «Кузбасс Ладе», «Алтай Ладе», «Новосибирск-Ладе». Последняя еще до сделки с «Бипэк авто», по данным участников рынка, вела переговоры о продаже своего салона на Механизаторов.

На текущий момент в компании «Бипэк авто — Азия авто» воздерживаются от комментариев, поясняя, что говорить о том, как СП решит поставленные перед ним задачи, можно через год.

По словам директора компании «Авто Град» (официальный дилер Lada в Кемерове, Новокузнецке) Сергея Просекова, действительно существует информация о том, что ОАО «Алтай Лада», ОАО «Омск Лада», ОАО «Новосибирск Лада», ОАО «Кузбасс Лада» (г. Новокузнецк) перейдут в собственность СП. Информацию о смене собственника «Омск Лада» подтверждает и директор ООО «Гарант» (официальный дилер Lada в Омске) Олег Дынников. По его данным, на сегодняшний день происходят процесс приема-передачи ряда дочерних предприятий «АвтоВАЗа» в новое совместное предприятие, реструктуризация, пересмотр договорных отношений с персоналом и прочие характерные процессы. Дынников отмечает, что в остальном изменений пока не наблюдается.

По мнению руководителя отдела продаж барнаульского дилера Lada «АНТ» Кирилла Санаева, создание совместного предприятия не повлечет за собой кардинальных изменений: «Я сомневаюсь, что проект увеличит долю продаж Lada на сибирском рынке. Слухов много, но пока каких-то конкретных действий со стороны «АвтоВАЗа» нет». Кирилл Санаев проводит аналогию: если у одного продуктового ритейлера в городе меняется собственник, то это не означает, что продуктовый рынок поменяется в целом.

В «Бипэк авто» о сроках завершения процедуры регистрации, после которой дочерние предприятия «АвтоВАЗа» окончательно перейдут в собственность СП, пока не говорят.

Что касается предположений о возможном демпинге нового СП на авторынке СФО, то опрошенные «КС» представители дилеров не видят в этом опасности.

«Дистрибуция — это наделение полномочиями юридического лица, которое заключает дилерские договоры, проводит технический аудит и следит за исполнением корпоративных требований. Таких полномочий СП не получало и точно не получит. Работа СП, по моему мнению, будет сводиться к работе в формате обыкновенного дилера, который будет иметь свои салоны в Новосибирске, Омске, Барнауле, Новокузнецке. Изменений пока никаких не происходит», — отмечает Сергей Просеков.

Насчет предположений о том, что СП будет контролировать розницу, Кирилл Санаев отвечает: начать демпинг может любой автодилер, только почему-то этого сейчас никто не делает. «Создание СП никак не повлияет на деятельность «АНТ» — политика нашей компании останется прежней», — подчеркивает собеседник «КС».

«У российско-казахского СП на данный момент нет контроля над дистрибуцией. Они занимаются своими новыми розничными точками. Понятно, что в дальнейшем, после запуска производства автомобилей «Лада» в Казахстане в Усть-Каменогорске, СП должно обеспечить реализацию производимого объема автомобилей LADA в Казахстане и в СФО. Как будут выполняться эти планы и с помощью каких мер, через каких дилеров — покажет время», — комментирует директор «Гаранта».

Олег Дынников говорит о том, что на данный момент есть лишь слухи о будущем формировании розничной цены на реализуемые СП автомобили за минусом НДС и ценовом демпинге, и они ничем не подтверждаются.

Стоит отметить, что продажи легковых автомобилей Lada в Сибири в этом году значительно снизились. По данным аналитического агентства «Автостат», продажи легковых автомобилей Lada в СФО за 10 месяцев этого года упали на 26,8% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и составили 21,3 тысячи единиц. Это привело к снижении доли Lada в СФО с 18,9% до 16,4%. Что касается сегмента коммерческих автомобилей, то здесь LADA «выросла» с 3,3% до 5,7% — продажи увеличились на 25,1%, до 573 машин за январь–октябрь 2014 года. Напомним, что в сегменте корпоративных авто в России LADA входит в тройку лидеров.

«Если рассматривать продажи Lada в разбивке по регионам СФО, то во всех из них наблюдается отрицательная динамика. Хуже всего обстоят дела в Кемеровской области (–34,7%), которая наряду с Красноярским краем является лидером по продажам (4,4 тысячи штук). Меньше всего реализация Lada сократилась в Иркутской области (–3,8%). А наименьший показатель рынка имеет Бурятия — 305 автомобилей», — поясняет ведущий аналитик агентства «Автостат» Азат Тимерханов.

«Мы рассчитываем на разумный и профессиональный подход руководства «АвтоВАЗа» с учетом интересов всех дилеров, вне зависимости от их организационной формы и принадлежности», — подчеркивает Олег Дынников.

По мнению Сергея Просекова, масштабных потрясений в связи с созданием СП не произойдет: «Скорее всего, будет агрессивная рекламная кампания, произойдет небольшой переток потребителей, но для того, чтобы потребитель стал клиентом, необходимо время».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ