Неприятно платить больше, но отказаться уже нельзя

Как с наименьшими потерями пережить кризис и операторам связи, и их абонентам? Что делать в условиях смены валютного курса? Чего ожидать от властей в отношении тарифов на аренду опор для размещения кабелей? Федеральное информационно-аналитическое агентство TelecomDailyв лице своего гендиректора Дениса Кускова провело 19 ноября отеле «DoubleTree by Hilton Novosibirsk» круглый стол на тему «Текущая ситуация на рынках ШПД и платного ТВ в Новосибирске и перспективы их развития». На одной площадке собрались топ-менеджеры крупнейших операторов связи, что позволило обсудить насущные для рынка темы.

«КС» уже писал о том, что в крупных городах у услуги ШПД проникновение выше, чем у платного ТВ. Но в целом по стране картина противоположная. «На начало третьего квартала в России насчитывалось более 28 миллионов пользователей ШПД и каждый квартал их становится на 450-500 тысяч больше», – сообщил Денис Кусков. Причиной замедления темпов роста данной услуги стала насыщенность крупных городов и высокая конкуренция – теперь расширять абонентскую базу приходится либо за счет подключения новых, менее развитых регионов, либо переманивая клиентов у других операторов. И оба варианта могут эффективно работать лишь в относительно спокойное время, то есть явно не сейчас.

Что касается платного ТВ – им пользуется 38,6 миллионов человек. Участники рынка объясняют такую разницу двумя основными причинами. Во-первых, платных телесетей, предлагающих в качестве дополнительной услуги ШПД, в нашей стране больше, чем провайдеров, включающих в список услуг IPTV. Во-вторых, телесигнал можно поставлять клиентам большим количеством способов, чем доступ в Интернет. Помимо стандартной антенны это может быть обычное кабельное ТВ, цифровой сигнал (которым пользуются операторы сотовой связи), сетевое и смарт-ТВ (в локальной сети), IPTV (поставляют провайдеры), вещание через спутник… Последний вариант очень распространен в труднодоступных районах Сибири и Дальнего Востока. Организовать таким способом вещание платного ТВ гораздо проще, чем провести Интернет, достаточно раздать абонентам ресиверы, работающие на прием сигнала, и навести тарелку в нужную точку неба. С Интернетом намного сложнее – здесь требуется двусторонняя связь, и принимающую сигнал тарелку требуется дополнить чем-то еще для отправления запросов. Для этой цели может служить что угодно, хоть GPRS, хоть архаичный dial-up, но тогда получается, что за прием и передачу сигнала отвечают два разных канала, за каждый из которых приходится платить отдельно. И уж точно такой доступ нельзя назвать широкополосным.

Стоит отметить, что основной темой круглого стола стал финансовый вопрос: как с наименьшими потерями пережить кризис и абонентам, и операторам? В число насущных вопросов вошли и скачки валютных курсов (покупаем оборудование за доллары, абоненты расплачиваются рублями), и вопрос с инфраструктурой (владельцы площадей, по которым прокладываются линии связи, вздувают цены – и это тогда, когда требуется осваивать труднодоступные территории, т.к. легкодоступные уже давно подключены), и отсутствие нормативных актов, позволяющих все это регулировать. Но самой главной проблемой с точки зрения основных участников рынка ШПД и платного ТВ Денис Кусков назвал монетизацию их услуг: «С приходом федеральных игроков на региональный рынок цены на услуги падают и операторам зачастую не удается предотвратить падение ARPU», – отметил Денис Кусков. По его словам, сейчас этот показатель в среднем по России составляет 350 рублей на абонента в месяц. В некоторых регионах (например, Ростове-на-Дону) этого падения удалось избежать, а вот в Сибири – нет, в Новосибирске и, особенно, Томске, он заметно снизился. «На самом деле цены обрушивали не федералы – приводит свою точку зрения в отношении B2B-рынка директор Новосибирского филиала «Авантел» Сергей Бойко. – Они вообще достаточно консервативны в ценовой политике и, приходя в новый регион, руководствуются местным уровнем цен. В основном инициаторами ценовых войн были местные игроки – особенно те, кто ранее занимал позицию монополиста».

«Да, такая проблема существует – сейчас затраты операторов растут значительно быстрее, чем доходы, – отмечает первый заместитель генерального директора ТТК-Западная Сибирь Дмитрий Васильев. – Причина тому – демпинговые, акционные тарифы, которыми операторы переманивают клиентов друг от друга». Также он отметил, что доход, получаемый от клиента, напрямую зависит от его «оседлости»: только для того, чтобы окупить затраты на подключение нового абонента, требуется значительное время, а если абонент воспользовался акцией – срок увеличивается. Нужно удержать клиента не менее чем на 6 месяцев, иногда на год, чтобы он начал приносить доход. Тем не менее, некоторые абоненты выбрали режим работы «от акции к акции», меняя операторов каждый сезон и покидая их сразу по окончанию акционного периода. «Такие, бывает, возвращаются к нам по несколько раз: тот же адрес, та же фамилия, те же реквизиты», – вспоминает Дмитрий Васильев.

Таким образом, ситуация может дойти до того, что отключить неплательщика (например, пользователя кабельного ТВ) оказывается дороже, чем продолжать оказывать ему услугу.

Чтобы снизить перетекание абонентов, по мнению Дмитрия Васильева, – операторам придется пойти на такую непопулярную меру, как отказ от «заманивающих» акционных предложений. И повышать ARPU косвенными методами – прямой рост тарифов эффекта не даст.

В конце предыдущего десятилетия рост цен на услуги провайдеров обычно сопровождался значительным подъемом в скорости связи и трафике (если он лимитировался). Например, тариф «Доступный плюс» за 350 рублей давал 5 гигабайт трафика в месяц на скорости 2 мб/сек. А потом цена на тот же тариф выросла до 490 рублей, но уже за 20 гигабайт на скорости 10 мб/сек. И все довольны. Но сейчас этот способ не сработает – практически у всех операторов ограничения на трафик давно сняты, а скорость, по словам заместителя директора филиала «Ростелекома» Виталия Лапицкого, приблизилась к максимальной и для дальнейшего роста нужен уже качественный скачок. Теперь компенсацией за рост цен обещает стать расширение списка услуг – операторы за более высокую цену станут предлагать больше сервисов.

«Все больше абонентов переходит к комплексному потреблению услуг: им нужно подключение планшета, телефона, телевизора и прочих домашних устройств в общую сеть, как правило, через Wi-Fi. Сегодня каждый третий наш абонент у себя дома пользуется интернетом по такой схеме. И мы прогнозируем их дальнейший рост, связанный, в том числе, и с развитием беспроводных решений», – пояснил коммерческий директор компании «Сибирские сети» в Новосибирске Виктор Антипов.

«Простые» тарифы постепенно уступают место «пакетным», популярность последних растет, в том числе благодаря предоставляемым бонусам. Но это уже не «заманивающие» методы, а напротив, «удерживающие»: они предоставляются только тем, кто сотрудничает с оператором не менее определенного срока, либо пользуется сразу несколькими услугами. Директор по развитию ШПД и ТВ ОАО МТС в Новосибирской области Евгений Тептин привел пример такого бонуса: абонентам цифрового ТВ от МТС часть потраченной суммы возвращается на счет мобильного телефона – если он подключен к тому же оператору. «Для нас ведущее направление развития – это предоставление абоненту единого комплекса услуг», – подчеркнул он.

Конечно, подорожание мало кого обрадует, но если операторы предпочтут просто сократить свои расходы, без повышения цен, то абоненты от этого могут потерять еще больше. «Единственная альтернатива росту цен – режим серьезной экономии: на персонале, оборудовании, сервисе и так далее, что не может не сказаться на качестве обслуживания», – подчеркнул Дмитрий Васильев.

Что касается самих абонентов – они преследуют ту же цель: снизить расходы. Но, по мнению экспертов, это приведет не к отказу от услуги вообще, а к «оптимизации издержек». То есть клиенты сегмента B2C вряд ли станут менять оператора ради выгоды в 100 рублей за месяц, переподключение стоит намного дороже. В крайнем случае – сменят тариф на более экономный. Что касается сегментов B2B и B2G, то здесь следует ожидать отказов от запланированных ранее расширений списков услуг, но не об их отмене. Причиной этого директор по B2C филиала «Дом.ru» в Новосибирске Баир Аюшеев назвал смену взглядов пользователей на ШПД: в нем видят уже не удобную новинку, а еще одну коммунальную услугу, отсутствие которой сразу бросается в глаза и оплата которой прочно вошла в категорию регулярных запланированных трат. «Вопрос стоит уже не в цене, а в том, готовы ли клиенты ее платить. Они готовы», – констатирует Баир Аюшеев.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ