Маркетологи в зоне комфорта

Новосибирские маркетологи и рекламисты чувствуют себя на рынке труда достаточно комфортно. Профессия востребованная, что отражается как на количестве претендентов на место, так и на уровне зарплат. Но найти сильного кандидата на топ-позицию по-прежнему сложно. Рынок и технологии очень быстро меняются, а региональные специалисты не поспевают за этими изменениями.

Предложение и спрос

«Профессия маркетолога является востребованной, но найти хорошего специалиста очень трудно», — резюмировали эксперты в статье «КС» двенадцатилетней давности о том, как развивается это направление на рынке труда Новосибирска.

В эпоху только начинающей складываться рыночной экономики сложно было отличить производственную необходимость от моды. За прошедшее с того момента время практически каждый технический вуз обзавелся собственным факультетом, где готовят специалистов в сфере маркетинга и рекламы, ежемесячно проходят семинары и тренинги для маркетологов. Но ситуация мало изменилась. Работодатели и сейчас не всегда четко формулируют требования к претенденту на эту должность, что позволяет последним продавать себя дороже, чем они стоят на самом деле.

«Вакансии на рынке есть, но надо понимать, что появляются они в связи с тем, что предыдущие работники не справились с поставленными задачами», — констатирует известный бизнес-тренер, глава гильдии рекрутеров, президент корпорации агентств кадровых решений Business connection Ильгиз Валинуров.

По данным аналитической службы HeadHunter, в 2013 году сфера «Маркетинг, реклама, PR» стабильно входила в пятерку лидеров по числу предложений на рынке труда. «Конечно, говорить о том, какую долю рынка труда маркетологи, рекламисты и PR-специалисты займут в этом году, пока еще рано, но можно быть твердо уверенными, что в Топ-10 они точно войдут», — говорит руководитель пресс-службы HeadHunter в Сибири Елана Таращук.

Как рассказали в службе исследований «НГС.Работа», конкуренция в сфере «Маркетинг, реклама, PR» сильно разнится в зависимости от региона. В среднем на одну вакансию в Омске претендует 12 кандидатов, в Новосибирске — 17, в Екатеринбурге и Красноярске — по шесть. По сравнению с III кварталом прошлого года, динамика вакансий в сфере маркетинга такова: увеличилось количество предложений в Омске (на 47%) и Красноярске (на 37%), уменьшилось в Новосибирске (на 20%) и Екатеринбурге (на 22%).

По данным HeadHunter, маркетологи и специалисты в сфере рекламы и PR чувствуют себя достаточно комфортно на рынке труда в Новосибирске: в III квартале на одно место претендовали не более двух человек. «Правда, если сравнить данные с прошлым годом, то и рост предложений не самый высокий — всего 8%», — уточняет Елана Таращук.

«Комфорт» — категория оценочная. По мнению директора московского кадрового агентства «Sales People» Елены Остапенко, достаточно хорошо себя могут ощущать только те, кто следил за развитием рынка и бизнеса в целом, а точнее за мировыми трендами. И таких специалистов, по ее оценке, около 30%. «Если маркетолог находил возможности осваивать новые каналы, инструменты продвижения, то он сегодня востребован. Если человек регулярно посещает бизнес события, общается с рынком, следит за работой конкурентов, достаточно времени уделяет развитию профессиональных навыков, он попадает в эти 30%», — комментирует эксперт.

Уровень зарплат

Средняя заработная плата в сфере маркетинга и рекламы в Новосибирске составила 31 тыс. руб., увеличившись на 2 тыс. по сравнению с III кварталом 2013 года. Соискатели претендуют в среднем на 25,5 тыс. руб. Это данные «НГС.Работа».

Согласно статистике HeadHunter, размер среднего предложения для маркетологов от новосибирских компаний этой осенью составляет 30 тыс. руб. Чуть больше, 35 тыс. руб., вполне устроит и самих специалистов по маркетингу.

Ожидания соискателей на топ-позиции в сфере маркетинга, по информации «НГС.Работа», составляют сейчас в среднем в Новосибирске 42 тыс. руб. Среди соискателей на этом ресурсе только один кандидат указал желаемую зарплату от 100 тыс. руб. Остальные пожелания колеблются от 30 тыс. до 70 тыс. Большинство претендентов пока не имеет опыта работы в руководящей должности, но видят себя в качестве управленца как логичное продолжение своей карьеры.

По словам Ильгиза Валинурова, зарплаты на топовые вакансии в сфере маркетинга растут выше рынка. Работодатели рассчитывают на волшебного маркетолога, который придет и сделает все быстро, дешево и идеально. Этого не происходит и наступает разочарование. «Да, ожидания у работодателей завышены, поэтому кандидатам это позволяет продавать себя дороже, чем они на самом деле стоят», — считает эксперт.

По его мнению, в Новосибирске есть сильные маркетологи, но они наперечет. «Например, сейчас мы завершили поиск на должность директора по маркетингу в один из новосибирских холдингов. Работодатель сразу сказал, что местных даже нет смысла смотреть. Не тот уровень. Кандидата нашли в Москве с заработной платой 270 тыс. рублей. Я не представляю, кто в Сибири может претендовать на такой уровень дохода. И не потому что уровень расходов меньше, а потому что нет подходящего опыта», — рассказывает господин Валинуров.

«Разница между Москвой и регионами, конечно, чувствуется, — говорит Елена Остапенко. — Московские компании не возьмут на работу даже самого компетентного маркетолога из региона, потому что задачи бизнеса в плане маркетинговых стратегий разные. Но, как известно, специалист растет на выполнении рабочих задач, поэтому и в Москве и в регионах есть достойные топ менеджеры в этой области».

Последние тренды

Среди тенденций последнего времени эксперты называют акцент на интернет-технологии, социальные сети и бренд работодателя. «Если говорить о конкретных специализациях в сфере маркетинга, то одной из самых перспективных является профессия интернет-маркетолога. Спрос на них стабильно растет на протяжении последних лет. По итогам второго полугодия 2014 года в Москве было опубликовано в шесть раз больше вакансий, чем три года назад, а в регионах — в восемь раз больше», — комментирует руководитель проекта «НГС.Работа» Михаил Капустников.

«Самый «свежий» тренд – это ивент-маркетинг (бизнес-завтраки, семинары, вебинары и другие активности для клиентов). Все больше и больше запросов на позитивных людей, чтобы уже на собеседовании человек излучал положительную энергетику и улыбался», — добавляет Елена Остапенко.

В погоне за совершенством

Комфортная ситуация на рынке труда для маркетологов, выраженная в цифрах статистики онлайн-сервисов, приводит к интересному парадоксу: относительная легкость, с которой специалисты в этой сфере могут найти себе работу, и совпадение желаемого и реального уровня зарплат снижают требования специалистов в первую очередь к самим себе.

«Каждую неделю в Москве проходит больше мероприятий, конференций, тренингов для маркетологов, чем за год в Новосибирске, — рассказывает Ильгиз Валинуров. — В прошлом году я был на форуме Котлера. Приехало более тысячи участников из сферы маркетинга, из разных регионов РФ. Из Новосибирска это мероприятие посетили буквально пара специалистов».

При этом взгляд самих работодателей на эту профессию довольно идеалистичный. Требования к претендентам зачастую неконкретные и размытые. Так, самые распространенные требования у работодателей Новосибирска к маркетологам, по информации HeadHunter, это креативность, аналитический склад ума, самостоятельность и наличие высшего образования.

«Оценить маркетолога просто, — полагает Ильгиз Валинуров. — Все зависит от того, насколько он сам в своем резюме себя правильно позиционирует, делает акцент на свои конкурентные преимущества, дифференциируется от других кандидатов на рынке труда. Единицы кандидатов думают о том, что на самом деле нужно работодателю, мало кто серьезно готовится к собеседованию. А просьбу сделать тестовое задание, что для Москвы — сложившаяся практика, региональные кандидаты воспринимают как воровство их интеллектуальной собственности. Притом, что зачастую ни интеллекта, ни собственности нет».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ