Время новых поглощений

Новосибирскую Группу компаний F1 как никакую другую можно считать примером многопрофильного предприятия, включающего бизнесы в самых разных отраслях — от строительства и ЖКХ до ресторанов и ИТ. О том, как выстроить структуру управления такой организации, какие из отраслей в настоящее время наиболее перспективны для расширения бизнеса и как на предприятии сказываются санкции, корреспонденту «КС» КСЕНИИ ЧЕРНЫХ рассказал генеральный директор ЗАО УК «МАЯК» Группы компаний F1 ЕВГЕНИЙ ВОТЧИННИКОВ.

Группа компаний F1 на рынке Сибирского региона работает с 1989 года. В состав F1 входят крупнейшие компании Новосибирска, работающие на рынках информационных технологий, производственных и офисных бумаг, канцелярских товаров, медицинской техники, систем энергосбережения, проектно-изыскательских работ, ресторанного бизнеса. Группе компаний принадлежат УК ЗАО «МАЯК», ЗАО «Компания «Кардинал», ООО «1С-Рарус Новосибирск», ООО «Информационно-технический центр», сеть канцелярских магазинов «Партнер», ООО НПП «ЭЛТЕМ», ОАО ДОК «Новосибирский», ОАО «СИБПРОЕКТНИИАВИАПРОМ», ЗАО «УЖКХ», рестораны «Римские каникулы», «Белое солнце», «Аладдин», бильярдный клуб-бар «Авиатор», банкет-холлы Paradise и Grace Hall, ЗАО "Ламбумиз" и ООО «Строительный трест № 1». Дочерние фирмы ГК F1 работают в Барнауле (ООО «Маяк-Paper»), Омске (ЗАО «Фиэлма»), Кемерове (ЗАО «Лисма») и Красноярске (ООО «Элма»). На сегодняшний день компания насчитывает более 2000 сотрудников.

— Каким образом построена система управления в группе компаний F1?

— Управляющая компания группы ЗАО «МАЯК» отвечает за решения в части поиска и выбора новых перспективных направлений бизнеса, инвестиционные проекты, согласование стратегических решений существующих бизнес-направлений и контроль этих функциональных подразделений. Совет директоров ГК F1 утверждает стратегические инициативы бизнес-направлений и новые инвестиционные проекты. Руководители направлений в свою очередь самостоятельно разрабатывают политику в области стратегического и оперативного развития и проводят ее в жизнь, вынося соответствующие вопросы на согласование и утверждение. Ежегодно у нас проходит процедура стратегического планирования, в рамках которой принимаются решения по внесению изменений в области развития тех или иных направлений.

— Какие из отраслей на данный момент вы считаете наиболее доходными?

— Сейчас довольно сложно говорить что-то определенное, кризисные явления наблюдаются в экономике страны с начала 2014 года, первыми, кто ощутил на себе их влияние, стали бизнес-направления в сфере обслуживания. Если говорить о нашей группе, то это сфера общественного питания, розничная торговля. Здесь мы видим снижение спроса в сравнении с показателями 2013 года, похожая ситуация наблюдалась и в 2008–2009 годах. Кроме того, в связи с ожидаемым сокращением бюджетных расходов РФ мы пересмотрели планы развития некоторых бизнес-направлений ГК F1, имеющих в своем портфеле государственные контракты. Исключением здесь пока является ОАО «СИБПРОЕКТНИИАВИАПРОМ», работающее над оборонными заказами.

— Инвестиции в какие отрасли вам интересны?

— В первую очередь нам интересны активы в отраслях, способных дать синергетический эффект для развития текущих бизнесов либо, напротив, никак не пересекающихся с существующими направлениями, но имеющих определенные перспективы. Учитывая политическую ситуацию, мы обратили внимание на секторы экономики, связанные с развитием отечественной промышленности и производства. Так, одним из последних проектов группы является развитие ЗАО «Ламбумиз». Это российский производитель, который более 40 лет — с 1972 года — занимается выпуском картонной упаковки для молока, кефира, йогурта и других жидких пищевых продуктов. То, что иностранные компании снижают свою активность, дает хорошие шансы российским производителям занять свою нишу и укрепить позиции.

На строительном рынке ГК F1 активно проявила себя во время кризиса 2009 года. Как это произошло, на какой стадии развития находится сейчас ваше строительное направление и как вы оцениваете состояние и перспективы строительной отрасли в настоящее время?

В 2009 году Группа компаний F1 приобрела компанию «Уникон», находившуюся в то время в состоянии банкротства. В результате нам удалось договориться со всеми кредиторами, достроить находившиеся в незавершенном состоянии объекты и передать квартиры их владельцам. Сейчас направление развивается как «Строительный трест № 1». Им уже завершен ряд проектов, кроме того, строится жилой дом Auroom на левом берегу, начато строительство жилого комплекса по ул. Кирова, 221/1 (проект «Столичный»), в разработке ряд площадок. В текущей ситуации мы достаточно осторожно смотрим на строительную отрасль, не считаем, что здесь в ближайшее время произойдет бум, в связи с чем занимаем сдержанную позицию в подходах к приобретению новых активов и формированию дополнительных обязательств.

— Ваша группа компаний ранее взяла под управление компанию «Фотолэнд», позже — ресторан «Островский», не приобретая в собственность ни тот, ни другой. Чем это было обусловлено и как сейчас обстоят дела с этими проектами?

— ГК F1 имеет опыт управления достаточно разносторонними активами. Возможно, в связи с этим партнеры иногда просят нас помочь решить те или иные задачи, стоящие перед их бизнесом. Далеко не всегда предприятия, которые, по тем или иным причинам, переходят к нам в управление, впоследствии входят в состав ГК F1. Так, например, «Фотолэнд» уже не находится под нашим управлением: задачи, которые стояли перед нами, выполнены, и в настоящее время компания самостоятельно развивается на своем рынке. С рестораном «Островский» похожая история: так как в ГК F1 есть ресторанное направление, собственник «Островского» попросил посмотреть на свой бизнес свежим взглядом. В настоящий момент приобретать ресторан мы не собираемся, а вот долгосрочное сотрудничество возможно.

— Каким образом на F1 сказываются санкции?

— У нас нет таких бизнесов, на которых санкции сказались бы напрямую или существенным образом. В целом ситуация в экономике ухудшилась, и это, конечно, отражается на всех участниках рынка. Как я уже говорил ранее, первыми изменения прочувствовали направления в сфере общественного питания, так как, к сожалению, ресторанный бизнес работает преимущественно на импортных продуктах. Но поставщики продукции оперативно перестроились: отчасти произошло импортозамещение, отчасти были налажены поставки из других стран. Санкции сказались на всей экономике в целом, на возможности привлекать капитал в инвестиционные проекты. Он стал дороже и менее доступен, банки стали жестче подходить к финансированию практически всех отраслей. Многие отрасли напрямую или опосредованно связаны между собой, и, как правило, дефицит капитала в одной сказывается и на участниках рынка в других сферах.

— Каким образом государство в этой ситуации может помочь бизнесу?

— С моей точки зрения, нам как бизнесу нужна четкая долгосрочная политика государства в поддержке тех или иных отраслей, налаженный диалог государства и бизнеса. Необходимы стабильность в объявляемых планах, взвешенность подходов и ориентация на долгосрочное развитие и поддержку отечественного производителя.

— Каковы ваши прогнозы относительно кризиса?

— Нынешний период 2013–2014 годов чем-то похож на ситуацию 2008–2009 годов: валюта растет, экономика замедляется, многие секторы сужаются, спрос падает, предприятия вынуждены пересматривать свои стратегии, мы не исключение. Мы и сейчас пересматриваем стратегию в оперативном режиме и будем вносить соответствующие изменения и искать новые подходы к ведению бизнеса. Я считаю, что вместе с трудностями любые кризисные явления дают нам дополнительный опыт и открывают новые окна возможностей.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ