«Компании многих сегментов бизнеса сосредоточатся на том, чтобы просто выжить»

Миниатюра для: «Компании многих сегментов бизнеса сосредоточатся на том, чтобы просто выжить»

На прошлой неделе по малому бизнесу нанесли очередной налоговый удар. В Госдуму РФ был внесен проект поправок в Налоговый кодекс о введении ежеквартальных сборов с субъектов малого бизнеса по 22 видам деятельности. Предполагается, что платежи будут поступать в муниципальные бюджеты, их размер будет варьироваться от 6 до 600 тысяч рублей, каким отраслям и сколько нужно будет платить, пока что непонятно. Президент Новосибирской торгово-промышленной палаты (НТПП)ВЯЧЕСЛАВ МАРКЕЛОВ рассказал корреспонденту «КС» о том, как может отразиться на малом бизнесе это нововведение и другие налоговые «новшества» этого года, а также о том, как прошли последние иностранные делегации и какие новые производства могут появиться в Новосибирской области по итогам их посещения города.

Налоговые испытания

— Вячеслав Анатольевич, заканчивающийся 2014 год оказался непростым. Расскажите, с какими основными сложностями столкнулись предприниматели и НТПП в этом году?

— Действительно, год был сложный. Произошло немало изменений в налогообложении, которые негативно отразились на предпринимателях, ухудшилась экономическая ситуация в целом. НТПП активно участвовала в оценке регулирующего воздействия законопроектов, и благодаря нашему участию был внесен ряд изменений, которые смягчили многие законодательные изменения. В силу своих возможностей НТПП поднимала проблемные вопросы, участвовала в их обсуждении, подключала к подготовке поправок профильных специалистов.

Палата тоже столкнулась со сложностями. У многих есть заблуждение, что НТПП — это государственная структура, и мы находимся на содержании бюджета, но это вовсе не так. Источником существования организации в некоторой степени являются членские взносы, но по большому счету палата зарабатывает себе на жизнь так же, как и другие коммерческие организации, оказывая услуги, причем так же, как и все — на конкурентной основе. Тем не менее год завершается для НТПП без потерь, и палата в полной мере оказывала необходимые услуги своим членам. Нужно отметить, что у нас в регионе сложилась уникальная ситуация, которая заключается в том, что НТПП является еще и участником ведомственной целевой программы по поддержке малого и среднего предпринимательства. Это означает, что палата участвует своими деньгами, которые зарабатывает, в реализации этой программы, проводит различные мероприятия. Эти обязательства мы также в этом году выполнили.

— Какие именно изменения и в каких законопроектах произошли благодаря работе палаты в этом году?

— В этом году наблюдается особая непоследовательность федеральной законодательной власти. Говоря со всех трибун о том, что малый и средний бизнес должен поддерживаться, принимаются решения, которые абсолютно не соответствуют этим заявлениям. К примеру, НТПП активно участвовала в обсуждении законопроекта, касающегося налога на имущество, который теперь будет начисляться исходя из кадастровой стоимости торговых и бизнес-центров, если при этом 20% площади занято торговыми объектами или офисами. Как могли, старались повлиять на принятие этого закона и смягчить его положения. К примеру, удалось растянуть во времени определение процентной ставки с 1% в 2015 году до 2% с 2018 года.

Но, тем не менее, это нововведение коснется очень многих предприятий, в том числе тех, кто работал по упрощенной системе налогообложения. Получается, что, с одной стороны, вводится система, которая призвана делать проще ведение бизнеса и администрирование, а с другой — вводится это нововведение, из-за которого большой сегмент предпринимательского сообщества будет вынужден перейти на общую систему налогообложения. Хотя при этом в налоговом послании власти страны было обещано развивать сектор малого и среднего бизнеса и не вводить изменения в законодательстве, которые бы могли привести к ухудшению налогового администрирования.

— Какое законодательное нововведение, если говорить про недавние, по вашим оценкам, ударит по малому бизнесу сильнее всего?

— Если федеральная законодательная власть все же наделит региональную власть правом устанавливать ежеквартальные сборы с субъектов малого предпринимательства в пределах от 6 до 600 тысяч рублей, то это, конечно, станет самым больным ударом. Согласно проекту поправок в Налоговый кодекс, которые на прошлой неделе были внесены в Госдуму РФ, дополнительные сборы коснутся 22 видов деятельности. Сборы будут поступать в муниципальные бюджеты.

Эти налоговые поборы коснутся примерно 70% бизнеса. Среди видов деятельности, которые предлагается обложить этим дополнительным налогом, есть, к примеру, услуги по перевозке грузов, техобслуживание автомобилей, парикмахерские услуги и многие другие. Вы только представьте, что могут значить, к примеру, для парикмахерской дополнительные поквартальные налоги в размере 500 тысяч рублей? Или как отразится эта налоговая мера на предприятиях-стартапах или инвестиционных проектах? У них ведь рассчитан каждый день, какие и когда им нужно совершать платежи: расчет с кредиторами, коммунальные и остальные платежи. А тут появляется такое дополнительное финансовое бремя.

— Каковы, на ваш взгляд, будут последствия?

— Известно, что существует нелегальный сегмент бизнеса, те компании, которые вообще не платят налоги, работают по «серым» схемам и не выходят в публичное пространство. Этот бизнес как существовал, так и будет существовать, потому что сегодня все законодательные ограничительные меры касаются только представителей легального бизнеса. На текущий момент власть не использует все те возможности, которые у нее есть, чтобы этот бизнес легализовать.

Помните эту историю с мойками на улице Жуковского, какой был мощный замах вывести из тени эти предприятия? И чем все это закончилось? Они как работали нелегально, так и продолжают работать. Власть в этом вопросе показала полную беспомощность.

Таким образом, на мой взгляд, это налоговое нововведение, как всегда, ударит по законопослушным предпринимателям. В конечном итоге «белый» бизнес либо будет вынужден уйти в тень, если предприниматель решит заниматься дальше своим делом. Либо вовсе ликвидируется. Или, если бизнесмен продолжит вести деятельность на легальной основе, то бремя этих платежей отразится прямым образом на потребителях, а именно на стоимости услуг и товаров этих компаний.

Введение этой меры расходится еще и с тем, что на территории РФ, и в том числе в Новосибирской области, была принята патентная система. Производителю пообещали, что, покупая патент, он осуществляет свою деятельность согласно патенту, и государство не вмешивается. Теперь выходит, что появляется двойное налогообложение, что опять же противоречит Налоговому кодексу. Я, конечно, понимаю, что власть ищет дополнительные возможности для пополнения бюджета для того, чтобы исполнять свои социальные обязательства, но при этом не нужно забывать и о том, что, пополняя таким образом казну, подрывается основа малого и среднего бизнеса, который представляет стратегический интерес для нашего государства, о чем было объявлено ранее. К тому же нужно помнить, что МСБ во многом является гарантом стабильности для нашего общества.

— Как вы считаете, еще есть возможность переломить ситуацию и добиться отмены этого налогового нововведения?

— Нужно признать, что у нас очень терпеливый и талантливый народ. Первая волна российских предпринимателей пошла в бизнес не потому, что с детства мечтали стать челноками и продавать товары на Гусинобродском рынке, а потому что нужно было прокормить семью, это была вынужденная мера. Они просто стали выживать, не ожидая помощи государства, каких-либо пособий по безработице. Именно поэтому в те годы все прошло достаточно спокойно. И нужно низко поклониться этим людям за терпение. Конечно, я имею в виду прежде всего тех, кто выкарабкался с самого дна, а не нажился тем или иным незаконным способом. А теперь мы наносим очередной удар по предпринимателям в виде этого законопроекта. Зачем это делается, непонятно. Мне кажется, это большая ошибка. Мы надеемся переломить ситуацию, ТПП РФ, и многие региональные отделения ТПП, а также «Опора России», «Деловая Россия» и все бизнес-объединения сейчас пытаются привлечь к этой проблеме внимание и сделать все возможное, чтобы это нововведение не появилось.

— Как оцениваете меру по вводу налоговых каникул? Посодействует ли она развитию малого предпринимательства?

— С одной стороны, это хорошо, но нельзя гарантировать, что эта мера не будет изменена в ближайшее время какими-то дополнительными поправками, которые обесценят изначально благое намерение. Я опасаюсь того, что, введя налоговые каникулы, через месяц или полгода придумают какую-то новую законодательную меру, которая полностью дискредитирует это нововведение.

Сила влияния

— Насколько прислушиваются к общественным организациям? Можете ли вы сказать, что участие в корректировании законодательства проходит эффективно?

— На то, чтобы написать заключение на какой-либо региональный или федеральный законопроект, уходит очень много времени и сил, при этом отмечу, что практически никакой обратной связи мы не получаем. Даже если все как одна общественные организации отзываются о том или ином законопроекте негативно, к нашим мнениям не всегда прислушиваются. В конечном итоге законодательные меры могут измениться только при получении практического негативного опыта, к примеру, массового оттока предпринимателей. Поэтому считаю, что выстроить конструктивный диалог пока что в полной мере не удается, не могу сказать, что этого диалога совсем нет, но чтобы достичь конструктивного, взаимоуважительного сотрудничества, нужно еще многое сделать как со стороны общественных организаций, так и со стороны законодательных и исполнительных органов власти.

— В силах ли НТПП оказывать влияние на судьбу крупных промышленных предприятий? Складывается ощущение, что палата занимается только теми вопросами, которые касаются малого бизнеса.

— Как правило, крупные предприятия уповают только на свои силы и имеют в штатенеобходимых специалистов, в том числе юристов для решения спорных вопросов. Тем не менее есть примеры, когда НТПП участвовала в решении конфликтов, которые возникали у крупных компаний.

— Членом НТПП является «Сибсельмаш», печальная судьба этого предприятия многим известна. Несмотря на то что речь о спасении завода уже не идет, принимает ли палата какое-то участие в том, чтобы оставшаяся производственная площадка перешла «в хорошие руки»?

— Да, предприятие, к сожалению, в текущем виде, наверное, уже не спасти. Вопрос о реанимации производственной площадки сейчас решается, и НТПП принимает в этом активное участие, а именно — участвует в создании концепции промышленного парка на этой территории, процесс уже запущен. Первый шаг в этом направлении — это создание управляющей компании, которая будет заниматься содержанием этой территории. После того как юридически это будет оформлено, будут регистрироваться резиденты парка, их поиск уже идет, в том числе с помощью палаты. Мне кажется, предпочтение нужно отдавать машиностроительным компаниям, на мой взгляд, целесообразнее будет создать на этой площадке так называемый машиностроительный кластер.

В поисках иностранных инвестиций

В конце октября в Москве делегация Новосибирской области, которую возглавил Анатолий Соболев и в которую также вошла НТПП, представила потенциал региона представителям бизнеса и властным структурам Индии. Расскажите подробнее об этом мероприятии, были ли достигнуты какие-то конкретные договоренности?

— Встреча прошла продуктивно. Основным итогом переговоров стало то, что две индийские компании высказали намерение запустить производства на территории Новосибирской области. Не могу сказать однозначно, будут ли в конечном итоге эти проекты реализованы, но сам факт, что у индийских партнеров такие идеи витают, и они задумываются о том, чтобы открывать предприятия на территории нашего региона, уже говорит о многом.

— В каких отраслях на территории нашего региона индийские компании рассматривают запуск производственных площадок?

— Одна компания планирует запустить текстильное производство, а другая — производство яичного порошка.

— Как вы оцениваете возможность появления этих предприятий, насколько это реально?

Изначально у меня не было глубокого понимания того, насколько эти производства будут востребованы в нашем регионе. Вернувшись в Новосибирск и поговорив с руководителями региональных министерств, а также с потенциальными потребителями, сделал вывод, что при выполнении определенных условий они имеют право на жизнь, однако успешность проектов будет зависеть от многих факторов. К примеру, что касается ткацкого производства, важно, насколько индийские партнеры попадут в ассортимент и ценовую категорию тканей. Швейные производства, в том числе те, которые располагаются в Новосибирской области, как правило, закупают продукцию за рубежом, чаще в Италии или Китае. Будут ли ткани, производимые индийской компанией, соответствовать тем, которые привыкли закупать новосибирские швейные производства, сложно сказать. Это будет зависеть в том числе и от качества продукции, а также от того, насколько ассортимент будет соответствовать современным модным тенденциям.

Однако отмечу, что это не фантастические и не утопические проекты, появление этих производств в нашем регионе вполне реально, немаловажным будет и то, насколько руководство новосибирской области создаст для этих компаний необходимые условия для того, чтобы они здесь «приземлились». Со стороны НТПП планируется провести маркетинговые исследования, проанализировать, как может отреагировать российский и новосибирский рынок на появление продукции индийских компаний, на какую нишу они могут рассчитывать.

— Из каких стран планируются бизнес-миссии в ближайшее время?

— Примерно через две недели состоится бизнес-миссия в посольстве Японии в Москве. Но с японцами все сложнее, потому что затруднительно понять, что может им предложить Новосибирская область, соответственно, предположить, какие сформируются контакты между новосибирскими и японскими предприятиями, пока что не представляется возможным.

— Если говорить об иностранных бизнес-делегациях в целом, насколько они эффективны и есть ли практическая польза от них для новосибирского бизнеса?

— Когда мы принимаем бизнес-делегацию, я всегда действую по уже определенному сценарию. Сначала рассказываю об экономическом потенциале Новосибирской области, об общей ситуации в регионе, о законодательной базе, которая способствует привлечению инвестиций в область, а затем очерчиваю тот круг интересов, который мог бы представлять выгоду как для нашего региона, так и для иностранных компаний. Подчеркну, что упор делается на создании каких-либо производств. Конечно, торговля — это хорошо, но только если мы говорим о взаимовыгодной торговле для обеих стран. Потому что многие иностранные делегации видят цель своей поездки только в том, чтобы найти новых покупателей, рынки сбыта и создать региональное представительство. Мы же призываем к тому, чтобы эти компании начали закупать что-то в нашем регионе, то, что производится у нас.

Таможня в помощь

— Недавно вас утвердили на должность сопредседателя общественно-консультативного совета при Новосибирской таможне, решением каких задач будет заниматься этот совет?

— При всех государственных органах, которые потенциально могут вмешаться в деятельность предпринимателей, создаются такие общественные советы. Это, к примеру, УФАС, МЧС, прокуратура и другие. Все эти советы, в том числе и при Новосибирской таможне, выполняют в первую очередь функцию обратной связи между надзорным органом и предпринимательским сообществом, соответственно, в задачи совета входит помогать в решении спорных вопросов, которые могут возникнуть между сторонами. К тому же предпринимателям важно знать, что делается в недрах того или иного надзорного органа, и он имеет на это право.

— Как оцениваете эффективность работы Новосибирской таможни по пресечению незаконного ввоза товаров из стран, присоединившихся к санкциям против России?

— Это очень важная государственная проблема, потому что правительство дало сигнал отечественным производителям, что у них есть время для того, чтобы заняться импортозамещением. Но для того, чтобы начать осуществлять этот процесс, нужно быть уверенным в том, что санкции работают, и на самом деле западных конкурентов в установленных отраслях не будут пускать на российский рынок. Однако даже сами потребители стали свидетелями того, что эти двери закрыты не полностью, и лазейки для просачивания запрещенных к ввозу товаров все же есть. Одним из регуляторов этого процесса выступает таможня, которая также вправе проверять розничные сети и то, как тот или иной товар попадает в продажу. Проходит раскручивание этой цепочки и последовательно выясняется, как, к примеру, на прилавок попала норвежская семга. Тем не менее считаю, что Новосибирская таможня работает эффективно и справляется с новыми задачами.

Планировать сложно

Изменились ли состав и численность палаты в этом году, какие прогнозы в этом плане на 2015 год?

— В целом число членов НТПП не меняется несколько лет, их около 400 с небольшим. Однако каждый год происходит некая ротация, она остается на уровне 15–20% , кто-то выходит, кто-то приходит. Как правило, в нашей стране небольшой срок существования бизнеса, некоторые организации прекращают деятельность, соответственно, их членство в палате также заканчивается, но при этом появляются новые организации. Эта тенденция схожа с другими региональными ТПП. В 2015 году какие-то кардинальные изменения в этом плане не предвидятся.

— Вячеслав Анатольевич, в заключение разговора поделитесь планами НТПП на 2015 год.

— В нынешней ситуации планировать что-то сложно, основная задача — палата должать выполнять свои функции, но вместе с тем НТПП — это тоже бизнес-структура, и сложная экономическая ситуация в стране не обошла и нас стороной. Тем не менее планов много. В нашей палате, не побоюсь этого сказать, одно из самых сильных экспертных сообществ. Планируем по этому направлению усилить позиции и завоевать новых клиентов. Относительно недавно палата получила лицензию на образовательную деятельность, пытаемся наладить обучение предпринимателей и людей, работающих в околопредпринимательской деятельности. Много надежд возлагаем на наш комитет, который работает в сфере ЖКХ. Как вы знаете, теме ЖКХ сейчас уделяется пристальное внимание как со стороны государства, так и стороны населения. Остро стоит тема капитального ремонта. НТПП в свою очередь предлагает населению и УК услуги оценки качества капремонта, а для УК мы подготовили учебные программы по повышению квалификации, чтобы они смогли пройти лицензирование. Палата продолжит программы работы с молодыми предпринимателями, здесь мы имеем большой опыт. Из нового — работа по импортозамещению и программа «Российское качество». Недавно мы также приняли решение на базе палаты создать совет для малых предприятий по госзакупкам. Бизнес-делегации в будущем году также запланированы.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ