Я готов идти до конца и уверен в своей победе

Говоря о том, что проект МФК «Снежная миля» усугубит транспортную ситуацию на ул. Большевистская, и что инвестор проекта ГК «Новоград» не принимает в этом направлении никаких действий, а также оттягивает строительство театра Афанасьева, чиновники новосибирской мэрии, возможно, искажают действительность. Так утверждает генеральный директор ГК «Новоград» ЕВГЕНИЙ ГРИБОВ, с которым встретился корреспондент «КС», выслушав его версию и изучив имеющиеся документы. Кроме обращений в прокуратуру и суд, застройщик, как выяснил «КС» также направил заявление о возбуждении уголовного дела в отношении начальника управления архитектурно-строительной инспекции (УАСИ) мэрии Анатолия Мотыги.

Евгений Владимирович, уже реализовав ряд объектов и приступая к данному, как Вы оцениваете инвестиционную привлекательность региона и чем она обусловлена?

– Не секрет, что сегодня у нас наблюдается экономический кризис, кроме того, бизнес ощущает на себе влияние санкций. Поэтому в данный момент происходит сопутствующая этим процессам консолидация общества. И на сегодня все, начиная с главы государства и заканчивая руководителями области и города, говорят о необходимости повышения инвестиционной привлекательности. А что обуславливает комфортный инвестклимат? Формирование прозрачных взаимоотношений между властью и бизнесом, которые регулируются законодательством Российской Федерации и единообразием в понимании правил игры. Я люблю ассоциировать бизнес со спортом. В случае, когда обе команды играют по одним и тем же правилам, честно соревнуясь друг с другом, зритель получает истинное удовольствие от такого поединка. Для предпринимателей в качестве судейской коллегии выступают правоохранительные органы, прокуратура, суды. А когда правила для всего бизнеса и всех предпринимателей равны, тогда и процесс инвестирования осуществляется динамичнее.

Как обстоят дела с прозрачностью в Новосибирской области?

– У нас нет ни одного крупного инвестиционного проекта, который бы строился без участия государственных средств. Крупные инвесторы не желают реализовывать свои проекты в Новосибирской области, уходя либо в другие регионы, либо вообще покидая страну. И я объясню почему. Если говорить о крупных бизнес-проектах, то их средний срок окупаемости сейчас составляет не менее 8-10 лет. В то время как «срок» прозрачности правил в нашем регионе определяется сроком полномочий градоначальника или губернатора, а это 4 и 5 лет соответственно. Поэтому для предпринимателя, который привык играть честно, такие сроки оказываются неприемлемыми. Ему необходимо быть уверенным в том, что существующие правила не изменятся в течение 8-10 лет.

Что же происходит с реализацией такого объекта как МФК «Снежная миля»?

– История со «Снежной милей» как еще один штрих к характеристике инвестпривлекательности Новосибирской области. Для начала отмечу, что ООО «Эталон» (входит в ГК «Новоград», — «КС»), которое является застройщиком «Снежной мили», занимается этим проектом с 2009 года. О каком благоприятном инвестклимате можно говорить, если мы еще не приступили к строительству, но подготовка ведется уже 5 лет? С самого начала мы озвучили концепцию освоения земельного участка в 2 га, находящегося на ул. Большевистской, на тот момент еще мэру Новосибирска Владимиру Городецкому. Идея проекта проста и понятна. За основу мы взяли западные аналоги. Главе муниципалитета мы заявили о своих намерениях построить город в городе, потому что у нас есть проблемы с транспортом, пробками, климатические условия в Сибири довольны суровы. Поэтому мы посчитали целесообразным предложить продукт, который все эти проблемы, безусловно, не решит, но по крайней мере, способен существенно сгладить их. Строительство МФК (многофункциональный комплекс – КС) позволило бы горожанам и гостям города, обосновавшимся в комплексе, ежедневно экономить от 2 до 3 часов, ранее потраченных в пробках. Кроме того, проект был представлен на тот момент еще губернатору Василию Юрченко и полномочному представителю президента в СФО Виктору Толоконскому и был воспринят на «ура».

В чем же особенности данного проекта?

– «Снежная миля» предполагает размещение как рабочих мест, мы планируем построить бизнес-центр класса А, так и отельных апартаментов классов А и В, для руководящего и линейного состава компаний. Структура комплекса предполагает наличие стилобата, который соединит все здания и спроектирован с целью совместить работу и проживание, не покидая комплекс. Кроме того, как мы и анонсировали, разработан проект строительства театра Афанасьева. Комплекс несет социальную функцию разгрузить городские магистрали с помощью парковки на 1, 1 тысячи мест. Таким образом, воплощая этот проект, мы решаем не только инфраструктурные, но и социальные проблемы города. Но при этом, я уверен, мы все должны действовать по закону.

Что уже сделано и сколько средств вложено в реализацию проекта за эти 5 лет?

– Мы прошли уже несколько архитектурно-градостроительных советов, где рассматривалась наша концепция, три разных архитектурных мастерских разработали свои эскизные проекты, каждой из которых мы заплатили от 2-х до 5-ти миллионов рублей за работу. По сути, это деньги, которые нами просто добросовестно выброшены на ветер. Но мы, таким образом, обеспечили вариативность: каждая мастерская представила свое достойное видение проекта. В результате архитектурное сообщество одобрило концепцию по функциональному составу объектов в проекте, что документально подтверждено. После архитектурно-градостроительного совета мы участвовали непосредственно в градостроительном совете, на котором депутаты и остальные его члены также приняли решение утвердить данную концепцию. После чего мы еще дважды прошли общественные слушания. Так как земельный участок мы арендуем с 2012 года, то за это время общая сумма арендных выплат в бюджет города составила около 6 миллионов рублей. В общей же сложности на «Снежную милю» потрачено порядка 300 миллионов рублей. Ведь также построена и часть дороги по улице Обская. Складывается такая ситуация, что мэрия одной рукой берет деньги за пользование участком, а другой крепко держит и не выдает разрешение на строительство.

Евгений Владимирович, по каким причинам происходит задержка реализации проекта?

– Проблемы со «Снежной милей» начались еще на этапе выбора эскизного проекта. Когда властями концепт проекта был одобрен, мы уточнили: правила прозрачные? Нам ответили утвердительно. Тогда мы приступили к подсчетам экономики по всем трем разработанным эскизам проекта и пришли к выводу, что наиболее экономичный, целесообразный, привлекательный с архитектурной точки зрения вариант предлагает АТТА-group. Также мы обращались в «АПМ Фефелова В.В», который, напомню, является главным архитектором города (мастерскую возглавляет его дочь) и в «Новосибирский проектный институт» под руководством бывшего директора «Новосибирскгражданпроекта» Игоря Воротникова. По экономике выигрывала даже работа мастерской Воротникова, но учитывая нашу задумку, было принято решение отдать предпочтение более современному и инновационному проекту АТТА-group. И вот с этого момента начинаются непрозрачности в отношениях. В мэрии мне начали навязывать заключение договора именно с «АПМ Фефелова В. В.». Мною же было принято решение в пользу АТТА. Когда я приехал посмотреть мастерскую Фефелова, то увидел, что она представляет собой три комнаты со старым оборудованием, без современного программного обеспечения, в котором сидят две тети на территории швейной фабрики «Северянка». То есть современный комплекс на 135 тысяч квадратных метров мне предлагают спроектировать на коленке? А это, извините, около 100 млн рублей, которые я плачу из своего кармана, и не собираюсь действовать по указке кого бы то ни было. При этом они в качестве посредника наняли бы ту же АТТА-group, и заработали бы еще при этом. В то время как АТТА занимает целый этаж в «Ланта-центре», штат ее состоит из нескольких десятков сотрудников, мастерская укомплектована современнейшим оборудованием, и сама группа имеет ряд престижных наград. Тем не менее мы решили перешагнуть через это недопонимание, подумали, что ничего страшного, время лечит, забудется. Так как мы все согласовали, в том числе и транспортные схемы, мы направились получать технические условия.

Если схемы были согласованы, по каким причинам стали появляться критические замечания чиновников?

— Действительно, сомнение в том, что в результате строительства нашего комплекса может возникнуть дополнительная загрузка на ул. Большевистской, высказывалось. Но мы привлекли специалистов СГУПСа, которые рассчитали, что после строительства «Снежной мили» скорость прохождения автомобилей по этой улице увеличится на 4 км. Андрей Ксензов, кстати, в то время был крайне удивлен таким расчетам. Тем не менее есть отличия перед другими объектами, расположенными вдоль береговой линии. Этот объект самодостаточный — здесь люди живут и работают в одном месте. (сравнение про Джулая убрали)

Как вы планируете обеспечить заполняемость «Снежной мили»?

— Мы бы хотели отдать приоритетное право компаниям, арендующим бизнес-площади в МФК, на покупку жилья для своих сотрудников. Наши будущие арендаторы по замыслу — это крупные компании, которые заинтересованы в том, чтобы их сотрудники проживали недалеко от места работы, будет ли это жилье арендованное или в собственности.

И все-таки, за счет чего планируете увеличить скорость движения транспорта на 4 км?

– Как я уже говорил, порядка тысячи машин с улиц города будут «оттянуты» в МФК. Кроме того, в качестве социального обременения мы взяли на себя строительство 1 км дороги по улице Обская, благодаря которой автомобили, прибывающие в МФК, не создадут дополнительных помех для транспорта на ул. Большевистской. На сегодня на этом участке есть только односторонний спуск и выезд. Мы же, развивая транспортную инфраструктуру вокруг комплекса, сможем сделать существующие спуск и выезд по улице Грибоедова двусторонними. Поэтому когда Андрей Ксензов в новостях комментирует, что транспортная схема ни с кем не согласована, дорога не строится, то либо мы рассматриваем это как лукавство, либо складывается мнение, что он реально не знает, что происходит в его ведомствах. И я готов открыто дискутировать с ним по этому вопросу. У меня есть документы, а у него — только слова. На сегодняшний день нами построена уже половина дороги по улице Обской.И по инвестиционному договору на строительство дороги я заплатил 4 миллиона рублей аванса. Полная же стоимость составляет около 12 миллионов рублей. Также к этому стоит прибавить еще и 1,4 миллиона рублей, которые мы потратили на создание проекта дороги.

По какой причине возникла такая ситуация?

После представления проекта, разработанного СГУПС, в мэрии мне дали распоряжение, чтобы я заключил договор на строительство этой дороги с компанией МУП «Управление заказчика по строительству подземных транспортных сооружений» (МУП УЗСПТС). Хорошо. Вы хотите, чтобы я взял вашего подрядчика? Хотите на этом заработать денег? Зарабатывайте, но стоимость строительства при этом должна быть с нами согласована. На это Анатолий Мотыга выделил мне подрядчика — некоего И. Кулиджаняна. И что вы думаете? Этот подрядчик представил мне смету в 1,5 раза выше той стоимости, за которую готовы были построить эту дорогу участники тендера, нами проведенного. Поэтому я обратился к директору МУП УЗСПТС Александру Мысику, чтобы он мне представил субподрядчика, готового за эту цену выполнить строительство.

Насколько известно, судебные тяжбы с УАСИ начались с февраля текущего года. Заявку на получение разрешения на строительство вы подаете уже в четвертый раз. Что сейчас не устраивает городскую администрацию, ведь вы устранили все замечания?

В январе текущего года мы впервые пришли за получением разрешения на строительство. Первый отказ мы получили по причине вынесения несущественных замечаний, как например, отсутствие печати директора в месте сшивки документа. Мы их все устранили. Второй отказ уже содержал более весомые замечания – несоответствие градостроительному плану земельного участка. Устранили. Затем я понял, что дело тут не в градостроительном кодексе, а в произошедшей смене власти. В результате мы обратились уже в прокуратуру города, которая по результатам проверки 18 июня вынесла представление на имя мэра Анатолия Локтя о необходимости устранить нарушения ГК, которые допустил Анатолий Мотыга. Мэру предлагалось не выносить мусор из избы, и мы были не против. Если некоторые игроки этой команды заигрались и начинают идти не в том направлении, то поставьте их сами на место. И вот после этого мы обращаемся за разрешением в третий раз и вновь получаем отказ по причине того, что мэрия «обнаружила» на участке несуществующий объект, подлежащий сносу, впрочем, предоставить в суде документы на него городская администрация так и не смогла. После чего мы обратились в арбитражный суд Новосибирской области, который 29 августа вынес решение не в нашу пользу.

Да, в мэрии оперируют этим решением…

– Не тут-то было! Все дело в нюансах. Если изучить предписания прокуратуры г.Новосибирска, то выяснится, что Мотыга не раз действовал незаконно или необоснованно. ООО «Эталон» в данном случае действительно напрасно начало благоустраивать территорию за пределами своего участка: мостить ул. Большевистская, высаживать большемерные саженцы елей. По закону это запрещено. Необходимо, чтобы мэрия согласовала, что ты улучшаешь ландшафт города, чего она, конечно же, не делает. Я считаю, это говорит о вранье, об алчности и корыстности чиновников. Согласно второму замечанию, нам следовало обеспечить порядка 15% открытых мест для хранения автомобилей. Но стоит учесть, что у нас и так все 1,1 тысяча парковок — открытого типа. Правда, пока мы это доказывали, мэрия своим постановлением отменила это требование. В результате мы устраняем все замечания и вновь отправляем заявку на разрешение.

Через 10 дней, а точнее 9 октября, мы получаем от УАСИ бумагу, в которой нам не отказывают, но и не выдают разрешение, а на этот раз приостанавливают его выдачу. Мотыга изобрел новую форму документа, не предусмотренную федеральным законодательством. Согласно административному регламенту предоставления муниципальной услуги по подготовке и выдаче разрешений, при наличии всех необходимых документов, разрешение нам должны выдать в течение 10 дней. Но мэрия всякий раз юридически затягивает процесс посредством рассмотрения нового дела, — на этот раз, в арбитражном суде Москвы.

Что городская администрация оспаривает на этот раз?

Экспертизу нашего проекта. И ответчиками в этом деле выступают эксперты, которые ее производили. ООО «Эталон» не является даже участником процесса. Однако согласно административному регламенту следует, что в случае несогласия с результатами экспертизы оспорить ее вправе застройщик, технический заказчик или представитель застройщика. Муниципалитет там не указан. Второе: следует учесть, как оспаривается экспертиза – в течение 3 лет со дня ее утверждения мы вправе обжаловать в экспертной комиссии, созданной федеральным органом исполнительной власти. В комиссии, а не в суде. Таким образом, у мэрии Новосибирска на данный момент нет причин для отказа нам в разрешении на строительство, поэтому, похоже, и изобрели этот способ приостановки выдачи.

В УАСИ отмечают необходимость выполнения технического задания театра Афанасьева.

– Мы еще с Владимиром Городецким обсуждали, что в качестве социальной нагрузки наша компания добровольно готова взять на себя обязанность по возведению театра в пределах 2,5 тысяч квадратных метров. При этом мы договаривались, что помещение мы строим в соответствии с проектно-сметной документацией и заключаем долгосрочный договор аренды на 10 лет по цене в 270 руб за кв.м. В результате наших договоренностей с мэрией, мы заключили соглашение о строительстве помещения Новосибирского драматического городского театра еще в ноябре 2010 года. Замечу, что проект составлялся при непосредственном активном участии художественного руководителя Сергея Афанасьева. Но вдруг нам стали говорить, чтобы мы забыли о соглашении и «обмундировали» театр, то есть полностью обеспечили бы звук, свет, а также и мебель, что называется, сдали бы театр «под ключ». Мы соглашаемся, но это еще плюс к смете 300 миллионов рублей, поэтому мы готовы рассмотреть и такое предложение, но при этом изменится стоимость аренды. В мэрии отвергают такое предложение и продолжают вносить новые условия, такие как продление договора аренды до 25 лет с правом дальнейшего выкупа. Напомню, что это добровольная социальная нагрузка, и мы можем от нее и отказаться.

Анатолий Мотыга также отмечал, что строительство театра Афанасьева вы планируете во втором этапе, в то время как мэрия настаивает на первом.

– Что же касается разбивки на два этапа, то эта процедура носит исключительно технологический характер. Это делается для того, чтобы гражданам, проживающим рядом, строительство не доставляло дополнительных проблем. Так как если мы развернем линейное строительство на всех 2 га, то размещать башенные краны, склады для материалов придется за границами наших участков. Но при этом мы планируем использовать метод сдвижки, и строительство будет вестись одновременно. Мы и документы подали на выдачу разрешения на строительство двух этапов. Так что все это от лукавого, — все эти апелляции к переносам этапов строительства театра. В городской администрации же не могут открыто сказать, что «мы хотим вам навязать своего подрядчика, своего проектировщика». Коррумпированная схема. Мы об этом молчали, но пришло время об этом говорить, и достаточно громко.

Что вы планируете предпринять?

Я здесь родился, живу и работаю, и уходить никуда не собираюсь. Поэтому нашими адвокатами уже написано заявление о возбуждении уголовного дела в отношении Анатолия Мотыги по превышению полномочий, также в УФСБ но Новосибирской области направлено заявление по факту наличия признаков коррупции со стороны начальника УАСИ. В данный момент ведутся доследственные проверки. На сегодняшний день от ЛДПР уже направлены депутатские запросы в администрацию Президента, в Аппарат Правительства РФ и Генеральную прокуратуру РФ. Подключились общественники в лице организации «За возрождение ВПК». Если же мы не добьемся результата на региональном уровне, то просто поедем в Москву на прием. Я готов сражаться с любыми соперниками, и знаю, что они проиграют.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ